Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Краткая биография Х.Д. Кудзиева


Кудзиев Харитон Дзиуович

Кудзиев Харитон Дзиуович, родился 27 ноября 1912 года в селе Хумалаг Даргкохского района Северной-Осетии. Осетин. Из крестьян.

До 1930 года жил с родителями и учился в школе семилетке. В 1930 году вступил в ВЛКСМ. С сентября 1930 по июль 1931 года учился в техникуме путей сообщения в г. Владикавказ (Орджоникидзе).

В октябре 1931 поступил и 27 ноября 1936 года с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина) по специальности инженер-электрик электроаппаратостроения.

После окончания института с января 1937 до 15 ноября 1937 года работал инженером-конструктором электромеханического завода ХЭМЗ (г. Харьков) откуда был вынужден уволиться из-за отсутствия на заводе жилплощади.

С декабря 1937 до 30 декабря 1940 г. - инженер-конструктор завода №31 МАП (Завод им. Димитрова) (г. Таганрог).

В январе 1941 года распоряжением МАП (НКАП) совместно с ОКБ т. Четверикова был переведен на завод №30 (Кимрский район, Калининская область) (после эвакуации завод №458 г. Камышин) где проработал до апреля 1946 года начальником группы (у В.П. Горбунова).

Член КПСС с февраля 1946 года.

В апреле 1946 года, в связи с расформированием ОКБ инженер-полковника В.П. Горбунова, переведен через Отдел кадров Министерства авиапромышленности с завода №458 на завод №49 (Г.М. Бериева) в Таганрог.

С 19 апреля 1946 по 30 августа 1950 год работал в ОКБ Г.М. Бериева в должности начальника конструкторской бригады по оборудованию самолета.

В сентябре 1950 г. был принят и 29 июня 1952 году окончил двухгодичную Академию Министерства авиационной промышленности (Москва)(специальность - оборудование самолетов).

После окончания Академии Управлением кадров МАП был направлен В ОКБ Бериева и с 4 августа 1952 года назначен начальником отдела по электро-, радио-, общему и специальному оборудованию самолетов ОКБ Г.М. Бериева.

5 февраля 1954 приказом по Министерству был назначен заместителем Главного конструктора машиностроительного завода №49 (Г.М. Бериева) и в этой должности работал до 19 ноября 1977 года.

Х.Д. Кудзиев принимал активное участие в разработке и создании многих самолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. За создание самолета-амфибии Бе-12 стал лауреатом Государственной премии СССР (1968).

Ударник коммунистического труда. Руководимому им коллективу конструкторов и лабораторного отдела присвоено звание им. 50-летия Великого Октября, в а 1969 году присвоено звание коллектива коммунистического труда.

Занесен к книгу почета завода.

В течении двух лет, без отрыва от производства, Х.Д. Кудзиев читал лекции студентам Таганрогского авиационного техникума.

Выступал с докладами перед работниками завода и представителями заказчика.

Кандидат технических наук (1973 г.).

Имел 5 авторских свидетельств на изобретения.

После ухода на пенсию (персональную), с 1 февраля 1978 года продолжил работать на Таганрогском машиностроительном заводе ведущим конструктором КБ-3.

До самой смерти работал над внедрением новейших систем оборудования на проектируемые самолеты.

Жил в городе Таганрог, Ростовской области, на улице Свободы, дом 15. Умер 26 августа 1982 года.

Награждался:

- медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Указ президиума Верховного Совета СССР от 1946 г.);

- орденом «Трудового Красного Знамени» (Указ президиума Верховного Совета СССР от 12.07.1957 г.);

- Почетной грамотой Министерства Авиационной промышленности (1962 г.);

- нагрудным значком Отличник социалистического соревнования (приказ председателя ГКАТ СССР от 24 ноября 1964 г.);

- Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1966 г.);

- Государственная премия (за создание самолета Бе-12,1968 г.);

- юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (Указ президиума Верховного Совета СССР от 1971 г.);

- юбилейной медалью «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975 г.).

- Орденом Дружбы народов (Указ президиума Верховного Совета СССР от 03.09.1981 г.);




Воспоминания Кудзиева Харитона Дзиуевича:


Мой краткий жизненный путь и некоторые воспоминания (1982 г.)
(нажмите, чтобы прочитать).





Фотографии:

Бериев Георгий Михайлович, Кудзиев Харитон Дзиуович
1954 г. Г.М. Бериев с руководящими работниками опытного завода.
Первый ряд (слева направо): ведущий конструктор Б.А. Дыбин, директор завода А.Н. Самоделков, главный конструктор Г.М. Бериев, начальник бригады лодки В.А. Герасимов, главный инженер завода К.И. Панин, зам. главного конструктора Г.С. Тришкин.
Второй ряд: зам. главного конструктора Х.Д. Кудзиев. начальник бригады прочности В.П. Терентьев, зам. главного конструктора А.С. Корытин, ведущий конструктор Я.С. Катураев, зам. главного конструктора А.Н. Кессених, главный технолог завода А.М. Иванов.

Бериев Георгий Михайлович, Кудзиев Харитон Дзиуович
И.Я Акопов, Х.Д. Кудзиев, Г.С. Тришкин, Г.М. Бериев, Беленовский?, К.И. Панин и др. на демонстрации.

Бериев Георгий Михайлович, Кудзиев Харитон Дзиуович
Г.М. Бериев, А.Н. Самоделков, К.И. Панин, Х.Д. Кудзиев на демонстрации.

Кудзиев Харитон Дзиуович
Кудзиев Харитон Дзиуович

Кудзиев Харитон Дзиуович
Кудзиев Харитон Дзиуович



Источники:

Кудзиев Харитон Дзиуович (с сайта Исторический Таганрог)

ГС завод № 458 НКАП.

ОКБ гл. конструктора И.В. Четверикова на заводе № 31 НКАП.

Архив ТАНТК им. Г.М. Бериева



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail