Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Научно-производственная корпорация "САУ" и НПП "Легкая Авиация Таганрога"



2-местный гидросамолет
Р-02 «Роберт»

Р-02 Роберт


Гидросамолет Р-02 "Роберт" создан в 1996 году на базе гидросамолета Р-01м. Демонстрировался и участвовал в показательных полетах на Международной выставке и научной конференции по гидроавиации "Гидроавиасалон-1996" в Геленджике.

Р-02 сделали из Р-01м путем разрезания лодки вдоль и ее расширения. Однако это якобы привело к радикальному ухудшению мореходных характеристик.
После выставки планер Р-02 долгое время находился в Таганроге, затем был выкуплен и доведен до летного состояния в с. Дивное, Ставропольского края, на базе местного аэроклуба (под руководством Никитина).





Основные концепции, заложенные в компоновку самолетов серии "Р", были апробированы на пилотируемой одноместной модели Р-01М, аналога "большой" шестиместной амфибии Р-50. Модель имела взлетную массу 440 кг и была оснащена поршневым двигателем "Робин-440ЕС" мощностью 44 л.с. На испытаниях модель успешно выполняла взлеты и посадки на воду, в том числе в условиях ветра и волнения. Результаты испытаний Р-01М натолкнули на мысль о создании двухместного Р-02 для использования его в регионах с речными, озерными, морскими акваториями в качестве служебного, патрульного или учебного самолета и с ограничением по высоте волны - до 0,3 м.


Планер гидросамолета представляет собой среднеплан с V-образным прямым в плане крылом с развитой средней частью (СЧК). На режимах плавания погруженные в воду поверхности СЧК участвуют в создании гидростатической подъемной силы. СЧК обеспечивает защиту двигателя и винта от попадания брызг при посадках и взлетах с воды.


Вертикальное и горизонтальное оперение имеют трапециевидную форму в плане, состоят из киля с рулем направления и установленного на нем стабилизатора с рулем высоты.


Лодка выполнена с двухреданным плоскокилеватым днищем и плоскими бортами. В носовой части установлена подвижная, открываемая вперед крышка фонаря кабины, в средней части - кабина для пилота и оператора (пассажира), сидящих рядом. К задней части лодки прикреплена балка, несущая хвостовое оперение. Носовой отсек лодки до перегородки кабины представляет собой передний объем плавучести самолета.


Конструкция лодки - неразъемный полумонокок с работающей обшивкой.


Размеры лодки: длина - 6394 мм, ширина - 1300 мм, высота по фонарю - 1400 мм.


Крыло - из двух отъемных консолей. Консоль в плане состоит из двух трапециевидных частей, выполнена по однолонжеронной схеме с вспомогательной задней стенкой и состоит из каркаса и обшивки. Каркас собран из 13 нервюр (нормальных и усиленных), одного лонжерона, задней стенки, стрингерного набора, законцовки консоли. Обшивка лодки и крыла-авиационная фанера, усиленная на нижней поверхности центральной части и на изломе верхней поверхности оклейкой стеклотканью на эпоксидном связующем (смола DER-331 - аналог отечественной смолы ЭП-22).


Площадь крыла - 12,44 м2, размах - 10 м, удлинение - 8,04.


Хвостовая балка закреплена на кормовой части и предназначена для установки на ней Т-образного оперения. Уступ между нижней панелью обшивки балки и кормовой законцовкой лодки образует второй редан днища. Внутри хвостовой балки закреплены кронштейны оси водоруля и размещена проводка системы управления самолетом. Конструкция хвостовой балки - полумонокок с работающей фанерной обшивкой.


Киль представляет собой деревянный каркас из двух продольных лонжеронов и нервюр. В верхней части киля расположены узлы установки стабилизатора. Для балансировки самолета по каналу тангажа предусматривается регулировка угла установки стабилизатора при техническом обслуживании на земле.


Руль направления и руль высоты выполнены из деревянного каркаса (лонжероны и нервюры) и обшиты фанерой толщиной 1 мм.


Система управления включает в себя одинарный командный пост (слева), состоящий из ручки управления и педалей, жесткую проводку от поста управления и рулевые поверхности. Конструкция системы управления предусматривает возможность установки правого командного поста для второго пилота.


Для управления самолетом на воде используется обдуваемый воздушным потоком от винта руль направления и управляемый с командного поста водоруль.


В качестве силовой установки на Р-02 установили серийный двигатель "ROTAX 912 A3" с толкающим двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага диаметром = 1,75 м. Взлетная мощность - 79 л.с. (58 кВт). Двигатель крепится на раме в четырех узлах через резиновые амортизаторы. Топливо на самолете располагается в баке емкостью около 60 л. Бензин-автомобильный, минимальное октановое число - 95. Заправляется бак через заправочную горловину, расположенную сверху. Топливо подается диафрагменным насосом с механическим приводом от двигателя. В линии питания установлены фильтр и пожарный кран. Выхлопные патрубки объединены общей емкостью посредством ниппельного соединения, выход из которой общим выхлопным патрубком направлен влево по полету. Управление двигателем осуществляется гибкими тросами, заключенными в оболочки.


Рычаг управления двигателем (РУД) расположен на пульте, размещенном в кабине слева по полету.


В состав пилотажно-навигационных приборов входят: высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250, вариометр ВР-10, механический акселерометр АМ-9С, определяющий нормальные перегрузки в диапазоне от -6 до +9, электрический указатель поворота и скольжения LUN 1211, магнитный компас КИ-13М.


Для обеспечения контроля режимов работы двигателя 912 установлены штатные фирменные приборы.


Табло "Давление топлива мало" сигнализирует об отказе основного топливного насоса, а табло "Резервный насос" - о включении летчиком резервного топливного насоса, при нормальной работе которого табло "Давление топлива мало" гаснет.


Ультракоротковолновая командная радиостанция с антеннофидерным устройством позволяет вести двустороннюю радиосвязь с наземными станциями и другими ЛА.


На самолете установлена быстродействующая парашютная система (БПС) "Кобра", которая разработана ведущим предприятием России в области парашютных систем спасения ЛА "МВЕН" (г. Казань). Управление системой размещено в кабине пилота. Система может быть приведена в действие с высоты 50 м и более. Точка крепления силового фала парашютной системы размещена впереди центра тяжести ЛА. Следовательно, при ее срабатывании самолет будет опускаться хвостовой частью вниз, смягчая удар при падении за счет разрушения конструкции хвостовых оперения и балки. Это одновременно обезопасит летчика от падения на него двигателя.


Р-02, как и Р-50 "Роберт", создавались Научно-производственной корпорацией "САУ" (самолеты-амфибии-универсальные). Главный разработчик самолетов - НПП "Легкая авиация Таганрога" (ЛАТ).


Гидросамолет Р-02 «Роберт»

Гидросамолет Р-02 «Роберт»


Reaa.ru, форум: Р-02 Роберт, продажа

20 сентября 2015 года гидросамолет Р-02 Роберт был выставлен на продажу в Ставрополе, Владимир Владимирович и Владимир 47, за 350 тысяч рублей (потом скинули до 270 тысяч рублей).
По утверждениям продавца - самолет двух местный, стоит спаренное сиденье от Як-40.
Проблемные места - киль и руль направления, которые повредил грузовик в ангаре. Остальное в хорошем состоянии.
Перевозка возможна на имеющемся прицепе для перевозки лодок, длинна 6 метров. Вес без двигателя 250 кг. Нет приборов и двигателя. Моторама под Ротакс 912.
Крылья отстыковываются, хвостовое оперение полностью, киль и стабилизатор.
Есть заводское подробное руководство по летной и технической эксплуатации.
До середины 2016 еще не был продан.


Reaa.ru, форум: Р-02 Роберт и Р-50. Ответ #5 - 30 сентября 2018, Владимир 47, Ставрополь

После Таганрога гидросамолет Р-02 находился в с. Дивное, Ставропольского края, где его на озере Маныч облетал Валерий Хаванский.
После облета он не летал. В 2012 году я его перевез в Ставрополь где с Владимиром Борзовым планировали установить на него шасси.
Из этой затеи ничего не вышло. Вес пустого самолета был 380 кг. Чтобы установить шасси надо было добавить ешё не менее 100 кг.
В конце октября довели до летного состояния. Вывезли на Новотроицкое водохранилище. Утром должен быть облет, но погода резко изменилась (дождь со снегом).
К весне 2013 года приоритеты поменялись. Двигатель установили на другой самолет.
В 2017 лодку увезли в Ростовскую область. Дальнейшую судьбу не знаю. В ДОКУМЕНТАЦИИ которая с ним много чертежей и фотографий.

Кстати, "Роберта" облётывал ныне покойный участник этого форума Валерий Хаванский (умер 10 января 2012 г.) из Волгограда (мир праху его)....


Нажмите чтобы посмотреть больше информации о Клубе юных авиаторов "Красные Крылья", МПЛА "Красные Крылья", НПП "Легкая Авиация Таганрога" (ЛАТ), Научно-производственной корпорации "САУ" (Самолеты Амфибии Универсальные).

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о гидросамолете Р-01 «Роберт».

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о гидросамолете Р-01м «Роберт».

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о проекте самолета-амфибии Р-50 «Роберт».




Фотографии:

Гидросамолет Р-02 «Роберт» на выставке "Гидроавиасалон-1996" в Геленджике.

Гидросамолет Р-02 «Роберт»

Гидросамолет Р-02 «Роберт»

Гидросамолет Р-02 «Роберт»

Поврежденное хвостовое оперение гидросамолета Р-02 «Роберт» (фото 26 сентября 2015 года с форума reaa.ru)

Гидросамолет Р-02 «Роберт»

Гидросамолет Р-02 «Роберт»



Видео:


Демонстрация гидросамолета Р-02 «Роберт» на выставке "Гидроавиасалон-1996" в Геленджике.



Источники информации:

НПК САУ, гидросамолет Р-02 Роберт (с сайта www.airwar.ru)

Продается гидросамолет Р-02 Роберт. Форум reaa.ru

Р-02 Роберт и Р-50. Форум reaa.ru



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail