Алексей Кириллович Константинов родился 7 ноября 1919 г.
После окончания средней школы поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, но после трех курсов переходит в Воронежский авиационный институт, эвакуированный в Ташкент, закончив его в 1944 г.
В начале 1945 г. приезжает в Таганрог и начинает работать на авиационном заводе им. Димитрова старшим технологом цеха. В 1946 г. переходит конструктором в ОКБ МС. Со временем становится ведущим конструктором по аэрогидродинамике в отделе предварительного проектирования, а впоследствии и руководителем этого КБ. В 1967 г. назначается первым заместителем Главного конструктора, а в 1968 г. утверждается в должности Главного конструктора и ответственного руководителя ОКБ. Руководил ТАНТК им. Г.М. Бериева до 1990 г.
Принимал участие в создании гидросамолета Бе-6, самолета-амфибии Бе-8, реактивных летающих лодок Р-1 и Бе-10, самолета-амфибии Бе-12, пассажирского самолета Бе-30.
Под его руководством создан ряд самолетов различного назначения, в том числе авиационные комплексы Ту-142МР и А-50, летающая лаборатория "1А", а также самолет-амфибия А-40 "Альбатрос".
В 1967 г., за участие в создании самолета-амфибии Бе-12, ему присуждена Государственная премия СССР. В 1996 г. за создание самолета А-50 присуждено звание Лауреата Государственной премии Правительства России. Почетный авиастроитель.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалями.
C 1990 г., А.К. Константинов - персональный пенсионер союзного значения.
Умер 27 апреля 2008 года. Похоронен в Таганроге.
Орденами:
Медалями:
Награжден значком "Отличник социалистического соревнования авиационной промышленности" (до 1969 г.).
Лауреат Государственной премии СССР за участие в создании самолёта-амфибии Бе-12 (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 ноября 1968 г.).
Награжден Золотой медалью ВДНХ (1978 г.);
Лауреат премии Правительства РФ за разработку и создание самолёта А-50 (11.01.1996 г.).
Почётный авиастроитель СССР.
7 ноября 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Кирилловича Константинова, советского авиаконструктора, ученика и преемника Георгия Михайловича Бериева, руководившего ТАНТК им. Г.М. Бериева в период 1968-1990 гг.
Алексей Кириллович Константинов родился 7 ноября 1919 г. в селе Павловка Куйбышевской области, в семье крестьянина.
Окончив среднюю школу, в 1938 г. поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, после трех курсов в 1942 г. перешел в эвакуированный в Ташкент Воронежский авиационный институт, на специальность "Самолетостроение" (ныне Воронежский государственный архитектурно-строительный университет).
Успешно окончив институт, в начале 1945 г., по назначению Министерства, как молодой специалист, направлен на работу в Таганрог на п/я 19 (авиационный завод им. Г. Димитрова старшим технологом цеха. В 1946 г. переходит ОКБ морского самолетостроения (опытно-конструкторское бюро Таганрогского машиностроительного завода) на должность инженера-конструктора. Став ведущим конструктором по аэродинамике в отделе предварительного проектирования, а с 1961 г. начальником КБ предварительного проектирования, А.К. Константинов провел большой комплекс расчетных, конструкторских и исследовательских работ по различным вопросам проектирования самолетов.
Член КПСС с июня 1963 г. Неоднократно избирался членом пленумов Ростовского обкома и Таганрогского горкома КПС, депутатом Таганрогского городского совета народных депутатов, членом бюро парткома завода.
С июля 1965 года по октябрь 1968 года работал в должности первого заместителя главного конструктора завода.
С 10 по 20 декабря 1967 г. Был в служебной командировке в Чехословакии.
11 октября 1968 года приказом Министра авиационной промышленности СССР №302/к П. Дементьева назначается главным конструктором и ответственным руководителем завода.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР П. Дементьева №51 от 7 февраля 1969 года А.К. Константинову присвоена вторая степень главного конструктора.
В 1969 г. Был в служебной командировке во Франции для демонстрации самолета Бе-30 на 28 международном салоне по аэронавтике и космосу в Париже.
Ученик и соратник Г.М. Бериева, А.К. Константинов принимал участие в создании гидросамолета Бе-6, самолета-амфибии Бе-8, реактивных летающих лодок Р-1 и Бе-10, самолета-амфибии Бе-12, пассажирского самолета Бе-30.
Под его руководством создан ряд самолетов различного назначения, в том числе авиационные комплексы Ту-142МР и А-50, летающая лаборатория "1А", а также самолет-амфибия А-40 "Альбатрос".
Когда в Таганроге был открыт филиал Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе, А.К. Константинов возглавил базовую кафедру "Проектирование и конструкция самолетов".
Алексей Кириллович имеет 14 авторских свидетельств на изобретение.
В 1967 г., за участие в создании самолета-амфибии Бе-12, ему присуждена Государственная премия СССР. В 1996 г. за создание самолета А-50 присуждено звание Лауреата Государственной премии Правительства России. Почетный авиастроитель.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалями.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 4 мая 1990 г. №516/к освобожден от должности главного конструктора ТАНТК им. Г.М. Бериева, в связи с уходом на пенсию согласно личного заявления. Отмечая многолетнюю плодотворную работу в авиационной промышленности Константинову Алексею Кирилловичу объявлена благодарность.
C 23 мая 1990 г., А.К. Константинов - персональный пенсионер союзного значения. Последние годы жизни жил в Таганроге.
Алексей Кириллович Константинов скончался 27 апреля 2008 г. Похоронен в Таганроге на Николаевском кладбище на участке для почётных захоронений.
Константинов Алексей Кириллович.
Константинов Алексей Кириллович. 60-е годы.
7 ноября 1959 г.
И.Я. Беленовский, Х.Д. Кудзиев, А.Н. Красильников, И.Н. Семенцов, В.Ф. Гринько,
Ф.А. Шашков, А.К. Константинов, А.И. Кочетков, В.Н. Баталин.
Константинов Алексей Кириллович. 60-е годы.
Воздушный парад в Домодедово 9 июля 1967 года. У самолета Бе-30, А.Г. Баканов, неизвестный, В.А. Глушенков, А.К. Константинов, А.Н. Кессених, И.Я. Акопов.
1969 г. Перед отлетом в Ле Бурже. С.И. Кондратенко, В.И. Таланов, в центре Константинов Алексей Кириллович и Куприянов Юрий Михайлович, Ю.А. Карев, неизвестный.
1969 г. Константинов Алексей Кириллович, Головин Сергей Моисеевич и Куприянов Юрий Михайлович. Paris Air Show 1969 Le Bourget.
1969 г. Командировка в Париж на выставку Paris Air Show 1969 Le Bourget.
Примерно 1970 г. На демонстрации.
А.И. Роженцев, А.Ф. Шульга, В.В. Васильченко, Л.Г. Фортинов (сзади), А.Н. Степанов, А.М. Большов (сзади),
В.В. Волков, А.К. Константинов, Ю.М. Куприянов, Ф.С. Татаренко.
7 ноября 1972 г. А.К. Константинов и А.Н.Самоделков.
М.В. Нагибин, К.Ф. Бай, О.М. Терешко, П.В. Московкин, командующий ВВС ВМФ А.А. Мироненко, И.С. Горбачев, С.М. Головин,
В.П. Журавлев, А.К. Константинов. 1974 г.
М.В. Нагибин, А.К. Константинов, командующий ВВС ВМФ А.А. Мироненко, С.М. Головин, О.М. Терешко, П.В. Московкин. 1974 г.
1974 г. На конференции по результатам эксплуатации самолета Бе-12.
Слева направо: Главный конструктор ОКБ А.К. Константинов, командующий авиацией ВМФ генерал-полковник А.А. Мироненко,
старший военпред-руководитель 468 ВП МО подполковник П.В. Московкин, директор завода С.М. Головин, секретарь парткома К.Ф. Бай,
заместитель заведующего оборонным отделом обкома КПСС Ю.А. Ахрименко, районный инженер полковник О.М. Терешко, старший офицер в/ч 10703 подполковник В.П. Журавлев.
В.В. Волков, К.И. Панин, А.К. Константинов, А.Н. Степанов, П.С. Горбенко, А.Н. Кессенних, Ф.С. Татаренко,
Х.Д. Кудзиев, Б.А. Дыбин, И.Я. Акопов.
Константинов Алексей Кириллович.
Моделист, А.К. Константинов, В.П.Воронцов, В.Н. Кравцов.
А.И. Роженцев, И.Е. Есауленко, А.К. Константинов, Х.Д. Кудзиев, А.В. Падунов.
Вручение переходящего Красного Знамени РК КПСС и Райисполкома опытному заводу.
А.П. Андреев, А.К. Константинов, Г.С. Панатов, И.Е. Есауленко, А.С. Триль.
Слева направо сидят: Н.С. Ильин, В.Е. Репунов, А.К. Константинов, Д.И. Чухалов, Солодовников.
Стоят: Т.С. Баринов, В.Ф. Папков, В.Ф. Пономарев, В.Л. Васильченко.
Февраль 1978 г. Президиум заводского собрания посвященного 75-летию Г.М. Бериева.
И.С. Бакланов, В.Г. Зданевич, А.Н. Кессених, неизвестный, А.К. Константинов,
А.И. Роженцев, Н.О. Рыбалко, В.П. Терентьев, А.С. Триль, В.Н. Никаноров.
Старший военпред-руководитель 468 ВП МО полковник-инженер А.В. Падунов с дочерью Наташей и Главный конструктор А.К. Константинов.
1 мая 1980 г.
Личный состав военного представительства с Главным конструктором ОКБ.
1-й ряд слева на право: служащий СА А.Г. Бортников, подполковник И.С. Егоров, старший военпред-руководитель подполковник А.В Падунов,
Главный конструктор ОКБ А.К. Константинов, подполковник Н.Г. Огиенко, служащая ВС Н.С. Панатова, майор А.В. Киберев;
2-й ряд: служащий ВП А.П. Кравченко, служащий ВП О.А. Роженцев, майор В.А. Щавелев, майор В.Н. Иванов, майор В.Н. Надолинский, капитан В.С. Головин,
капитан В.Н. Григорьев, служащий ВП В.И. Писаренко, майор В.А. Полковниченко. Май 1980 г.
Перед совещанием. Главный конструктор ОКБ А.К. Константинов и начальник 8 ГНИКИ ВС
генерал-лейтенант авиации Л.И. Агурин.
Ахтубинск, 1981 г.
А.К. Константинов выступает с докладом на заводском собрании.
Жюри конкурса молодых специалистов:
Т.А. Величева, А.К. Константинов, А.Н. Кессених, В.К. Тарасенко, И.В. Краснов, В.С. Белоусов, Б.П. Скорик, А.Д. Чернецкий.
Главный конструктор с замами и начальниками КБ. 1987 г.
Первый ряд (слева направо): В.Ф. Пономарев, В.В. Боев, В.Д Заремба, А.К. Константинов,
А.Н. Степанов, С.А. Атаянц, Г.С. Панатов.
Второй ряд: А.С. Макагонов, Л.А. Долбня. О.И. Гиричев, Б.П. Скорик, Л.А. Тимошкин, В.Н. Мартыненко,
В.Г. Зданевич, В.В. Туляков.
Л.Г. Фортинов. А.И. Роженцев.
Главный конструктор с замами и начальниками КБ. 1987 г.
Первый ряд (слева направо): В.Ф. Пономарев, В.В. Боев, В.Д Заремба, А.К. Константинов,
А.Н. Степанов, С.А. Атаянц, Г.С. Панатов.
Второй ряд: А.С. Макагонов, Л.А. Долбня. О.И. Гиричев, Б.П. Скорик, Л.А. Тимошкин, В.Н. Мартыненко,
В.Г. Зданевич, В.В. Туляков.
Л.Г. Фортинов. А.И. Роженцев.
Спуск А-40 на воду 27 июля 1987 г.
10 ноября 1987 г. Главный конструктор на командном катере с группой ведущих специалистов ОКБ и ЛИКа после первого взлета А-40 с воды.
Первый ряд: В.П. Калюжный, А.Н. Сирота.
Второй ряд: А.Ф. Шульга, В.И. Туркин, В.В. Туляков, Г.С. Панатов, В.А. Кобзев, Ю.М. Куприянов, О.Е. Бройдо, А.К. Константинов,
В.Г. Зданевич, А.Н. Степанов, В.Н. Кравцов, В.К. Анастасов, А.П. Шинкаренко, В.П. Шульга, И.М. Забалуев.
Ноябрь 1987 г. Главный конструктор на командном катере с группой ведущих специалистов ОКБ и ЛИКа. Испытания А-40 на воде.
Слева направо: А.Н. Перекрестов (капитан катера), А.П. Шинкаренко, А.Н. Степанов, Г.С. Панатов, А.К. Константинов, Ю.М. Куприянов,
К.Е. Ленская (медсестра), В.Г. Зданевич, О.Е. Бройдо, А.Ф. Шульга, Е.Г. Чурюмов, И.М. Забалуев, В.Н. Кравцов.
Сидят: Лещенко, В.К. Анастасов, Ю.Г. Дурицын, В.С. Любчак (приборист СБИ) В.П. Калюжный.
Испытания А-40 на воде. Слева направо: В.К. Анастасов, А.П. Шинкаренко, А.Ф. Шульга, Г.С. Панатов, В.В. Туляков, Ю.М. Куприянов, В.Г. Зданевич, А.К. Константинов, В.А. Кобзев, В.Н. Кравцов, О.Е. Бройдо.
Декабрь 1988 г. Испытания А-40 на воде в Геленджике.
Слева направо стоят: А.Б. Борисоглебский, Е.В. Мазуров, Б.И. Лисак, Н.Н. Демонов, А.К. Константинов, Г.Г. Калюжный, Г.С. Панатов, В.Н. Кравцов, В.А. Кобзев.
Сидят: В.И. Безродный, А.В. Бочаров.
После рекордного полета самолета-амфибии А-40. 1989 г.
Ветераны опытно-конструкторского предприятия морского самолетостроения 26 января 1990 г.
Первый ряд: Л.В. Засыпкин, В.А. Панченко, А.П. Холодова, Е.А. Стрелкова, Б.А. Дыбин, З.С. Кучмеева, Е.Я. Кошель, А.Г. Васильева, А.М. Жукова, О.П. Кикоть, В.Г. Панина, Н.А. Дианова, М.К. Дворецкая.
Второй ряд: Н.П. Фрей, В.Н. Баталин, В.Л. Васильченко, А.В. Маныч, А.П. Капкин (председатель ЗКС), В.П. Терентьев, Ю.Р. Филимонов, П.Д. Богомаз, В.Н. Бороденко, Э.Г. Ведель, Е.П. Юркевич, Я.С. Катураев, Г.И. Лобко, А.К. Константинов, И.Я. Акопов, П.С. Горбенко, И.Г. Козельский, Г.М. Попов, М.П. Лавров, В.Н. Мартыненко, Н.Г. Козельский, С.И. Карташов, И.С. Бакланов,
О.Н. Комаров (секретарь парткома).
Ветераны ТАНТК, участники Великой Отечественной войны. 8 мая 1990 г.
1990 г. Проводы А.К. Константинова на пенсию.
1990 г. Проводы А.К. Константинова на пенсию.
Б.П. Скорик, В.Н. Мартыненко, Л.И. Долбня, Л.Г. Фортинов, Л.А. Тимошкин, А.К. Константинов.
1990 г. Проводы А.К. Константинова на пенсию.
1990 г. Проводы А.К. Константинова на пенсию.
Константинов Алексей Кириллович.
Кадры видеофильма. Константинов Алексей Кириллович.
Кадры видеофильма. Константинов Алексей Кириллович.
Кадры видеофильма. Константинов Алексей Кириллович, Н.А. Лавро.
Константинов Алексей Кириллович. Гидроавиасалон, Геленджик.
Константинов Алексей Кириллович.
Памятник на могиле А.К. Константинова.
Фильм Гидросамолёты КБ им Бериева. 2006 г. Телекомпания "Останкино", программа "Ударная сила".
Краткая биография А.К. Константинова (с сайта www.beriev.com).
Константинов, Алексей Кириллович (с сайта ru.wikipedia.org).
Александр Явкин «Не упустить окно возможностей!» (https://www.facebook.com/av.yavkin).
100 лет со дня рождения Константинова Алексея Кирилловича (1919–2008).