Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Таганрогский аэроклуб



Таганрогский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ)

Самолеты Вильга Таганрогского аэроклуба с сайта http://taganrogaviaklub.boom.ru

Срочная новость!

В конце апреля 2019 года по указанию Председателя ДОСААФ России Ростовской области Красникова Александра Алексеевича из г. Шахты в г. Таганрог приехала бригада специалистов для разборки и вывоза с территории аэродрома "Таганрог-южный" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") всей авиационной техники принадлежащей Таганрогскому аэроклубу.

Причина банальна: Председатель ДОСААФ России Ростовской области Красников Александр Алексеевич и последний руководитель Таганрогского аэроклуба (ТАТСК РОСТО) Калюжный Валерий Геннадиевич не смогли выработать приемлемого решения с ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" для продолжения работы клуба.

При этом в учет не было принято то, что после распада СССР аэроклуб практически существовал за счет заводов ТАВИА и ТАНТК на которых числились и получали зарплату все работники аэроклуба.

Матчасть также поддерживалась в относительно рабочем состоянии при финансовой поддержке заводов.

Благодаря тому, что вся техника находилась на охраняемой территории аэродрома "Таганрог-южный" это позволило сохранить ее от разграбления и сдачи на металлолом.


Неоднократно члены аэроклуба, инструктора общественники, летчики спортсмены, ветераны обращались к руководству ДОСААФ и ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" предлагая варианты решения возникших противоречий, но к сожалению, принято решение о выводе всей авиационной техники аэроклуба из Таганрога с весьма вероятной полной ее утилизацией.

Сами руководители ДОСААФ России Ростовской области похоже не рады этой перспективе и готовы обсуждать судьбу этой техники.

В настоящее время еще возможно от лица руководства города или области обратиться в ДОСААФ и Росимущество с предложением взять на баланс города Таганрога, в муниципальную собственность, всю технику и ангар, числящиеся на балансе аэроклуба и впоследствии распределить ее по договорам ответственного пользования между:

- "Неклиновским спортивно-техническим клубом сверхлегкой авиации "Пятый океан", посадочная площадка "Покровское", в котором возможна летная эксплуатация совместно с ДОСААФ и Неклиновской летной школой техники имеющей остаток летного ресурса и ремонт техники выработавшей межремонтный ресурс;

- Неклиновской спецшколой с первоначальной летной подготовкой (для практического обучения курсантов);

- Таганрогским музеем авиации при 325 АРЗ;

- Таганрогским авиационным колледжем им. В.М. Петлякова (как учебные пособия в кабинет конструкции самолетов и натурные экспонаты в музей колледжа);

-Также уже долгое время обсуждается возможность создания музея на территории ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (ангар и техника).


Надеемся, что Таганрог не потеряет славное звание авиационной столицы юга России!




История таганрогского аэроклуба

После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года у трудящихся Советского Союза появилось гораздо больше возможностей реализовать свою тягу к полетам на авиационной технике.

В 1933 году рабочие таганрогских заводов откликнулись на призыв городских организаций партии, комсомола и Осоавиахима и быстро собрали более 18 тысяч рублей на создание аэроклуба. Тогда же и куплены семь планеров для организации планерных школ. Были созданы планерные школы при заводах: механическом имени Димитрова, металлургическом, «Красный котельщик», комбайновом. Рабочие металлургического завода сами создали аэроплощадку, установили дежурство, организовали уход за планерами. Инструктор по планеризму Крупенко летом 1934 года первым поднялся в воздух. И пусть эти полеты с помощью резиновых амортизаторов были невысокими и непродолжительными, первые курсанты уже вкусили радость, счастье свободного полета.

Наиболее крепкая и прочная организация сложилась на авиационном заводе имени Димитрова. Здесь для занятий были выделены помещения, создана площадка для запуска планеров. Вскоре заработал заводской аэроклуб, во главе которого стоял на общественных началах известный летчик, участник гражданской войны, комбриг авиации, норвежский политэмигрант Адольф Амундсенович Ульсен. Уже в 1934 году клуб имел в своем составе планерную станцию, летную школу. Появился и свой первый старенький латаный самолет У-2. Инструкторами стали летчики А. Ульсен и Б. Ляхович. Начальником планерной станции был недавний шофер завода Михаил Тарабрин.

Широко и торжественно прошел первый авиационный праздник в Таганроге 18 августа 1934 года. В эти дни в нашем городе находилась эскадрилья агитперелета во главе с летчиком В.М. Ремизюком, организованная московской газетой «За индустриализацию». Семерка советских пассажирских самолетов П-5 вызвала небывалый интерес у таганрожцев. Участники агитперелета были приняты в горкоме партии. Именно тогда, 15 августа 1934 года, там серьезно обсуждался вопрос об открытии в Таганроге образцового аэроклуба. В своем выступлении первый секретарь горкома партии С.X. Варданиан сказал: «Таганрог — индустриальный и культурный центр обширного края, и здесь мы также добьемся успеха, и наш аэроклуб должен быть одним из лучших в крае».

9 июня 1935 года городской комитет партии принял решение об организации в Таганроге аэроклуба. Был создан оргкомитет, куда вошли талантливые и энергичные инженеры и летчики — П.А. Номан, А.А. Ульсен, Г.М. Бериев, И.И. Чигирев и другие. За сравнительно короткий срок, всего за 22 дня, они сумели практически осуществить этот вопрос. Был организован ремонт трех планеров, и еще три планера были куплены. Это позволило уже 5 августа открыть городскую планерную школу, ее курсантами стали первые 25 молодых рабочих и студентов. В августе того же года были получены с помощью прославленного летчика - одного из первых Героев Советского Союза В.С. Молокова, побывавшего в гостях у таганрогских аэроклубовцев, два самолета У-2. Он понял, что желание летать у ребят есть, и желание огромное, но не хватало самого главного — не было самолетов.

По воспоминаниям Георгия Михайловича Бериева:

- "При организации ОКБ я не забывал о своей мечте научиться самостоятельно пилотировать самолет. Да и для молодых инженеров ОКБ занятие авиационным спортом было полезным делом, в особенности с точки зрения более ответственного подхода к делу при разработке отдельных элементов конструкции опытного самолета. С этой целью я добился получения двух учебных самолетов У-2 и организовал группу любителей авиационного спорта, в которую вступил и сам. За пару месяцев с нашими инструкторами, летчиками-испытателями завода, мы прошли курс летной подготовки и научились самостоятельному самолетовождению на учебной машине. Иногда мне приходилось летать на У-2 в Ростов. Позднее, во время служебных полетов в Севастополь на гидросамолете МБР-2, я обычно садился на место правого летчика и после взлета машины тренировался в вождении этой машины по курсу, стараясь выдерживать курс полета с ошибкой не более 3-5 градусов".

За десятки лет через аэроклуб прошли сотни юношей и девушек, учащихся ПТУ и техникума. Они познали вкус неба, овладели собой, планером, самолетом.

Весной 1959 года члены ДОСААФ двух заводов, работники завода им. Димитрова (п/я 19) - Зеньковский, Логвинов, Криничный и завода Г.М. Бериева - Кузовков вышли на связь с председателем (начальником) ДОСААФ завода п/я 19 Антанниковым Георгием (полковник в отставке) и предложили передать им в пользование списываемый самолета По-2 с двигателем М-11ФР с остатками невыработанных часов по самолету и двигателю. Самолет использовался КДП завода Димитрова как разведчик погоды в разных зонах при испытаниях сдаваемой заказчику авиатехники. По-2 заменялся разведчиком Ли-2. А начальник группы СКО п/я 19 Мартыщенко Михаил Гаврилович помог с передачей этим энтузиастам части двухэтажного здания под размещение в нем расстыкованного самолета По-2.

Летом 1959 года этим маленьким коллективом принято решение создать структурное подразделение - "Конструкторское бюро на общественных началах" которое было одобрено директором завода № 86 Головиным Сергеем Моисеевичем.

Эта группа и стала инициатором создания планерного кружка. Несколько лет энтузиасты Анатолий Иванович Карпов, Владимир Иванович Криничный, Анатолий Петрович Зеньковский, Юрий Петрович Синицин и др. летали на старом планере БРО-11. Растягивали на 15-30 шагов резиновый амортизатор для запуска. Полет длился 30-40 сек.

Затем приобрели планер КАИ-12 и лебедку для его запуска. Продолжительность полета стала доходить до 10 мин. Стали осваивать парящие полеты. Однажды планер взлетел на парение в обед и приземлился поздно вечером, когда все кружковцы разошлись домой.

В мае 1962 г. приказом Председателя ЦК ДОСААФ СССР кружок был преобразован в Авиатехспортклуб.

После этого кружок преобразился. Начальником стал балтийский ас, энергичный Михаил Гаврилович Мартыщенко. Его стараниями на стоянке появились современные планеры: L-13, А-9, А-11, самолеты-буксировщики Як-12, спортивные самолеты Як-18.

Клуб начал проводить первоначальную подготовку заводской молодежи для поступления в летные училища, развернул подготовку классных спортсменов-планеристов. Спортсмены клуба стали регулярно выступать на областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Ежегодно проводились летом внутриклубные сборы и соревнования. Клуб участвовал в подготовке и проведении высотных сборов на Кавказе, где выполнялись полеты на побитие мировых рекордов по высоте на планере.

Вставали на полеты в три часа утра и шагом через весь город на аэродром. На аэродроме проводили все выходные. В тумане пробивались через горные ущелья с планером на буксире, садились на вспаханные поля, иногда ломали планер, переворачивались при посадке на самолете, получали травмы.

С приходом в 1969 г. нового начальника Николая Андреевича Душина клуб стал переходить на штатные начала - появились штатные работники, значительно выросла интенсивность работы клуба, увеличилось количество курсантов первоначальной подготовки, повысилось мастерство спортсменов-планеристов. Среди спортсменов выделялись Мастера спорта, неоднократные призеры республиканских и всесоюзных соревнований: Лариса Емельянова, Лидия Александровна Галкина, Е. Моисеенко и др. Отдавали клубу все свободное время инструкторы-общественники: Анатолий Иванович Неменко, Юрий Петрович Синицин, инженеры Владимир Григорьевич Казаков, Э. Ведель, Павел Филиппович Логинов и др.

Неоценимую помощь в подготовке молодежи и спортсменов внесли ветераны корейской войны Игорь Иванович Шавша, бывшие военные летчики М. Аристов, Леонид Дмитриевич Лобас, заслуженные летчики-испытатели Евгений Александрович Лахмостов, Геннадий Григорьевич Калюжный и др.

Приезжал "подлетнуть" на планере командир полка, будущий Главком ВВС Владимир Сергеевич Михайлов.

Успехи клуба неоднократно отмечались на республиканском и всесоюзном уровне. Приобреталась и осваивалась современная матчасть: самолеты-буксировщики "Вильга", спортивные самолеты Як-52, спортивные планеры, на который клуб летает и ныне. Осваивались клубными спортсменами парящие полеты по 200 км, 200 км и 300 км маршрутом в окрестностях Таганрога и вне его. Выполнялись парящие полеты на дальность более 500 км. Многие выпускники клуба закончили многолетнюю службу и ушли на заслуженную пенсию.

В последние годы пережил небывалые финансовые трудности, но сумел сохранить матчасть и костяк инструкторского состава.


Многие бывшие курсанты пришедшие в молодости в аэроклуб остались работать на предприятии, некоторые трудятся до сих пор. Были курсантами аэроклуба: Геннадий Сергеевич Панатов, Гломбинский Евгений Николаевич, Сергей Владимирович Костюков, Виктор Олегович Терешко, С. Петров, А. Солодовников, Аркадий Львович Шулькин, Иван Тимофеевич Теницкий, Сергей Владимирович Черноголовый, Алексей Дмитриевич Миняхин, А. Неменко, Е. Подгорная, О.И. Николаенко, И.И. Беликов, Олег Васильевич Лузинов, С. Кузьменко, С. Полосинов, Л. Чепела и другие.


Последние несколько десятков лет аэроклуб являлся неотъемлемой частью таганрогского авиационного завода.

Это была визитная карточка предприятия, города, области. Он был единственным планерным клубом на юге России. Аэроклуб участвовал в подготовке спортсменов планеристов, парашютистов, курсантов лётной школы.



В разное время аэроклуб назывался:


- Таганрогский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) (Российская оборонная спортивно-техническая организация Добровольного общества содействия армии авиации и флоту);
- Таганрогский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ);
- НОУ Таганрогский АТСК РОСТО (негосударственное образовательное учреждение).

Таганрогский АТСК РОСТО (ДОСААФ) расположен на аэродроме "Таганрог-южный".


Учредителями ТАТСК были:
- ОАО "ТАВИА";
- ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева";
- Ростовский ОС РОСТО (ДОСААФ).

К сожалению в 2018 г. деятельность Аэроклуба была приостановлена.

В настоящее время обсуждаются варианты возобновления его деятельности.

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://tatsk.ru/
(в 2018 г. еще работал, но указанный там руководитель уже не работает).



Матчасть (по состоянию на 2018 г.):

Самолеты Вильга-35А (PZL 104 Wilga) - 4 шт. (из них два в летном состоянии, один буксировщик планеров, второй учебно-тренировочный);
2014 г. Самолет Вильга-35 с сайта http://russianplanes.net
Самолеты Як-52 - 2 шт. (требуют капитального ремонта);
Самолеты Ан-2 - 2 шт. (требуют капитального ремонта);
Вертолеты Ми-2 - 2 шт. (требуют списания).
Панеры Л-13 Бланик (Let L-13 Blanik) - 14 шт. (один в летном состоянии, остальные требуют ремонта);
2014 г. Планер Л-13 Бланик с сайта http://russianplanes.net
Планеры "Янтарь стандарт 3" (Jantar) - 2 шт. (один из них разбитый, второму нужен ремонт);

Парашюты: Д-1-5у, Д-5, Д-6, ПТЛ, УТ-15, ПО и др.
Парашютист Парашютист 2010 г.

Автотехника: ГАЗ-66-5 (Кунг), УАЗ-396219 (Таблетка), УАЗ-452, мотоцикл Днепр МТ-9, мотороллер Муравей.

Ангар (примерно 300 кв.м).



Руководители Таганрогского Аэроклуба:

с 1959 г. - Мартыщенко Михаил Гаврилович (начальник Таганрогского планерного кружка)
c 1962 по 1969 гг. - Мартыщенко Михаил Гаврилович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
c 1969 по 1979 гг. - Душин Николай Андреевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1979 по 1984 гг. - Горячев Анатолий Михайлович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1984 по 1992 гг. - Попов Георгий Андреевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1992 по 1997 гг. - Холод Григорий Иванович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1992 по 1999 гг. - Конанков Александр Владимирович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1999 по 2001 гг. - Косминский Александр Иванович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
Башмаков пару месяцев руководил
с 2001 по 2006 гг. - Мудрук Николай Анатольевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 2006 по 2018 гг. - Калюжный Валерий Геннадьевич (начальник Таганрогского аэроклуба)



Ветераны аэроклуба:

Шавша Игорь Иванович - начальник летного отдела аэроклуба,
Лахмостов Евгений Александрович - летчик-инструктор, заслуженный летчик-испытатель Р.Ф.,
Неменко Анатолий Иванович - летчик-инструктор,
Калюжный Геннадий Григорьевич - летчик инструктор, заслуженный летчик-испытатель Р.Ф.,
Галкина Лидия Александровна - летчик-инструктор, мастер спорта, неоднократный чемпион СССР,
Муллов Николай Анатольевич - руководитель полетов,
Калюжный Валерий Геннадьевич,
Абрамов Сергей Александрович,
Журавлев Андрей Николаевич,
Аленина Ирина Александровна,
Чаплыгина Нелли Сергеевна,
Герин Евгений Борисович,
Островерхов И.В.,
Замазий Леонид Юрьевич,
Полковников Ю.



Фотографии:

2012 г. Самолет Вильга-35 и планер Бланик

2010 г. Самолет Вильга-35

2010 г. Самолет Вильга-35

2010 г. Самолет Вильга-35 буксирует планер Бланик

2008 г. Самолет Вильга-35

2002 г. Планер Бланик над аэродромом с сайта http://taganrogaviaklub.boom.ru

Планера Янтарь и Бланики

Самолеты Як-12 и планера Бланик

Планер БРО-11

Планер КАИ-12

Самолет УТ-2

Самолет По-2



Источники информации:

ДОСААФ России

Региональное отделение ДОСААФ России в Ростовской области

Статья про Таганрогский аэроклуб. Емельянов С.Н., Сальников А.И., "Мы хотим летать и творить", газета "Альбатрос" №35, декабрь 2018 г.

Емельянов С.Н., Из семьи крылатых (заметка о первых авиаторах в Таганроге, создании в Таганроге авиамодельных кружков и аэроклуба).

Емельянов С.Н., Комбриг Ульсен (заметка о летчике-испытателе, начальнике летно-испытательной станции завода №31 - Адольфе Амундсеновиче Ульсене).

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://tatsk.ru/

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Таганрогский аэроклуб. http://www.reaa.ru/

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://www.taganrogaeroclub.ru (уже не работает)

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://taganrogaviaklub.boom.ru (уже не работает)



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail