Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Краткая биография Г.С. Сазонова


Сазонов Георгий Сергеевич

Сазонов Георгий Сергеевич, родился 11 июня 1908 года в городе Петрограде за Невской заставой, русский.

Отец рабочий - слесарь, в течение 40 лет работал на Обуховском сталелитейном заводе (з-д "Большевик"), мать домохозяйка.

Отец умер в 1923 году в Красной Армии Дагестанской дивизии в городе Буйнакске от тифа, а мать в1942 от голода в Ленинграде.

Трудовая деятельность Г.С. Сазонова началась с 13 лет в различных организациях по найму: хлебопекарни, типографии в сельском хозяйстве.

В 1922-1923 его к себе взял отец, который работал слесарем в авто-отряде в Дагестанской дивизии. В отряде числился в качестве ученика моториста.

После смерти отца Георгий отправился в Киев к брату, который служил командиром в авто-броне отряде. Брат в Красной Армии служил добровольцем с 1917 г.

В Киеве Георгий никого не нашел, так как отряд, где служил брат, выехал на ликвидацию банд. Жить было негде, и он пополнил армию беспризорных детей. В это время шла борьба с беспризорностью, в результате чего он попал в трудовую артель подростков при детском городке им. Ленина в Киеве.

В декабре 1923 года часть подростков была взята в Красную Армию в качестве красноармейцев - "добровольцев", в число которых попал и он. Полковое начальство неоднократно отправляло подростков учиться в военную школу в Киев, но каждый раз они дружно убегали и возвращались в полк.

В ноябре 1926 г. Сазонов демобилизовался и поселился в Ростове-на-Дону, где в то время жили его мать и сестра.

Это было трудное время НЭПа и большой безработицы. Но на бирже труда его сравнительно быстро определили на работу (демобилизованных красноармейцев определяли в первую очередь). Первая работа Георгия была привратником универмага №8 (угол Садовой и Буденовского, сейчас на этом месте скверик). Позже его перевели контролером по выдаче покупок.

В марте 1927 года Крайком комсомола г. Ростова предложил мне и другим товарищам организовать сельхоз коммуну. Такая коммуна была организована в пос. Шепси Туапсинского района и называлась она "Красный Хуторок".

В декабре 1929 года Георгий вернулся в Ростов и по совету и содействию старших товарищей из Крайкома комсомола поступил на двухгодичные курсы по подготовке во ВТУЗ при Ростовском Гос. университете, одновременно работал рабочим на консервном заводе "Смычка", а позже на заводе "Кр. Штамповщик".

В феврале 1931 года, после окончания курсов, был принят без экзаменов в Новочеркасский Авиационный институт на авиационный факультет.

После окончания института в качестве инженера-механика по самолетостроению был направлен в июне 1936 г. на работу в опытно-конструкторское бюро по морскому самолетостроению ОКБ МС главного конструктора Г.М. Бериева в город Таганрог.


В Комсомоле состоял с 1925 по 1936 год. В партию поступил в январе 1937 года. Взысканий не имел, под судом не был.


В ОКБ завода непрерывно работает с июня 1936 года на должностях:
- с 1936 г. инженер-конструктор;
- с 1937 г. руководитель конструкторской бригады лодки, крыла и оперения на объекте МБР-7;
- с 1939 г. руководитель бригады по летным испытаниям и доводкам объекта КОР-2;
- с 1942 г. руководитель бригады спец. оборудования (вооружения);
- с 1954 г. ведущий конструктор и руководитель отдела спец. оборудования;
- с 1963 года ведущий конструктор сложных конструкций и представитель главного конструктора на серийном производстве по электро-радио и спец. оборудованию;
- с 1971 г. ведущий конструктор сложных объектов КБ-6.

Уволен 14 июня 1977 г. в связи с уходом на пенсию.


За время работы в ОКБ по распоряжению НКАП (Министерство) вместе с ОКБ переводился:
- в феврале 1941 г. в Савелово;
- в ноябре 1941 в Омск (эвакуация);
- в июне 1943 г. в Красноярск;
- в январе 1946 г. в Таганрог.

Под руководством тов. Сазонова Г.С. и при его непосредственном участии были разработаны крупные агрегаты: лодка, крыло и хвостовое оперение МБР-7, установки и системы управления агрегатами БМТВ и СВ на объектах: ЛЛ-143, Бе-6, Р-1, М-10, "Е", а также разрабатывалось спец. оборудование для не осуществленных проектов.

Имея большой конструкторский и производственный опыт в оснащении гидросамолетов специальным оборудованием, разработанные агрегаты доводил до эксплуатационной готовности, а на объектах Бе-6, М-10 и "Е" внедрил в серийное производство. На указанные объекты им разработаны: программы проведения лабораторных, наземных и летных испытаний спецоборудования, ТТЗ на разработку смежными организациями НИИ и ОКБ новых приборов, оборудования, установок и катеров, мероприятия и решения по повышению качества и надежности серийных объектов "Е".


Тов. Сазонов Г.С. участвовал в рационализаторской и изобретательской работе: им поданы ряд рацпредложений и четыре заявки на изобретения. Имеет одно авторское свидетельство на изобретение "Загрузка больших цилиндрических грузов в объект через малый люк".

Читал лекции на темы: современное авиационное оборудование и вооружение, боевое применение авиации специального назначения, история отечественной гидроавиации и др.

Принимал активное участие в общественной жизни и организации, работая членом комиссии партийного контроля по качеству, партгрупоргом и агитатором бригады.


Умер. Похоронен в Таганроге.




За трудовую деятельность в ОКБ правительство наградило тов. Г.С. Сазонова:

- орденом "Знак Почета" (Указ президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г.);

- медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (Указ президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1946 г.);

- медалью "За трудовую доблесть" (Указ президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 г.);

- медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970? г.);

- а министерство значком "Отличник социалистического соревнования" ГКАТ СССР.




Воспоминания Сазонова Георгия Сергеевича:


НОВЫЕ КБ МС (о КБ Бериева, Четверикова, Москалева, Самсонова. 1936-1939 гг.)

Конкурсная борьба (о самолетах ГСТ, МДР-5, МДР-6. 1936-1939 гг.)

Хроника Времени (о гидросамолете МБР-7. 1939 г.)

Оптический эффект (о работах над внешним видом гидросамолета МБР-7, 1938 г.)

Корабельные разведчики (о самолетах КОР-1, КОР-2. 1938-1942 гг.)

Летающая лодка Туполева АНТ-44 (1938-1942 гг.)

На новые места. (Омск) (переезд КБ Бериева из Таганрога в Кимры, эвакуация в Омск из Савёлово. 1936-1941 гг.)

Коэффициент линейного расширения (подвеска грузов под крылом КОР-2, 1941 г.)

Длительные командировки (войсковые испытания КОР-2. 1941-1942 гг.)

Дальше на восток (из Омска в Красноярск. 1942-1945 гг.)

Возвращение (из Красноярска в Таганрог. 1945-1946 гг.)

Испытатели (гидросамолетов 1932-1953 гг.)

Наши заказчики (о военпредах. 1938-1952 гг.)

Аннушка (о самолете-амфибии Бе-8. 1946-1955 гг.)

Летающая лодка Бе-6 (о гидросамолете Бе-6. 1946-1955 гг.)

Простое решение (предохранение пушек Бе-10 от заливания водой. 1958 г.)

(Примечание редактора: Необходимо обратить внимание, что в воспоминаниях могут быть неточности и сомнительные факты)




Фотографии:

Сазонов Георгий Сергеевич
Сазонов Георгий Сергеевич

Катураев Яков Степанович с коллегами по работе
Бригада ведущих конструкторов ОКБ.
Слева направо сидят: В.Н. Антонов, Г.С. Сазонов, Я.С. Катураев, Д.Я. Луценко, В.С. Сотников.
Стоят: В.И. Шабаев, В.И. Держнев, В.Н. Бороденко, П.И. Погорелов, А.Д. Макаренко, К.А. Фиалковский.



Источники:

Архив ТАНТК им. Г.М. Бериева



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail