Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Таганрогский аэроклуб



Таганрогский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ)

Самолеты Вильга Таганрогского аэроклуба с сайта http://taganrogaviaklub.boom.ru

Мы ждём всех, кто хочет научиться летать на самолётах и планерах, прыгать с парашютом.


После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года у трудящихся Советского Союза появилось гораздо больше возможностей реализовать свою тягу к полетам на авиационной технике.

По воспоминаниям Георгия Михайловича Бериева:

- "При организации ОКБ я не забывал о своей мечте научиться самостоятельно пилотировать самолет. Да и для молодых инженеров ОКБ занятие авиационным спортом было полезным делом, в особенности с точки зрения более ответственного подхода к делу при разработке отдельных элементов конструкции опытного самолета. С этой целью я добился получения двух учебных самолетов У-2 и организовал группу любителей авиационного спорта, в которую вступил и сам. За пару месяцев с нашими инструкторами, летчиками-испытателями завода, мы прошли курс летной подготовки и научились самостоятельному самолетовождению на учебной машине. Иногда мне приходилось летать на У-2 в Ростов. Позднее, во время служебных полетов в Севастополь на гидросамолете МБР-2, я обычно садился на место правого летчика и после взлета машины тренировался в вождении этой машины по курсу, стараясь выдерживать курс полета с ошибкой не более 3-5 градусов".

Поэтому можно считать, что Таганрогский аэроклуб начинает свою историю с 1935 года. В разное время он базировался на разных площадках нашего города. Последние несколько десятков лет аэроклуб являлся неотъемлемой частью таганрогского авиационного завода.

Это была визитная карточка предприятия, города, области. Он был единственным планерным клубом на юге России. Аэроклуб участвовал в подготовке спортсменов планеристов, парашютистов, курсантов лётной школы.



В разное время аэроклуб назывался:


Таганрогский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ).
Таганрогский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ).

Таганрогский АТСК РОСТО (ДОСААФ) расположен на аэродроме "Таганрог-южный".
Учредителями ТАТСК были:
- ОАО "ТАВИА";
- ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева";
- Ростовский ОС РОСТО (ДОСААФ).

К сожалению в 2018 г. деятельность Аэроклуба была приостановлена.

В настоящее время обсуждаются варианты возобновления его деятельности.

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://tatsk.ru/
(в 2018 г. еще работал, но указанный там руководитель уже не работает)



За десятки лет через клуб прошли сотни юношей и девушек, учащихся ПТУ и техникума. Они познали вкус неба, овладели собой, планером, самолетом.

Но сначала был планерный кружок. Несколько лет энтузиасты Анатолий Иванович Карпов, Владимир Иванович Криничный, Анатолий Петрович Зеньковский, Юрий Петрович Синицин и др. ремонтировали и летали на старом планере БРО-11. Растягивали на 15-30 шагов резиновый амортизатор для запуска. Полет длился 30-40 сек.

Затем приобрели планер КАИ-12 и лебедку для его запуска. Продолжительность полета стала доходить до 10 мин. Стали осваивать парящие полеты. Однажды планер взлетел на парение в обед и приземлился поздно вечером, когда все кружковцы разошлись домой.

В мае 1962 г. приказом Председателя ЦК ДОСААФ СССР кружок был преобразован в Авиатехспортклуб.

После этого кружок преобразился. Начальником стал балтийский ас, энергичный Михаил Гаврилович Мартыщенко. Его стараниями на стоянке появились современные планеры: L-13, А-9, А-11, самолеты-буксировщики Як-12, спортивные самолеты Як-18.

Клуб начал проводить первоначальную подготовку заводской молодежи для поступления в летные училища, развернул подготовку классных спортсменов-планеристов. Спортсмены клуба стали регулярно выступать на областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Ежегодно проводились летом внутриклубные сборы и соревнования. Клуб участвовал в подготовке и проведении высотных сборов на Кавказе, где выполнялись полеты на побитие мировых рекордов по высоте на планере.

Вставали на полеты в три часа утра и шагом через весь город на аэродром. На аэродроме проводили все выходные. В тумане пробивались через горные ущелья с планером на буксире, садились на вспаханные поля, иногда ломали планер, переворачивались при посадке на самолете, получали травмы.

С приходом в 1969 г. нового начальника Николая Андреевича Душина клуб стал переходить на штатные начала - появились штатные работники, значительно выросла интенсивность работы клуба, увеличилось количество курсантов первоначальной подготовки, повысилось мастерство спортсменов-планеристов. Среди спортсменов выделялись Мастера спорта, неоднократные призеры республиканских и всесоюзных соревнований: Лариса Емельянова, Лидия Александровна Галкина, Е. Моисеенко и др. Отдавали клубу все свободное время инструкторы-общественники: Анатолий Иванович Неменко, Юрий Петрович Синицин, инженеры Владимир Григорьевич Казаков, Э. Ведель, Павел Филиппович Логинов и др.

Неоценимую помощь в подготовке молодежи и спортсменов внесли ветераны корейской войны Игорь Иванович Шавша, бывшие военные летчики М. Аристов, Леонид Дмитриевич Лобас, заслуженные летчики-испытатели Евгений Александрович Лахмостов, Геннадий Григорьевич Калюжный и др.

Приезжал "подлетнуть" на планере командир полка, будущий Главком ВВС Владимир Сергеевич Михайлов.

Успехи клуба неоднократно отмечались на республиканском и всесоюзном уровне. Приобреталась и осваивалась современная матчасть: самолеты-буксировщики "Вильга", спортивные самолеты Як-52, спортивные планеры, на который клуб летает и ныне. Осваивались клубными спортсменами парящие полеты по 200 км, 200 км и 300 км маршрутом в окрестностях Таганрога и вне его. Выполнялись парящие полеты на дальность более 500 км. Многие выпускники клуба закончили многолетнюю службу и ушли на заслуженную пенсию.

В последние годы пережил небывалые финансовые трудности, но сумел сохранить матчасть и костяк инструкторского состава.


Многие бывшие курсанты пришедшие в молодости в аэроклуб остались работать на предприятии, некоторые трудятся до сих пор. Были курсантами аэроклуба: Геннадий Сергеевич Панатов, Гломбинский Евгений Николаевич, Сергей Владимирович Костюков, Виктор Олегович Терешко, С. Петров, А. Солодовников, Аркадий Львович Шулькин, Иван Тимофеевич Теницкий, Сергей Владимирович Черноголовый, Алексей Дмитриевич Миняхин, А. Неменко, Е. Подгорная, О.И. Николаенко, И.И. Беликов, Олег Васильевич Лузинов, С. Кузьменко, С. Полосинов, Л. Чепела и другие.



Матчасть:

Самолеты Вильга-35 (PZL 104 Wilga), Як-52, Ан-2, вертолеты Ми-2.
2014 г. Самолет Вильга-35 с сайта http://russianplanes.net
Панеры Л-13 Бланик (Let L-13 Blanik), Янтарь (Jantar).
2014 г. Планер Л-13 Бланик с сайта http://russianplanes.net
Парашюты: Д-1-5у, Д-5, Д-6, ПТЛ, УТ-15, ПО и др. разрешённые.
Парашютист Парашютист 2010 г.
Автотехника: ГАЗ-66 (Кунг), УАЗ (Таблетка), мотоцикл УРАЛ.



Руководители Таганрогского Аэроклуба:

с 19хх г. - Мартыщенко Михаил Гаврилович (начальник Таганрогского планерного кружка)
c 1962 г. - Мартыщенко Михаил Гаврилович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
c 1969 по 1979 гг. - Душин Николай Андреевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1979 по 1984 гг. - Горячев Анатолий Михайлович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1984 по 1992 гг. - Попов Георгий Андреевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1992 по 1997 гг. - Холод Григорий Иванович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1992 по 1999 гг. - Конанков Александр Владимирович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 1999 по 2001 гг. - Косминский Александр Иванович (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
Башмаков пару месяцев руководил
с 2001 по 2006 гг. - Мудрук Николай Анатольевич (начальник Таганрогского Авиатехспортклуба ДОСААФ СССР)
с 2006 по 2018 гг. - Калюжный Валерий Геннадьевич (начальник Таганрогского аэроклуба)



Ветераны аэроклуба:

Шавша Игорь Иванович - начальник летного отдела аэроклуба,
Лахмостов Евгений Александрович - летчик-инструктор, заслуженный летчик-испытатель Р.Ф.,
Неменко Анатолий Иванович - летчик-инструктор,
Калюжный Геннадий Григорьевич - летчик инструктор, заслуженный летчик-испытатель Р.Ф.,
Галкина Лидия Александровна - летчик-инструктор, мастер спорта, неоднократный чемпион СССР,
Муллов Николай Анатольевич - руководитель полетов,
Калюжный Валерий Геннадьевич,
Абрамов Сергей Александрович,
Журавлев Андрей Николаевич,
Аленина Ирина Александровна,
Чаплыгина Нелли Сергеевна,
Герин Евгений Борисович,
Островерхов И.В.,
Замазий Леонид Юрьевич,
Полковников Ю.



Фотографии:

2012 г. Самолет Вильга-35 и планер Бланик

2010 г. Самолет Вильга-35

2010 г. Самолет Вильга-35

2010 г. Самолет Вильга-35 буксирует планер Бланик

2008 г. Самолет Вильга-35

2002 г. Планер Бланик над аэродромом с сайта http://taganrogaviaklub.boom.ru



Источники информации:

ДОСААФ России

Региональное отделение ДОСААФ России в Ростовской области

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://tatsk.ru/

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Таганрогский аэроклуб. http://www.reaa.ru/

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://www.taganrogaeroclub.ru (уже не работает)

Сайт Таганрогского аэроклуба. http://taganrogaviaklub.boom.ru (уже не работает)



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail