Прозару

Из семьи крылатых

Сергей Емельянов
Эта книга была написана еще в 1986 году на основе документов таганрогского, ростовского, нескольких московских архивов, в которых более трех лет работал автор, собирая по крупицам материалы по истории городского аэроклубовского движения. Кроме того, он вел большую переписку с десятками бывших курсантов, инструкторов, техников Таганрогского аэроклуба 1934 - 1941гг., а также с родственниками многих из них. Всего более 800 писем, больше сотни фотографий, а также летные книжки, воспоминания, полетные листы-задания, письма военных лет, извещения о гибели на фронте и многие другие материалы легли в основу данной книги. Правда, эта книга так и не была никогда издана.
В далекие теперь уже 1970 - 1980 годы в день Победы на центральной аллее можно было видеть большую группу уже немолодых людей. Это собирались на ежегодные встречи бывшие аэроклубовцы. Сейчас их остались считанные единицы, и встречи эти давно уже не проводятся. А история такого яркого удивительного события ныне нигде и никак не отражена и практически забыта.

У истоков
Скупые строки архивных документов донесли до нас многие почти забытые сведения о первых авиаторах, первых попытках таганрожцев преодолеть земное тяготение и подняться в воздух. В 1910 году предложил проект двухлопастного, вертолета с тянущим винтом рабочий доменного цеха нашего металлургического завода Ф. С. Старовойт. Примерно в это же время группа энтузиастов восьмикласского технического училища (ныне авиационный колледж имени В.М. Петлякова) построила самолет оригинальной конструкции и, не имея денег на покупку мотора, пыталась заработать их путем платной демонстрации своего самолета на выставке.
В начале 1920-х годов в таганрогском небе летал на маленьком белом самолете «Савойя» талантливый летчик, коммунист, политэмигрант Примо де Джибелли. Его полеты над городом, взлет и посадка на море будоражили воображение не только мальчишек, но и взрослых. Спустя несколько лет за мужество и героизм, проявленные в боях за республиканскую Испанию, летчик П. Джибелли в числе самых первых в стране был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Весной 1929 года Центральный аэрогидродинамический институт организовал в нашем городе базу для морских и летных испытаний самолета АНТ-4. Этот самолет под названием «Страна Советов» в том же году совершил выдающийся сверхдальний перелет из Москвы в г. Сиэттл (США). Об этом перелете отважного экипажа под командованием Семена Шестакова писала тогда печать всего мира.
В апреле — мае 1929 года этот самолет летал в небе Таганрога. Здесь работали тогда выдающиеся советские авиаконструкторы: Андрей Николаевич Туполев и его талантливый ученик, наш земляк, Владимир Mихайлович Петляков. Легендарные тридцатые годы. Время первых пятилеток, великих строек, выдающихся рекордов и сверхдальних перелетов, начало массового движения советской молодежи под девизом "Комсомолец - на планер! Комсомолец — на самолет!».
В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве трехмиллионного комсомола над военно-воздушными силами рабоче-крестьянской Красной Армии, а 25 января 1931 года был издан приказ народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова, закрепивший шефство Краснознаменного Ленинского комсомола над ВВС. Всей стране, каждому комсомольцу в те годы были знакомы и близки слова героя гражданской войны Клима Ворошилова: «Каждой школе, каждому пионерскому отряду — авиамодельный кружок, каждому заводу, каждой фабрике — кружок планеристов. Каждому промышленному центру — аэроклуб!».
Первыми в нашем городе появились авиамодельные кружки. Они были созданы в авиационном техникуме, на детской технической станции, несколько позже — в ряде школ. Уже в 1932—33 годах у нас проводились первые выставки и первые соревнования авиамоделистов. В августе 1934 года на выставке «Умелые руки» были показаны десятки моделей самолетов, планеров, даже дирижаблей, любовно сделанных руками юных умельцев. Уже тогда лучшими модельными кружками были признаны кружки детской технической станции, школ, № № 2, 5, 10, 15 и других. Руководили работой юных энтузиастов студенты авиационного техникума.
В числе самых активных были Сережа Израилев, Ангелиди, Гумилевский и другие. Многие активисты модельных кружков потом стали курсантами аэроклуба, летчиками. Летом 1935 года в составе областной делегации ездил в Москву на Всесоюзные соревнования по авиамодельному спорту ученик 10-го класса школы № 1 Леня Левкин. Он демонстрировал там построенную своими руками оригинальную модель орнитоптера — птицеподобного самолета с колышущимися крыльями.
Особое место в жизни Таганрога занимает история проведения праздников Дня авиации, которая берет свое начало с 1923 года. Именно тогда в марте трудящиеся нашего города организовали ячейку Общества друзей воздушного флота, в короткий срок собрали 12 тысяч рублей. На них был построен первый советский самолет конструкции Н. Н. Поликарпова — Р-1. Его назвали «Таганрожец» и торжественно как дар горожан передали в эскадрилью имени Артема.
Дни авиации в Таганроге собирали тысячи зрителей. Это были подлинные праздники трудящихся, на которых ярко и доходчиво проводились популяризация и пропаганда советской авиации, достижений летчиков и конструкторов, рабочих и инженеров. Рабочие Таганрога проникались подлинной заботой и вниманием к развитию отечественной промышленности, созданию надежного воздушного щита молодой Страны Советов.
В 1933 году рабочие заводов откликнулись на призыв городских организаций партии, комсомола и Осоавиахима, и быстро собрали более 18 тысяч рублей на создание аэроклуба. Тогда же и куплены семь планеров для организации планерных школ. Были созданы планерные школы при заводах механическом имени Димитрова, металлургическом, «Красный котельщик», комбайновом. Рабочие металлургического завода сами создали аэроплощадку, установили дежурство, организовали уход за планерами. Инструктор по планеризму Крупенко летом 1934 года первым поднялся в воздух. И пусть эти полеты с помощью резиновых амортизаторов были невысокими и непродолжительными, первые курсанты уже вкусили радость, счастье свободного полета.
Наиболее крепкая и прочная: организация сложилась на авиационном заводе имени Димитрова. Здесь для занятий были выделены помещения, создана площадка для запуска планеров. Вскоре заработал заводской аэроклуб, во главе которого стоял на общественных началах известный летчик, участник гражданской войны, комбриг авиации, норвежский политэмигрант Адольф Амундсенович Ульсен. Уже в 1934 году клуб имел в своем составе планерную станцию, летную школу. Появился и свой первый старенький латаный самолет У-2. Инструкторами стали летчики А. Ульсен и Б. Ляхович. Начальником планерной станции был недавний шофер завода Михаил Тарабрин.
Большое внимание аэроклубу уделяли директор завода Ф. П. Мурашов, секретарь парткома Н. М. Мыльников. Юридическими членами аэроклуба стали, кроме них, главный инженер И. М. Косткин, начальник цеха Габрилович, ведущие специалисты завода Развальский, Савченко, Якайтис, Дубенский, Глазко. Они первыми внесли в организацию клуба личные деньги. Скоро это движение на заводе стало массовым. Нужно отметить то, что организация парашютных кружков, планерных станций и секций, летной школы базировалась исключительно на добровольных пожертвованиях и взносах рабочих, инженеров, служащих, то есть на подлинно народных деньгах.
Уже в 1934 году в городе появились первые летчики-планеристы: Васильев, Конома, Донец, Алексеев, Андреев, Шаповалов, Ладыгин. Наиболее подготовленные из них Андреев и Олейников стали сами инструкторами в аэроклубе. В том же году у димитровцев были созданы группы пилотов, планеристов, мотористов. Появились новые летчики-инструкторы Борисенко, Кашин.
Хорошо работал планерный кружок на комбайновом заводе. Здесь лучшим планеристом был секретарь партийного комитета тов. Щербаков. Он же успешно выполнил нормы и получил звание «Ворошиловский стрелок». Активно работали в кружке Полунин, Шевченко и другие молодые рабочие.
Летом 1934 года в городе широко развернулось патриотическое движение по сбору средств на постройку самолета «Таганрогский рабочий». Деньги сдавали не только рабочие, но и студенты, школьники. Часто можно было встретить в городской газете объявление, подобное следующему:
«Сотрудники горздравотдела все вступили в юридические члены аэроклуба и внесли 500 рублей на его оборудование и строительство самолета «Таганрогский рабочий». Тов. Рубан (заведующий горздравотделом) внес 25 рублей. Члены артели «Политкаторжанин» всем коллективом вступили в юридические члены аэроклуба и внесли 400 рублей на постройку аэроклуба».
При городском совете Осовиахима была создана комиссия содействия организации аэроклуба во главе с Чечковским. В июле 1934 года горком комсомола принял решение: « … каждый комсомолец должен быть членом аэроклуба и вовлечь в членство не менее десяти человек беспартийной молодежи». В сентябре 1934 года в Таганроге и районе проходил месячник по сбору утиля. Половина из средств от сбора утиля была направлена на строительство самолета «Таганрогский рабочий», а половина — на благоустройство города.
Широко и торжественно прошел первый авиационный праздник в Таганроге 18 августа 1934 года. В эти дни в нашем городе находилась эскадрилья агитперелета во главе с летчиком В. М. Ремизюком, организованная московской газетой «За индустриализацию». Семерка советских пассажирских самолетов П-5 вызвала небывалый интерес у таганрожцев. Участники агитперелета были приняты в горкоме партии.
Именно тогда, 15 августа 1934 года, там серьезно обсуждался вопрос об открытии в Таганроге образцового аэроклуба. В своем выступлении первый секретарь горкома партии С. X. Варданиан сказал: «Таганрог — индустриальный и культурный центр обширного края, и здесь мы также добьемся успеха, и наш аэроклуб должен быть одним из лучших в крае».

Они были первыми
9 нюня 1935 года городской комитет партии принял решение об организации в Таганроге аэроклуба. Был создан оргкомитет, куда вошли талантливые и энергичные инженеры и летчики — П. А. Номан, А.А. Ульсен, Г. М. Бериев, И. И. Чигирев и другие. За сравнительно короткий срок, всего за 22 дня, они сумели практически осуществить этот вопрос. Был организован ремонт трех планеров, и еще три планера были куплены.
Это позволило уже 5 августа открыть городскую планерную школу, ее курсантами стали первые 25 молодых рабочих и студентов. В августе того же года были получены с помощью прославленного летчика одного из первых Героев Советского Союза В. С. Молокова, побывавшего в гостях у таганрогских аэроклубовцев, два самолета У-2. Он понял, что желание летать у ребят есть, и желание огромное, но не хватало самого главного — не было самолетов.
Июль— август 1935 года — это весьма знаменательный этап в истории таганрогского аэроклубовского движения. В июле под руководством энергичного и опытного летчика, прекрасного организатора А. А. Ульсена в заводском аэроклубе стали самостоятельно летать первые учлеты — лучшие в учебе и ударники производства. Отлично выполнили все учебные взлеты, посадки, виражи на самолете У-2 Тимашпольский, Лапигин, Шаповалов, Феклюнин.
Шестеро димитровцев получили право на звание парашютиста. Прыжки с самолета! Этого красивого и захватывающего зрелища еще не видели таганрожцы. Вот легкий двухместный У-2 разбегается по зеленому полю, легко отрывается от него и, победно урча мотором, набирает высоту. Вот уже он высоко в небе.
Из кабины поднимается парашютист, переходит на крыло, становится на край плоскости и, держась одной рукой за край кабины, другой нащупывает кольцо парашюта. Его взгляд устремлен на летчика. Ждет сигнала. Сигнал дан. От самолета отделяется маленькая черная точка и с огромной скоростью несется вниз.
Затаив дыхание, смотрят за ним тысячи таганрожцев. Секунды кажутся вечностью. И вот, пролетев несколько десятков метров, точка словно замирает, и над ней вспыхивает белое облако. Еще мгновение и парашютист уже медленно плывет по воздуху. Первые прыжки в Таганроге состоялись. Восторженно писала в те дни городская газета «И у нас зародилось славное племя парашютистов, и пусть это бодрое племя растет и множится. В нашем городе парашютизм должен стать массовым».
Забегая вперед, хочется сказать, что к лету грозного 1941 года в нашем городе было более четырех тысяч подготовленных парашютистов. Многие из них ушли на фронт в составе парашютно-десантных частей.
24 июля председатель оргкомитета городского аэроклуба П.А. Номан рассказал о том, как идет подготовка к открытию клуба. По решению горисполкома для него временно были выделены в здании на углу улицы Ленина я Украинского переулка, где помещался горсовет Осоавиахима, две комнаты. Было тесно, но это уже была первая своя база. Под аэродром и ангар отвели территорию между заводом «Красный котельщик» и еврейским кладбищем (теперь на этом месте высятся корпуса завода «Прибой»).
Именно здесь в июле 1935 года была проведена грандиозная авиамассовка. Несколько тысяч таганрожцев собрались на праздник. Буксируемый самолетом, взлетает в небо легкий и быстрый планер «Костя Ерофицкий». Там, высоко в голубом небе, отцепившись от самолета, планер, словно купаясь в воздушных потоках, проделывает целый ряд фигур высшего пилотажа.
Вот планер, словно замер на месте. Затем резкий и глубокий бросок к земле, и будто неведомая сила тянет легкий планер вдруг снова вверх. «Мертвая петля». Дух захватывает у тысяч зрителей. А планер уже мягко я плавно идет на посадку. Высший пилотаж выполнил летчик-планерист Шевяков. А в небе уже пара учебных самолетов У-2. Их ведут опытные летчики П. А. Номан и А. А. Ульсен. Набрав высоту около 500 метров, они в строю - парой продемонстрировали целый комплекс фигур высшего пилотажа.
Затем состоялись прыжки с парашютом с самолета. Первый прыжок выполнил Мельник. Потом были выполнены полузатяжные прыжки. В конце праздника состоялось катание лучших ударников на самолетах. С опаской, но и огромным желанием садились в кабины и взмывали в небо и старые, и молодые. Авиационный праздник 24 июля стал памятным для многих таганрожцев. Сотни и тысячи молодых ребят и девчат стали мечтать о небе, о самолетах, парашютах.
17 августа в клубе механического завода имени Димитрова на улице Свердлова (потом в послевоенные годы в этом здании будет долгое время располагаться городской дом пионеров и школьников) состоялось торжественное заседание, посвященное первому выпуску молодых летчиков — рабочих, обученных аэроклубом без отрыва от - производства. Среди них А. Черкас. Он на заводе с 1929 года. Еще тогда хотел поступить в летную школу, но не прошел по конкурсу. А сейчас он — контролер ОТК, знающий и грамотный специалист, получил свидетельство пилота. Иван Васильев еще совсем молод. Ему исполнилось только 19 лет. Недавний фабзаучник, он уже зарекомендовал себя хорошим производственником, работал сборщиком. Сначала Иван поступил в планерную школу, овладел искусством планеризма, за что был досрочно переведен в летную школу клуба. Выполняя первые свои полеты на самолете с инструктором, он достиг больших успехов и вскоре получил «добро» на самостоятельный вылет. Ко Дню авиации Ваня Васильев совершил 80 самостоятельных полетов. Была у него мечта - стать — военным летчиком.
Столяр Савелий Шаповалов тоже сначала закончил планерную школу, а затем летную. Свой первый самостоятельный полет совершил 9 июля. Получили звание пилота Егор Снимщиков, Тимофей Лапигнн. Всего в августе были подготовлены в заводском аэроклубе 16 мотористов и 40 планеристов, 12 парашютистов. Одновременно был объявлен набор в заводской аэроклуб ударников производства. С августа начали занятия 34 планериста, 45 парашютистов, 42 летчика.
Активно стали заниматься авиационным делом и на других предприятиях и в учебных заведениях города. Так в августе прыгнули с парашютом с вышки 32 молодых производственника железнодорожного узла, в том числе 8 человек совершили ночные прыжки. Лучшего активиста Осоавиахима сцепщика вагонов И. Тенякова комитет комсомола станции Таганрог направил учиться в летную школу.
Вскоре был организованы парашютные кружки на заводах – комбайновом, «Красный гидропресс», в институте механизации сельского хозяйства, авиационном техникуме и так далее.
Осенью 1935 года был объявлен первый набор в школу пилотов городского аэроклуба. Первыми преподавателями стали Василий Багров, он же начальник аэроклуба, и несколько инженеров из авиатехникума. Учились без отрыва от производства.
В числе первых учлетов аэроклуба были студенты авиатехиикума Дмитрий Моисеенко, Сергей Филиппов, рабочие-металлурги Виктор Нетудыхатка, Степан Гацев, работники комбайнового завода Григорий Грошев, Тимофеи Комаров, гидропрессовцы Иван Гаркушенко, Николай Синяев, Николай Клочко, первые девушки - учлеты — Екатерина Кочубей и Валя Линебергер.
В июне 1936 года теоретические занятия были завершены. Подошел летний период обучения. С 4 часов утра до 10 и с 5 до 8 часов вечера ежедневно, не считаясь с трудностями, повышали свое мастерство первые курсанты городского аэроклуба. За короткий срок они добились высоких результатов.
К середине августа учлеты Нетудыхатка, Меняйленко, Бухтияров, Лапенко. Моисеенко, Гаркушенко, Грошев, Фетисов, Кочубей уже подготовились к самостоятельному полету на самолете У-2. К начала лета все курсанты уже совершили свои первые прыжки с парашютом. На прыжки ездили на станцию Гниловскую под Ростов, там была парашютная вышка, точнее, для этой цели использовалась колокольня закрытой неработавшей церкви.
Летчиком-инструктором к этому времени был Павел Иванович Казаков. Начлетом стал лейтенант Есаулов, прибывший из кадров ВВС. Начальником планерной школы работал Михаил Тарабрин, позже он стал летчиком-инструктором. Начальником парашютной службы был Зайцев, первым техником стал Михаил Шуренков. Молодым инструкторам и преподавателям клуба большую помощь оказывал старый коммунист, участник гражданской войны, старший техник Сыченых. Он работал в Ростовском аэроклубе и приезжал в Таганрог помогать осваивать молодым учлетам технику.
Вначале в распоряжении аэроклубовцев был всего один самолет У-2. Он стоял в ангаре на аэродроме. Впрочем, назвать небольшую площадку аэродромом можно было весьма условно. С первых полетов стало ясно, что нужен новый аэродром. Но чтобы не терять времени, полеты проводились следующим образом. Курсанты вставали около трех часов ночи и шли пешком за город.. Здесь, за селом Петрушино они по очереди совершали свои первые 10-минутные полеты по кругу на самолете с П. И. Казаковым, который перелетал сюда с «базы».
После полетов нужно было успеть еще на работу или учебу, а вечером — снова спешили за город. И до самой темноты - полеты. Летали самозабвенно, с огромным желанием и энтузиазмом. В конце лета аэроклубу был выделен новый просторный аэродром в районе станции Марцево, а управление и классы были переведены большое и просторное угловое здание на улице Ленина и переулке Антона Глушко. В следующем году при входе в аэроклуб была поставлена скульптуры летчика и парашютиста. Во дворе здания располагался летний кинотеатр « «. Здесь клуб размещался до самой эвакуации в октябре 1941 года.
Курсанты и инструкторы клуба приняли самое активное, участие в большом авиационном празднике в День воздушного флота, который состоялся на новом марцевском аэродром 18 августа.
Успешно работал и филиал летной школы на механическом заводе имени Димитрова. Здесь готовились три группы пилотов. Их инструкторами были Ефим Михайлович Кошелев очень известный в городе человек, кавалер двух орденов Красного Знамени, Григорий 3ахарович Кашин, военный летчик-испытатель капитан Никольский. Первым в группе Е.М. Кошелева самостоятельно вылетел Прокофий Семенистый. Он проявил большую любовь и умение при вывозных полетах, и старый летчик уверенно разрешил именно ему первому самостоятельный полет. За ним самостоятельно поднялись в небо учлеты Бондаренко, Тимашпольский, Кулик и другие.
Параллельно с летной школой работала и планерная. Инструктором планерного дела стал недавний ее курсант Набоко. В ноябре 1936 года состоялся выпуск первого набора городского аэроклуба. 34 лучших и самых достойных получили звание пилота. Перед ними теперь были открыты двери летных школ страны. Многие из первых таганрогских учлетов прошли большой путь в военной авиации, сражались в грозные годы Великой Отечественной войны, другие стали сами воспитывать молодых пилотов. К сожалению, многие погибли в боях за Родину.
Иван Васильевич Гаркушенко в военной авиации прослужил почти двадцать лет. Начинал рядовым в Севастополе в 1936 году. Успешно закончил Ейское военно-морское училище летчиков. В годы войны воевал в морской авиации на Черном море. Летал сначала на бомбардировщике "СБ". За короткое время успел совершить восемь боевых вылетов в трудное жаркое лето 1941 года. Затем был переведен на Северный флот. Здесь летал на новом пикировщике Пе-2. Уже в конце лета 1941 года потопил фашистский эсминец, а осенью у полуострова Петсамо пустил на дно фашистский транспорт водоизмещением 20 тысяч тонн. Всего на его боевом счету восемь вражеских кораблей.
Когда по решению Ставки была создана особая морская группа (ОМАГ) для охраны конвоев, шедших в Советский Союз северными морями из Англии, Иван Васильевич был включен в ее состав. Он к этому времени был уже настоящим «морским волком». Отличная техника пилотирования, великолепное знание материальной части, храбрость и точный расчет снискали ему большой авторитет среди летчиков-североморцев. Были на его боевом счету и сбитые фашистские самолеты. Ведь И. В. Гаркушенко летал не только на бомбардировщиках, но отлично освоил и дальний истребитель Пе-З. Хорошо летал на самых разных типах самолетов, в том числе и на американских, английских. Когда в руки наших летчиков попал целехонький немецкий Ме-109, капитан Гаркушенко укротил и его.
Героизм и мужество у него всегда сочетались с блестящим знанием техники, метеоусловий, особенностей коварных северных непогод. А еще ему было присуще необыкновенное хладнокровие. Однажды, в полете над морем с ним произошло невероятное. С левого мотора сорвало винт. Внизу — студеное штормовое море и на сотни километров души, ни земля. Капитан Гаркушенко почти 300 километров вел тяжелую машину над морем на одним моторе, и благополучно сел на свой аэродром. А потом были бои также на Дальнем Востоке. Шесть боевых орденов — так отметила Родина ратный труд нашего земляка, одного из первых воспитанников аэроклуба — Ивана Гаркушенко. Выйдя в отставку в звании подполковника, он вернулся в родной Таганрог.
Тимофей Михайлович Лапигин. Он тоже в числе первых выпускников аэроклуба. Работал на авиационном ом заводе имени Димитрова, закончил сначала планерную, а потом и летную школу. По комсомольской путевке вскоре после этого уехал в летное училище. Затем служил в военной авиации, был летчиком-истребителем. Храбро сражался в суровом военном небе, терял боевых друзей, видел смерть и горе, которые несли нашему народу фашисты.
Спустя много лет в начале 1980 годов, брат Тимофея Лапигина — Павел Михайлович передал в музей боевой и трудовой славы механического завода имени Димитрова фотографии и документы. Пожелтевшее от времени извещение о гибели, которое в народе звали «похоронкой», читаю с волнением: «Ваш сын, гвардии майор Лапигин Тимофей Михайлович, погиб в воздушная бою 25 октября 1944 года. Похоронен в г. Вышкув. Польша". А в письме командира 30-го гвардейского истребительного авиаполка гвардия подполковника Ибатулина к отцу героя сказано: «...Наша часть в лице Лапигина Тимофея Михайловича потеряла одного из лучших советских офицеров, бесстрашного летчика-истребителя, завоевавшего всеобщую любовь своей беззаветной преданностью Родине, выдающейся воинской доблестью и героизмом. За период боевой работы Т. М Лапигин лично сбил 20 самолетов противника и в групповых боях еще пять самолетов врага».
Советское правительство высоко оценило мужество и героизм таганрожца Т.М. Лапигина. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
В боях за Родину погибли выпускники первого набора аэроклуба—лейтенант Иван Куриленко, старший лейтенант Александр Верич, старший лейтенант Василии Шальных... 25 июня 1941 года в неравном воздушном бою погиб младший лейтенант, летчик-бомбардировщик Петр Бобрышев.
После войны в Таганроге жили и трудились первые учлеты аэроклуба. Дмитрий Ильич Моисеен-ко, только в 1986 году вышел на пенсию. А тогда, после окончания аэроклуба и авиатехникума, он в числе наиболее подготовленных выпускников был зачислен на курсы инструкторов-пилотов по программе Осоавиахима и успешно их закончил в 1937 году. Некоторое время работал инструктором, готовил молодых ребят, но потом перешел на работу в летно - испытательную станцию Конструкторского бюро морского самолетостроения Бериева, которой посвятил всю жизнь.
Бывший токарь завода «Красный гидропресс» Николай Семенович Клочко прошел большой путь в военной авиации, Окончив Ворошиловградскую школу летчиков, он стал летчиком-инструктором. Много лет готовил военных летчиков, летал на разных типах самолетов, начиная от У-2 и кончая реактивными бомбардировщиками. В 1960 года подполковник Н.С. Клочко ушел в запас, и вернулся в родной Таганрог.
Мне довелось встречаться и беседовать в 1980-х годах в родном Таганроге с выпускниками аэроклуба того памятного 1936 года Е.Е. Кочубей, С.И. Гацевым, А.Ф. Скороходом, П.И. Семенистым, Е. Е. Белашевым...
***
А потом была еще очень насыщенная и интересная жизнь городского аэроклуба вплоть до осени 1941 года, когда в город вошли оккупанты, и пришлось поспешно жечь на марцевском аэродроме последние аэроклубовские самолеты, чтобы они не достались врагу. И за эти почти шесть предвоенных лет почти восемьсот таганрогских парней и девчат получили путевку в небо - стали летчиками, техниками, механиками. И кто-то и сейчас может быть вспомнит как красиво шли в праздничных колоннах таганрожцев по улицам родного города стройной колонной в элегантной особенной форме курсанты и инструкторы городского аэроклуба. И кто знал, что в этом строю чеканя шаг, шли будущие Герои Советского Союза, генералы, заслуженные военные летчики СССР, шли те, кем будет гордиться уже совсем скоро родная страна.
***
Прошло более 65 лет с тех памятных ноябрьских дней, когда в нашем городе состоялся первый выпуск аэроклуба. Те выпускники были первыми. Их примеру последовали сотни и сотни молодых таганрожцев. Призыв «Комсомолец, на самолет!» в нашем городе успешно претворялся в жизнь.