Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Краткая биография А.Б. Бугрова



Бугров Александр Борисович

Бугров Александр Борисович родился 24 мая 1932 г.

Умер в марте 2016 г. Похоронен в Таганроге.












Экспедиция "Поиск-89" обнаружила и доставила детали подбитого гидросамолета МБР-2 в Таганрог (нажмите, чтобы прочитать).

Примерно в 1988 году А.Б. Бугров узнал, что в северном поселке Сафоново, в Музее Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Северного Флота, энтузиастами был построен макет самолета МБР-2 в натуральную величину. Делегация таганрогского конструкторского бюро выехала в Заполярный музей, но увидев макет знаменитого самолета была очень разочарована. Уж очень слабо он напоминал оригинал, да и выполнен был очень грубо. Но саму идею создания памятника знаменитому самолету было уже невозможно погасить.

В 1989 году была создана группа "Поиск-89" для поиска гидросамолета МБР-2. Возглавил ее Александр Борисович Бугров. Идею восстановления самолета также поддержало и руководство ТАНТК им. Г. М. Бериева. На Кольском полуострове был найден подбитый самолет МП-1 (МБР-2) и его части были доставлены в Таганрог.

(Нажмите, чтобы прочитать статью полностью).




Заметка ветерана завода - Л.Г. Фортинова

Памяти достойного человека - Александра Борисовича Бугрова


Мне, активно проработавшему на ТАНТК им. Г. М. Бериева более 60 лет, многие из ветеранов гидроавиации нередко звонят, делятся новостями и планами. К сожалению, все чаще доводится узнавать и об уходе из нее добрых товарищей, с которыми бок-о-бок трудились, создавая новые самолеты для обороны Родины. И каждый раз становится обидно, что вынужденная закрытость создателей оборонной техники от общественности, редко позволяет рассказывать о замечательных людях, чьи судьбы могли бы серьезно повлиять на формирование сознания молодежи, не допустив разрушения великой страны СССР ради чуждых и ложных идеалов зарубежных вершителей мира.

...Вот и в начале апреля 2016 года звонок скромной и обаятельной Надежды Бугровой сообщил о неожиданной кончине ведущего конструктора ТАНТК Александра Бугрова, ее супруга, с которым мы были дружны с 1957 г. Все вроде бы естественно, - ему было уже 84 года. Но он остается в моей памяти неординарным человеком и замечательным товарищем. Вот о нем и хочется вспомнить, чтобы пробудить в читателях уважение к таким, как А. Бугров, людям труда, творцам настоящей, а не шоуменско-барской, жизни народа.

...Александр Бугров родился в семье работника Таганрогского металлургического завода и машинистки. Попал в немецкую оккупацию. В 10-летнем возрасте вместе с со сверстниками участвовал в распространении антифашистских листовок. После освобождения Таганрога, увидев краснозвездный самолет, "заболел авиацией", что привело его в авиационный техникум, который окончил в 1952 году. Направлен на авиазавод, где Главным конструктором был Г.М. Бериев, и сразу же был призван в Красную армию. В звании лейтенанта в 1954 году был демобилизован и вернулся на родной завод, которому посвятил 61 год активной творческой жизни конструктора. В 1961 году окончил открытый для восполнения выбитых во время войны инженерных кадров Всесоюзный заочный политехнический институт и начал успешно шагать по нелегкой конструкторской лестнице, завоевывая заслуженный авторитет.

Неуемная молодая энергия Александра искала и находила выход в комсомольском содружестве: он увлекся сам и привлек немало молодых ребят к горному туризму и альпинизму. Его увлечение фотографией и любительской киносъемкой после показа плакатов в вестибюле ОКБ привлекло к активной общественной жизни многих молодых сотрудников завода. Были созданы заводской туристский клуб и альпинистская секция, выдвинулись новые энтузиасты (В. Кравцов, Э. Лясковский, В. Фатиади и другие). Характерно, что в течение добрых двадцати лет в заводском комсомоле почти не было нарушений общественного порядка и случаев пьянства, а Алексеевский лес на многие майские праздники превращался в увлекательные туристские эстафеты с участием десятков участников и заводчан-болельщиков, включая азартных ветеранов. В этот период при активной помощи администрации и профсоюза возникли секция народной гребли (С. Гостищева), баскетбола (Б. Дивенко), водномоторного спорта (Н. Лазарев, С. Кашинов и др.), детская велосекция (участник ВОВ Я. Бордюговский)... А волейбольные баталии (Н. Собакарь, Ю. Бондарев, В. Васильченко), настольный теннис (А. Степанов, А. Алексеев), шахматные турниры (Н. Бондарь, В. Кузнецов)! И во всех походах и соревнованиях - фотообъектив А. Бугрова и его плакаты-репортажи об их ходе! Особый интерес вызывали и фотографии А. Бугрова, а затем и других увлеченных им сотрудников, уже о походах по кавказским туристским и альпинистским тропам...

Стоит ли говорить, как ценилась на заводе бескорыстная репортерская пропаганда спорта и физкультуры А. Бугрова и личный его пример бесценного борца за души и здоровье молодых людей - конструкторов, рабочих и служащих за здоровый образ жизни и за взаимное уважение в среде молодежи? И все это - при удивительной человеческой скромности и мягкости агитатора...

...В конструкторской деятельности А. Бугрова техническая грамотность, мобильность и контактность в общении с людьми любых специальностей, чинов, званий и характеров привели его в отдел эксплуатации авиационной техники, укомплектованной в морской авиации самолетами ТАНТК им. Г. М. Бериева. Для решения задач, связанных с участием в оценке работы всех систем и устройств самолетов в разнообразнейших условиях многих климатических зон эксплуатации, требовались недюжинная эрудиция, интуиция инженера высокого класса, а также способность слушать с уважением собеседника, особенно в спорных ситуациях. Ко всему этому со временем неизбежно добавлялся фактор необходимости контроля и исследования интенсивной коррозии конструкций, играющий для гидроавиации во много раз большую роль, чем в авиации сухопутной. И в этом массиве задач проявились лучшие качества А. Бугрова, превратившие его в незаменимого творческого представителя Главного конструктора на многочисленных точках эксплуатации самолетов от Калининграда до Камчатки и от крайнего севера до черноморской зоны. В короткое время в войсковых частях А. Бугров превратился в уважаемого Александра Борисовича, которого знали не только инженеры и техники, но и командиры частей и многие генералы в штабах, дарившие ему свои книги с авторскими посвящениями.

Особенной чертой работы Александра Борисовича была также его дотошность в сложных случаях, для чего он даже срочно прилетал в ОКБ и привлекал к поискам компетентных специалистов. Моим наглядным примером такого его алгоритма работы может служить поиск непонятного явления при выпуске хвостовой опоры амфибии Бе-12 перед посадкой: выявился сбой, при котором после выпуска опоры срабатывала сигнализация о том, что шасси и выпушено, и убрано. Мне пришлось заниматься с А. Бугровым, прилетевшим в ОКБ.

Дефект оказался удивительным, вызванным тем, что из-за недостаточной ширины кольца сигнализации положения поршня гидроцилиндра привода опоры в сравнении с его наружным диаметром. При этом происходило закусывание этого кольца в положении "убрано", хотя опора была выпущена и второй сигнализатор "выпущено"это подтверждал. Ни при испытаниях, ни в многочисленных полетах самолетов этот "подлый" дефект не проявлялся! Примерно сутки ушло на поиск причины, которую мне подсказал... институтский учебник по деталям машин. Но время шло, полеты были приостановлены, а рекомендация по устранению дефекта не вырисовывалась. Сам Главный конструктор был взволнован! И тут у Бугрова выявился психологический подход академика А. Микулина, описанный в книге А. Бека "Жизнь Бережкова", которую А. Бугров и не читал: измученный сознанием ответственности, он, полуобнявши меня, очень по-детски мягко попросил "Леонид, дай рекомендацию, что делать. Если не ты, то кто в мире это сможет?" В такой ситуации я не мог подвести товарища, стремился помочь и решение ко мне пришло ночью: наружную поверхность кольца нужно выполнить... по сфере, ликвидировав острые закусываемые кромки! Решение Главному и всем показалось убедительным. Доработали кольцо сигнализатора на одном из запасных гидроцилиндров, проверили в лаборатории и в качестве обменного экземпляра самолетом отправили в воинскую часть. Улетел и Александр Борисович. Спустя день, он доложил результаты контрольных полетов и мнение специалистов части Главному конструктору, а затем позвал к телефону меня. Сказал только резюме - заключение войсковой части "Гениально!"

Видимо, он и Главному - Георгию Михайловичу Бериеву - то же самое сказал, так как на следующий день мне принесли приказ о приличном премировании... Дефект на самолетах устранили в короткое время и он больше не повторялся. (Кстати по предложению А. Бугрова для ускорения доработок было оформлено рацпредложение заводом-изготовителем гидроцилиндров хвостовой опоры совместно с нашим конструктором Д.Я. Луценко, - без меня)...

Еще одной из наших совместных с А.Б. Бугровым работ было создание уникального типового содержания отчетов испытаний гидросамолетов по результатам дефектации их состояния после контрольных этапов эксплуатации. Выполненные А.Б. Бугровым отчеты и поныне являются классическими, давшими основание для научно обоснованного продления сроков службы самолетов Бе-12 и других.

Все ли в работе ведущего конструктора А.Б. Бугрова было безоблачно? Далеко не все, так как он был слишком мягким, а его начальники попросту привыкли к его безропотности. И было слишком удобно не задумываться над вопросом, кого посылать по запросу в ту или иную часть,- есть Бугров и нет проблем!..

Александр Борисович общался со многими знаменитостями и они считали его уважительным и понимающим творчество человеком.

Ярким примером может служить его знакомство, переписка и встречи с М. А. Шолоховым, сделавшим ему в качестве подарка свои книги с шутливым напоминанием, что у них общим является день рождения (24 мая). А. Б. собрал материалы и некоторые документы для музея великого земляка в Вешенской, но съездить туда не успел...

Он был патриотом истории ТАНТК и организатором поиска остатков самолета МБР-2 на Кольском полуострове. Был одним из инициаторов реализованной генеральным директором И.Б. Гаривадским мечты А.Б. Бугрова об установке памятника амфибии Бе-12 на ТАНТК им. Г.М. Бериева. И еще осталась нереализованной его славная мечта об установке памятника или бюста (он был у входа в здание Летно-испытательного комплекса) основателю ТАНТК Г.М. Бериеву вблизи от здания ОКБ неподалеку от памятников его самолетам. (Видимо, об этом стоит надеяться на внимание нового Генерального директора Ю.В. Грудинина).

Рассказав немного об этом удивительном человеке - Александре Борисовиче Бугрове,- я думаю, что наша страна своим величием в первую очередь обязана именно таким людям, каким был он - неуемным мечтателем, деятельно боровшимся за реализацию своих мечтаний, неразрывно связанных со стремлением принести нашей родине и нашим людям максимум пользы, не требуя славы, почестей и наград, так обильно и незаслуженно раздаваемых ныне нахрапистым "хозяевам жизни".

Мой низкий поклон памяти А.Б. Бугрова и моя благодарность за многолетнюю верность Надежде Викторовне Бугровой, супруге этого талантливого человека.

Л.Г. Фортинов




Фотографии:

Бугров Александр Борисович
Бугров Александр Борисович




Источники:

Почетная грамота Таганрогской Городской Думы за добросовестный труд и в связи с 80-летием ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" на имя Бугрова А.Б. (из фонда ТЛИАМЗ).

Почетная грамота ППО ТАНТК им. Г.М. Бериева и Совета ДСО КФК "Сокол" на имя Бугрова А.Б. (из фонда ТЛИАМЗ)

Архив ТАНТК им. Г.М. Бериева.



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail