Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Экспедиция "Поиск-89"


Экспедиция "Поиск-89" обнаружила и доставила детали подбитого гидросамолета МБР-2 в Таганрог

Идея найти гидросамолет МБР-2 возникла в коллективе любителей туризма ТАНТК им. Г.М. Бериева не случайно.

МБР-2 - первый самолет разработки Георгия Михайловича Бериева, благодаря которому он, в 1934 году, стал главным конструктором Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБМС) в городе Таганроге, на юге России.

Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34
Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34

Этот морской ближний разведчик выпускался на Таганрогском авиационном заводе №31 им. Георгия Димитрова в период с 1934 по 1940 гг. Было выпущено около 1400 машин этой марки.

Идея поставить на монумент самолет, с которого начиналась история ЦКБМС не выглядела необычной. Тем более предпосылки для организации такого мероприятия на заводе были.

Примерно в 1988 году специалисты Таганрогского завода узнали, что в северном поселке Сафоново, в Музее Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Северного Флота, энтузиастами был построен макет самолета МБР-2 в натуральную величину. Это событие заинтересовало руководство и партийный комитет конструкторского бюро и в Заполярный музей выехали Александр Борисович Бугров, Виктор Федорович Пономарев и Олег Комаров. Но увидев макет знаменитого самолета они были очень разочарованы. Уж очень слабо он напоминал оригинал, да и выполнен был очень грубо. Но саму идею создания памятника знаменитому самолету было уже невозможно погасить.

МБР-2 в музее ВВС Северного Флота
МБР-2 в музее ВВС Северного Флота (источник: https://igor113.livejournal.com)


Познакомившись с организатором музея авиации Северного флота полковником в отставке Владленом Алексеевичем Бондаренко, проживающем в то время уже на юге России в г. Ростове-на-Дону, недалеко от Таганрога, энтузиасты все больше загорелись идеей найти разбитый МБР-2 и восстановить его. Тем более что у Бондаренко за плечами имелся огромный опыт подобных работ. Он организовывал поиск и восстановление самолета Ил-4. Он же помогал найти места гибели самолетов МБР-2 и организовывал поиск документов о погибших на них экипажах.


Всем известно, что после Второй Мировой Войны в труднодоступных и малонаселенных местах осталось много останков сбитых самолетов. Это подтверждали экипажи военных летчиков, летавших над Кольским полуостровом и видевших многочисленные следы войны собственными глазами. А с частями ВВС ВМФ у Таганрогского КБ связи были налажены очень давно и в случае чего можно было рассчитывать и на их помощь.

А среди работников завода была большая группа любителей туризма. Эти люди, физически и морально подготовленные, умели проводить сложнейшие походы по горам и красивейшим, но труднодоступным природным местам. По их то инициативе и при поддержки партийного комитета и была создана группа "Поиск-89" для поиска гидросамолета МБР-2. Идею поиска самолета также поддержало и руководство ТАНТК им. Г. М. Бериева.

Предварительно договорившись с заполярными вертолетчиками о возможности доставки группы и возможности вывоза останков самолета, в случае его находки, стали серьезно готовиться к самому путешествию.

Состав экспедиции стал определяться еще зимой 1988 года. Параллельно готовилось снаряжение. При помощи завода были изготовлены уникальные рюкзаки и палатки. Каждому выдали по комплекту летных ботинок и спортивные костюмы.


В состав группы хотели попасть многие. Но предпочтение отдавали людям подготовленным физически и способным ориентироваться и осуществлять поиск в сложных тундровых условиях.

Состав экспедиции:
1. Бугров Александр Борисович представитель главного конструктора КБ-6 - руководитель группы.
2. Сорокин Алексей В. инженер КБ-3 - помощник руководителя (замполит) группы.
3. Дегтярев Владимир Петрович председатель комитета физкультуры - завхоз группы (кстати это самая важная и ответственная должность в сложном походе)
4. Черноголовый Сергей Владимирович инженер-конструктор КБ-2
5. Дудников Анатолий Иванович инженер-конструктор КБ-4
6. Шакун Анатолий Валентинович инженер-конструктор КБ-2
7. Рудь Ольга Леонидовна инженер цеха 8
8. Криничный Владимир Иванович ведущий инженер КБ-1
9. Зайцев Сергей Л. инженер КБ-7
10. Лазарев А. А. инженер-конструктор КБ-1
11. Сахненко Н. И. ведущий инженер КБ-3
12. Григорьев Л. Л. инженер-конструктор КБ-2


Александр Борисович Бугров
Александр Борисович Бугров


Участники экспедиции возле домика в котором останавливался Гагарин


Участники экспедиции с гордостью вспоминают, что не зря так тщательно и скрупулезно шла подготовка. Предполагалось, что в тундре дров будет не очень много и они сами спроектировали и изготовили чудо-печь, похожую на самовар, на которой можно было быстро и экономно приготовить суп и кашу одновременно, а сверху на специальном противне еще и нажарить грибов, которых там великое множество в это время года. Была тщательно подобрана экипировка - костюмы, обувь, сетки на лицо и шею для защиты от комаров, специальные двухслойные палатки с накидками на вход из марли. В огромных рюкзаках разместились продукты, специальный инструмент, фотоаппараты, бинокли, ружье, спиннинг. Умело собрали аптечку и все то, что может понадобиться в условиях полной изоляции от внешнего мира.


Доставить группу на север, в Сафоново, главный конструктор Алексей Кириллович Константинов разрешил на самолете Ан-26, принадлежащем КБ. В случае нахождения МБР-2, вывезли бы его помог тот же самолет.

Первоначально группа планировала найти место падения двух гидросамолетов МБР-2, погибших в результате катастрофы 6 марта 1943 года, в районе реки Поной на Кольском полуострове. Место гибели двух экипажей и имена погибших летчиков помог установить ветеран авиации Краснознаменного Северного Флота Владлен Алексеевич Бондаренко.

На заводе даже изготовили небольшой памятный знак в виде монумента, на котором была сделана надпись:
"Здесь 6 марта 1943 года при выполнении боевого задания погибли два экипажа на самолетах МБР-2:
- старший лейтенант Тузов Александр Борисович - заместитель командира эскадрильи;
- капитан Бараненков Вячеслав Иванович - штурман эскадрильи;
- младший лейтенант Казенков Алексей Иванович - начальник связи эскадрильи;
- старший лейтенант Фомин Евгений Георгиевич - командир звена;
- младший лейтенант Зорин Николай Федорович - штурман звена;
- сержант Мышинский Анатолий Васильевич - стрелок-радист."


памятный знак погибшим на МБР-2 экипажам памятный знак погибшим на МБР-2 экипажам


Из Таганрога группа вылетела 26 июля 1989 года, самолетом ТАНТК, который доставил их в Сафоново, где располагался штаб ВВС ВМФ Северного Флота. Прилетев стали дожидаться вылета на вертолете Ми-8 в район поиска. Но как назло пошла череда неудач. С вертолетом явно не везло. Дважды откладывается вылет. Немного скрасил ожидание праздник Военно-Морского Флота. Всей группой съездили в Североморск, полюбовались на ракетные корабли и огромные подводные лодки. Но ожидание вертолета настораживало все больше и больше.


В это время в Заполярье был период Белых ночей. Солнце почти не заходит, а только не надолго скрывается на западе, окрашивая небо в розовый цвет. Но к сожалению с вертолетом, обещанным для доставки экспедиции в район Поной, а это примерно пятьсот километров на восток от Мурманска не повезло. После недели ожидания решили искать сбитый МБР-2 в другом месте. Тем более местные ветераны войны подсказали, что множество самолетов погибло в районе пересечения границ России, Швеции и Финляндии. Во время войны, там располагались большие аэродромы, и погибшими самолетами буквально усеян весь район. Поэтому останки сбитого в начале войны МБР-2 можно было поискать примерно в пятидесяти километрах от станции Моккет в районе озера Вайявр.


Рано утром 4 августа выехали на автобусе из Сафоново в Мурманск. Там пересели на поезд, идущий на Никель. В 15 часов сошли на небольшой станции Моккет, примерно в ста километрах западнее Мурманска. Дальше предстояло идти пешком, ориентируясь по карте и рассказам-воспоминаниям ветеранов. Ярко светило солнце, и вдали была хорошо видна высота 578 именуемая "сопка Козетундра". Идти решили по направлению к ней, как к одному из самых заметных ориентиров в той местности. Почти сразу почувствовали, что дорога предстоит трудная. Хотя стояла сухая погода, приходилось идти перепрыгивая с кочки на кочку, иногда проваливаясь в густую мягкую темно-зеленую траву, где хлюпала вода. По пути встречались мелкие речушки, озерца и достаточно крупные озера с удивительно прозрачной водой и каменистыми берегами. Иногда попадались совершенно уникальные песчаные пляжи. Особенно досаждали бурно растущие низкорослые колючие кустарники черники и голубики. А к вечеру началось испытание комарами. Складывалось ощущение, что комары проникают даже сквозь одежду.

На место прибыли около 23 часов. Привал и лагерь разбили на высотке. Там хоть немного продувал ветерок и комаров было поменьше. Наскоро перекусили и стали ставить палатки.

Когда все было готово торжественно подняли красное знамя.

Казалось, после такого многочасового изнурительного пути можно и отдохнуть, но азарт уже овладел всеми. Александр Бугров принял решение разбиться на группы по два три человека и двигаться по приметным ориентирам, как бы прочесывая местность. Срок возвращения всех групп был назначен на час ночи.


место поиска МБР-2


Уже первый поиск дал свои результаты. Километрах в десяти от лагеря Алексей Сорокин обнаружил остатки американского истребителя "Китихаук" с советскими звездами на борту.

Утром, 5 августа после завтрака, все кроме дежурных направились к месту гибели истребителя. Он лежал на границе небольшого озера. Мотор и крылья находились под водой, а на берегу лежали части самолета и его оперение. Несмотря на множество лет прошедших после войны в условиях Заполярья все детали самолета отлично сохранились. В смятой и искореженной кабине нашли останки летчика. Участники экспедиции бережно собрали останки, сложили их на небольшом бугорке, сверху положили бронеспинку и некоторые детали самолета. Память летчика почтили минутой молчания. Полдня ушло на изучение и осмотр первой находки периода войны.

Вторым найденным самолетом был деревянный Як-3 зеленого цвета. У Александра Бугрова до сих пор хранится вырезанный кусок обшивки с серийным номером этого самолета.

На второй день поиска одна из групп нашла почти рядом два истребителя МиГ-3. Но контрольное время для возращения в лагерь было на исходе, поспешили назад. В отряде была жесткая дисциплина. Одна из главных заповедей, о которой постоянно помнил каждый - вернуться в лагерь в назначенное время. Иначе - общая тревога и все пойдут тебя искать. И за все время не было случая задержки.

"Потеряться там - это практически пропасть, ведь на сотни километров никого и ничего, только болота и зверье" - говорит Александр Бугров.

Остатки гидросамолета МБР-2 нашли на четвертые сутки поисков группа: Алексей Сорокин, Владимир Дегтярев и Анатолий Дудников. Именно Анатолий споткнулся о часть разбитого самолета, которая отлетела от него метров на десять. Это произошло в районе озера Одеж-Явр, что примерно в тридцати километрах от базового лагеря.

Руководитель экспедиции, когда ему доложили о находке, долго не мог поверить в удачу. Но когда ему показали части самолета принесенные в лагерь, среди которых был кормовой гак (принадлежность только гидросамолетов) сомнений не осталось.


обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2


Тщательно запомнив ориентиры и пометив место катастрофы МБР-2, поисковики отправились в поселок Сафоново, за помощью.

Туда они добрались 11 августа, усталые и измученные, но безмерно счастливые. Остановившись на ночлег в домике представительства серийного завода, все спали как убитые.

А утром пошли в штаб авиации Северного Флота. Огромную помощь таганрожцам оказали офицеры - летчики. Быстро узнали какое авиационное подразделение находится ближе всего к месту находки МБР-2. Офицер Ракипов переговорил по радио с командиром авиаподразделения в Луастари и поисковиков, посадив на попутный Ан-12 доставили туда. В Луастари ребят несмотря на поздний час, приняли очень гостеприимно. Поместили в гостиницу, организовали питание.

Командир Николай Иванович Болгов и его замполит Сергей Михайлович Семенов на следующий день опросили всех офицеров, кто из них бывал на озере Одеж-Явр. Такой нашелся. Ему и было поручено сопровождать группу "Поиск". У подразделения ракетчиков, базировавшихся рядом попросили гусеничный вездеход и они молодцы не подвели, выделив машину с отличным механиком-водителем.

Девять часов добирались на вездеходе до места катастрофы МБР-2. Как вспоминают ребята, душа порой с телом расставалась. Несколько раз приходилось вытаскивать застрявший вездеход при помощи бревен. Наконец прибыли на место. Лагерь теперь разбили в двух километрах от места гибели самолета. Пока начали разбирать разбитый МБР-2 вездеход нашел дорогу к месту катастрофы.


обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2


Два дня работали, не считаясь со временем, не замечая усталости. Потом погода испортилась - пошел частый мелкий дождь. Он лил не переставая.

Самолет лежал недалеко от озера. Во время падения он уткнулся носом в землю и перевернулся вверх килем. Корпус самолета и почти все крыло изготавливались из дерева, металлическими были оперение, хвостовые части крыла и его механизация, а также пилон и капот двигателя. Несмотря на длительность пребывания в тундре, детали самолета отлично сохранились. Следов ржавчины практически не было. Из многих частей самолета при разборке даже вытекало сохранившееся масло.

Наиболее трудоемким был процесс снятия мотора и установки его в кузове вездехода. В ход пошли ножовки и туристские топорики. Мотор весил около 600 килограммов. Нарубили березок и закатили по ним снятый мотор на вездеход.

Туда же погрузили мотораму, радиатор водяного охлаждения двигателя, винт, части крыла и оперения.


обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

обломки самолета МБР-2


С большим удивлением обнаружили прекрасно сохранившиеся бирки с надписью "Зав. им. Димитрова, агрегат № ...". Изумительно сохранились летные очки и одна крага летчика. Нашли даже спрессованную газету, на которой можно было отчетливо разобрать, что это лето 1941 г.

Уже при осмотре остатков машины поняли, что до них на месте катастрофы бывали местные браконьеры. Так не оказалось обоих крыльевых поплавков, видимо их сняли и пытались сделать лодки. Все приборы были сняты или разбиты. Не были обнаружены останки пилотов.

Александр Бугров удивился, что кабина стрелка-радиста в хвостовой части лодки странно переделана. Турелей не обнаружили. На приборной доске в задней кабине несколько приборов сняты и заглушены аккуратными заглушками, зато установлен новый прибор прямо в центре приборной доски.

Это послужило основанием считать, что найденный самолет являлся гражданским вариантом самолета МБР-2, т.е. МП-1. Тем более, что окрашен найденный самолет не в камуфляж, а в светло серый с голубоватым оттенком цвет.

На севере ребята из группы "Поиск" услышали версию, что на этом самолете в начале войны для разведки или диверсионной работы на аэродроме Луастари, на котором базировались большие силы фашистской авиации, в районе Мурманска была переброшена небольшая группа разведчиков-моряков. И судя по всему, это задание было выполнено. А вот самолет при возвращении на базу либо потерпел аварию, либо был сбит неприятельским истребителем.

обломки самолета МБР-2 обломки самолета МБР-2

На вездеходе собранные части самолета были доставлены на аэродром в Луастари. Откуда, 15 августа, их и весь состав экспедиции доставили заводским самолетом Ан-26 в Таганрог. Задача поставленная перед экспедицией была успешно выполнена.

Члены экспедиции, по возращении домой проводили встречи с сотрудниками завода, увлекательно рассказывая о своем путешествии. В местных газетах были опубликованы ряд статей, в которых рассказывалось о перипетиях поисковиков.

В Таганроге части самолета были тщательно осмотрены конструкторами. На их основе, а так же по архивным материалам и сохранившимся фотографиям в бригаде организованной Комаровым, энтузиасты, во внерабочее время, разработали чертежи самолета МБР-2. После чего можно было приступать к созданию памятника "первенца" Г. М. Бериева. Был разработан план мемориального комплекса для установки в качестве памятника МБР-2 рядом с заводом. Но начавшаяся "перестройка" разрушила эти планы. Остатки самолета МБР-2 привезенные с далекого Кольского полуострова до сих пор ждут своего часа в музее ТАНТК.


Фотографии:

Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34Н
Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34Н (ЦКБ МС-1) на испытаниях в Таганроге 1935 г.

Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34Н
Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-34Н (ЦКБ МС-1) на испытаниях в Таганроге 1935 г.



Источники информации:

Воспоминания участников экспедиции, собранные А.И. Сальниковым.

Очерки С.Н. Емельянова на сайте www.proza.ru Последний причал летающей лодки (о поиске гидросамолета МБР-2).



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail

Copyright © Taganrog-avia.