Музей авиационной техники при 325 АРЗ, аэродром "Таганрог-Центральный"



Стоянов Владимир Ильич у своих экспонатов

Швидкий А. Долгий путь к музею. (статья 2013 г.)


Город Таганрог задумывался Петром Первым как морской, торговый порт - южные ворота России. В настоящее время г. Таганрог по праву может называться авиационным городом - дорогой в небо. Трудящиеся города Таганрога внесли существенный вклад в развитие отечественной авиации. В далёком 1916 году акционерным обществом воздухоплавания "Лебедев и К" в городе был построен крупнейший на юге России авиационный завод. На этом предприятии, которое после объединения вошло в состав ТАНТК им. ГМ Бериева, серийно строились более трех десятков различных типов самолётов и гидросамолётов - от первого французского "Вуазен Л" и советского серийного Р-1 до базового противолодочного Ту-142М. Именно Таганрог выбрал местом пребывания своего КБ Георгий Михайлович Бериев в 1934 году. Сейчас авиационный научно-технический комплекс его имени известен всему миру своими разработками в области гидроавиации. В настоящее время идёт освоение серийного производства самолётов-амфибий Бе-200.

В 1948 году в Таганрог из польского города Грауденц перебазирована авиаремонтная мастерская, выполнявшая капитальный ремонт самолетов Ил- 10, Ли -2, Ту-2, Як-12, Як-18, МиГ-15, МиГ-17. 1 июня 1968 года она преобразована в 325-й авиаремонтный завод, возвративший в строй более тысячи самолётов Ан-12 и пять самолётов Ил-76, освоил капитальный ремонт самолётов Ан-72 и Л-410.

Известен Таганрог и качественной подготовкой авиационных кадров. Одним из старейших технических учебных заведений юга России является авиационный колледж им. В.М. Петлякова, ведущий своё начало с 1899 года, преобразованный в 1930 году в авиационный техникум. За послевоенный период подготовлено более 14 тысяч специалистов.

В 1991 году в ТРТУ создана кафедра "Летательных аппаратов и механики", а с 1996 года она преобразована в две самостоятельные кафедры. Кафедру "Летательные аппараты" ТТИ ЮФУ возглавляет доктор технических наук, академик Академии транспорта РФ Панатов Г.С.. Кафедра ЛА осуществляет подготовку инженеров по самолёто- и вертолётостроения, а также по технической эксплуатации ЛА и двигателей.

В Таганроге с 1935 по октябрь 1941 года и 1949 по 1952 годы Таганрогский городской аэроклуб подготовил более 800 лётчиков, планеристов и парашютистов. Девять его выпускников стали Героями Советского Союза.

Подготовку военных лётчиков для ВВС страны с 1938 по сентябрь 1941 года осуществляла Таганрогская военная школа пилотов. Двадцать шесть её выпускников стали Героями Советского Союза. С 1944 по 1948 годы в военно-морском училище им. Леваневского, перебазированном из г. Куйбышева (ныне г. Самара) осуществлялась подготовка морских лётчиков. В 1948 году училище расформировали, а на его базе началась подготовка слушателей Высших офицерских лётно-тактических курсов, перебазированных в Таганрог из г. Люберцы. Истребительный полк курсов (самолёты Ла-11, МиГ-15, МиГ-17) в летнее время выполнял полёты с аэродрома село Поляковка. Штурмовой полк курсов (самолёты Ил-10, МиГ-15бис) выполнял полёты с аэродрома Таганрог-Центральный. Бомбардировочный полк (самолёты Ту-2, Ил-28) базировался на аэродроме Хотунок под Новочеркасском. Слушатели курсов - участники Великой Отечественной войны проходили годичную подготовку для последующего назначения на должности командиров эскадрилий и их заместителей.

В 1960 году Вторые Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (II ЦЛТКУОС) были расформированы, а на освободившийся аэродром "Таганрог-Центральный" был перебазирован из станицы Старощербиновской Краснодарского края 963-й учебный авиационный полк Ейского ВВАУЛ. С 1963 по 1989 годы полк осуществлял подготовку летчиков на истребителях-бомбардировщиках Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7У и Су-17. Полеты с курсантами проводились 6 дней в неделю, а летчики-инструкторы для совершенствования своей подготовки выполняли и ночные полеты. Многие выпускники полка в последующей службе достигли выдающихся результатов. Это дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. Джанибеков, первым среди советских космонавтов выполнивший 5 космических полетов, заслуженные военные летчики, Герои России генерал-армии В.Михайлов, генерал-майоры Т. Апакидзе и С. Борисюк, заслуженные летчики-испытатели Герои Советского Союза Н. Садовников и В. Пугачев, Герои России, заслуженные летчики-испытатели А.Квочур, Л.Лобас, С.Мельников и М.Толбоев, летчики-космонавты, Герои России Ю.Онуфриенко и Г.Падалка.

В память о напряженном труде летно-инструкторского и инженерно-технического состава, подразделений обеспечения по подготовке летчиков истребительно-бомбардировочной авиации по инициативе В.Михайлова, ставшего командиром 963-го полка, на постаменте перед входом на территорию гарнизона в 1975 году был установлен самолет Су-7Б с бортовым номером 77.

С началом перестройки и последовавшим за ней развалом Советского Союза России был навязан унизительный договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ОВСЕ), который был подписан президентом России и начал реализовываться. Были созданы базы ликвидации сухопутной и авиационной военной техники. В Таганроге начала свою разрушительную деятельность база ликвидации авиационной техники (БЛАТ) фронтовой авиации. Здесь завершился последний полет истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, Су-17, Су-22 различных модификаций. Все самолеты имели значительный ресурс, а некоторые из них поступали на базу после капитального ремонта. На аэродроме все стоянки были плотно заставлены обреченными на уничтожение самолетами. Специалисты БЛАТа производили их разборку, разделку на металлолом и утилизацию оборудования. Эти работы контролировались военными представителями европейских стран НАТО под руководством американских специалистов. Всего в Таганроге было уничтожено более 300 самолетов фронтовой авиации.

Осознавая безвозвратность потерь, командир базы полковник А.Корниенко и главный инженер базы подполковник В.Стоянов обратились к командующему 4-й воздушной армии генералу Михайлову В.С. с предложением сохранить по одному самолету каждого типа для создания музея авиационной техники. Директивой командующего 4ВА от 27 апреля 1995 года только 4 самолета МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-25БМ и Су-22 сохранялись в качестве экспонатов будущего авиационного музея. 27 апреля 1995 года считается датой основания музея авиационной техники в Таганрогском военном гарнизоне, а генерала Михайлова В.С. называют его "крестным отцом".

Командованием гарнизона было определено место для музея - бывшая тренажная площадка 963УАП, на которой усилиями специалистов по авиавооружению было построено добротное помещение с индивидуальным отоплением. После благоустройства территории и ремонта помещения начался период сбора экспонатов для музея - самолетов, авиадвигателей, образцов авиационного и радиоэлектронного оборудования, авиавооружения.

Из расформированной Марцевской школы механиков в музей был доставлен на буксире учебно-тренировочный самолет Л-39, а из Морозовского гарнизона - самолет Л-29. В Ейске на базу металлолома сдали вертикальновзлетающий самолет Як-38. Подполковник В. Стоянов, выпросив у начальника Таганрогского гарнизона трейлер, отправился в Ейск. Заведующий базы потребовал за Як-38 такое же количество металлолома, которое удалось собрать с помощью бывших сослуживцев. Самолёт Як-38 был благополучно доставлен в Таганрог и восстановлен. Командование Таганрогского гарнизона, оценив усилия энтузиастов по сбору экспонатов, передало в музей самолет Су-17М3, принадлежавший 963УАП.

На стоянке самолетов ТАНТК им. Г.М.Бериева находился самолет Ан-2, списанный с эксплуатации. Летчик ТАНТК Терновский получал этот самолет из подмосковного 17 НИИ, который возглавляла легендарная летчица, Герой Советского Союза ВС Гризодубова. Она летала на этом самолете. Неоднократное обращение В.Стоянова к руководству ТАНТК о передаче самолета в музей привело к положительному результату. Самолет на буксире был доставлен в музей. Перкалевая обшивка самолета пришла в полную негодность, кабина пилотов обветшала. В 2014 году на самолёте выполнены восстановительные работы: отремонтирована обшивка крыльев и хвостового оперения, кабина пилотов приведена в идеальное состояние.

У сотрудников музея были и обидные неудачи. После обращения хранителя музея В.Стоянова к руководству ТАНТК с просьбой передать в музей корпус амфибии ВВА-14 конструкции Р.Л.Бартини, уникальный образец немедленно разрезали на металлолом, и такая же учесть постигла другой уникальный образец- кабина сверхзвукового бомбардировщика Т-4 конструкции П.О. Сухого. Окончилась неудачей попытка получить на ответственное хранение самолет-амфибию А-40 №10. Генеральный директор ТАНТК Боев В.В. дал согласие на передачу в музей этого уникального самолета. В опытном цехе комплекса были изготовлены специальные лыжи для буксировки амфибии по снегу, была подготовлена трасса, но как только выпал снег, вновь назначенный генеральный директор ТАНТК Кобзев В.А. решение о передаче А-40 в музей аннулировал.

Весной 2006 года хранитель музея В.Стоянов обратился к командующему 4ВА генерал-лейтенанту В.Горбасю с просьбой передать в музей самолет МиГ-19С, установленный на постаменте в военном городке истребительного полка ПВО, базировавшегося в Ростове-на-Дону. Тогда был получен отказ. А осенью городские коммунальные службы решили проложить новую теплотрассу как раз в районе постамента и самолет МиГ-19 необходимо было срочно убрать. Тогда и вспомнили о просьбе В.Стоянова. Последовало распоряжение командующего и "ударная тройка"- В.Стоянов, Ю.Брагин, А.Загуменов с инструментом и расстыковочными тележками отправилась в Ростов. Истребитель сняли с постамента, затем приступили к демонтажу консолей крыла и подготовке самолета к транспортировке. Заржавевшие болты крепления консолей крыла отвернуть не удалось и их пришлось обрезать. Фюзеляж и консоли крыла погрузили на трейлер и доставили в Таганрог. Работы по демонтажу МиГ-19 и доставке его в музей заняли полторы недели. В музее начались работы по сборке и восстановлению самолета. С помощью сварки пристыковали к фюзеляжу консоли крыла, стойки шасси установили в выпущенное положение, очистили отсеки планера от мусора и птичьих гнезд, провели клепальные работы и частичную покраску для улучшения внешнего вида самолета. Очередной экспонат удачно дополнил линейку самолетов музея.

Для получения очередного экспоната пришлось ждать долгих 2 года решения Правительства РФ. На стоянке ТАНТК им. Г.М.Бериева было несколько самолетов Бе-12 из состава авиации Черноморского флота, переоборудованные в противопожарные Бе-12П. Летчики ТАНТК на переоборудованных самолетах успешно тушили лесные пожары в различных районах страны. Самолеты после выработки ресурса были списаны. Попытки получить один из этих самолетов в музей на ответственное хранение не давали результатов. Пришлось обратиться с официальным письмом в Правительство РФ и положительное решение состоялось. Летом 2008 года в Таганрог прибыли официальные представители Черноморского флота, выполнившие работы по демилитаризации самолета. В октябре того же года самолет с помощью тягача "Буран" через мариупольское шоссе был доставлен в музей.

В 2011 году авиакомпания "Дон - Авиа" в городе Ростове на Дону списала с эксплуатации среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154М. генеральный директор авиакомпании В. Головин любезно согласился безвозмездно передать в музей головную часть самолёта с кабиной экипажа. В феврале месяце бригада из трёх сотрудников музея под руководством В. Стоянова отсоединила головную часть от фюзеляжа самолёта и 31 марта автотранспортом доставила её в музей.

27 мая 2011 года в музей доставлен вертолёт Ми-2. Вертолёт передан безвозмездно на ответственное хранение из авиационного спортивно-технического клуба РОСТО города Таганрога его директором А. Кононковым.

После многолетних переговоров в сентябре 2011 года было получено согласие на передачу планера самолёта УТИ МиГ-15. В клубе "Юных лётчиков" города Ростова на Дону самолёт УТИ МиГ-15 находился на открытой неохраняемой площадке, среди других летательных аппаратов, которые были порезаны и сданы на металлом. После того как площадка, на которой находилась экспозиция летательных аппаратов, понадобилась для размещения социальных объектов, было разрешено передать самолёт в музей. 2 сентября самолёт был разобран силами сотрудников музея и доставлен в город Таганрог. Самолёт имеет значительные повреждения но, несмотря на это он имеет большую историческую ценность. На таких самолётах советские лётчики успешно воевали против американцев во время корейского конфликта.


Двадцать лет спустя в коллекции музея насчитывается 14 летательных аппаратов, 11 типов авиадвигателей, в том числе учебно-разрезные Д-30КП, АЛ-21Ф-300, АИ-20, АИ-25, учебные образцы авиационного оборудования и авиавооружения, комплекты снаряжения летчика. В экспозиции музея собрана коллекция авиационных миниатюр более 250 экземпляров, библиотека технической и авиационной литературы, видеотека, а также материалы, посвященные авиаторам города Таганрога.

Основной задачей музея является сохранение уникальных образцов авиационной техники, пропаганда достижений отечественной авиации, патриотическое воспитание молодого поколения и привлечение молодёжи в авиацию. Музей является учебной базой для проведения практических занятий со студентами авиационного колледжа им. В.М. Петлякова и Неклиновской школы с первоначальной лётной подготовкой.

С целью пропаганды знаменитых авиаторов города Таганрога сотрудники музея совместно с Таганрогской городской общественной организацией "Союз Авиаторов" обратились с инициативой в городскую думу с предложением присвоить звание "почётный гражданин города Таганрога" лётчику-космонавту дважды Герою Советского Союза Джанибекову ВА. В 1965 году Джанибеков ВА закончил обучение в Ейском ВВАУЛ в 963 УАП г Таганрога, а затем обучал курсантов лётному мастерству в этом же полку. В 1970 году был зачислен в отряд космонавтов и совершил пять полётов в космос. Однако городская дума, возглавляемая Стефановым ЮВ, отклонила это предложение. Являясь почётным гражданином четырёх городов, в том числе города Хьюстон, честь для города Таганрога иметь среди почётных граждан такого знаменитого человека. Аналогичная ситуация произошла с другим нашим земляком заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза Пугачёвым ВГ, именем которого названа фигура высшего пилотажа "Кобра Пугачёва". Лётчиков-испытателей в нашем государстве достаточно, но не каждый из них удостаивается чести назвать своим именем авиационного события. В России два таких человека: Пётр Нестеров и наш земляк таганрожец Виктор Пугачёв.

В день Воздушного Флота музей посещают сотни людей. Для посетителей открыты кабины самолетов, выставочный павильон, организуется продажа авиационных моделей и книг по истории авиации. Музей посещают учащиеся школ Таганрога, Неклиновского района, гости города, воспитанники Неклиновской школы с первоначальной лётной подготовкой, призывники по плану военкомата и ветераны авиации. Тематические экскурсии проводятся со студентами авиационного колледжа В.М. Петлякова.

Ежегодно, 22 февраля, в день годового праздника расформированного в 1989 году 963УАП в музее проводится встреча ветеранов 963 учебного авиационного Краснознамённого полка.

В штате музея 3 сотрудника: директор музея (хранитель фонда) подполковник запаса В.И. Стоянов и смотрители музея капитан запаса А.И. Загуменнов, майор запаса Г.Г. Шейкин.

Музей является подразделением 325АРЗ.


Р.S.

В настоящее время проводится реформа армии. В частях Военно-Воздушных Сил списывается с эксплуатации большое количество летательных аппаратов отслуживший свой срок. Списанные самолёты и вертолёты могли бы стать достойными экспонатами музея, подтверждая мощь Военно-Воздушных Сил нашей страны. Обращения в военное ведомство различных инстанций с просьбой сохранить уникальные образцы авиационной техники, а не разделывать их на металлолом остаются без ответа. Поучительным примером является случай с самолётом-амфибией Бе-12, разрешение на его сохранение и передачу в музей подписал председатель правительства РФ М. Фрадков (распоряжение №112Р от 31.01.2007г.). В данный момент на аэродромах в г. Таганроге списаны и подлежат разделе в металлолом несколько самолётов Ил-76, Ан-12 и Бе-12, в г. Ейске самолёты Су-24 и вертолёты Ми-14, Ми-8 всё это, скорее всего, будет безвозвратно утрачено. В 2013 году в адрес министра обороны Российской Федерации Шойгу С.К. направлен пакет документов с предложением сохранить в качестве экспонатов музея летательные аппараты, списанные с эксплуатации и подлежащие разделке в металлом, но, к сожалению, до настоящего времени ответа нет. Народная мудрость гласит: "Что имеем, не храним, терявши плачем". Поучительная история судьбы легендарного самолёта Ил-2. Во время Великой Отечественной войны самолётов Ил-2 было выпущено более 36 тысяч. После войны за ненадобностью все они были сняты с вооружения и уничтожены. Когда же появилась идея увековечить память легендарного самолёта Ил-2 и авиастроителей, создавших его, то оказалось, что "живых" самолётов уже нет. Выход был найден, подбитый Ил-2 откопали в болотах под Ленинградом, отремонтировали и установили в г. Куйбышеве (ныне г. Самара), где он был изготовлен.



Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники Таганрогский музей авиационной техники




Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail