Бериев Георгий Михайлович родился 13 февраля 1903 г. в Тифлисе (Тбилиси).
Работать начал с шестнадцати лет учеником литейщика, затем - помощником машиниста.
Одновременно со службой в Красной Армии учился в Тифлисском железнодорожном училище, которое окончил в 1923 г.
Затем стал студентом политехнического института, активистом ячейки Осоавиахима.
В 1925 г. он переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.
Способного студента и активного комсомольца в 1929 г. принимают в члены Коммунистической партии.
В 1930 г., сразу после окончания института, Георгий Михайлович приезжает в Москву, где начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром.
Затем стал помощником ведущего инженера по производству опытного самолета. В этой организации он трудился вместе с С.П. Королевым, В.Б. Шавровым, Н.И. Камовым, М.И. Гуревичем, С.А. Лавочкиным, И.В. Четвериковым.
Вскоре Г.М. Бериев был избран секретарем партийной ячейки.
В конце 1930 г., организация МОС ВАО была расформирована и ее основной состав переведен в ЦКБ завода им. Менжинского. Тогда Г.М. Бериеву предложили стать заместителем начальника морской бригады и разрешили ему продолжить работу над проектом одномоторной летающей лодки. Самолет его конструкции выдерживает конкурс, и к концу 1931 г. завершается сборка опытного образца машины. Гидросамолет МБР-2 блестяще проходит все испытания и после небольших доработок принимается на вооружение частей авиации ВМФ.
В 1934 г. назначен Главным конструктором и начальником Центрального
Конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС), и бессменно им
руководит до 1968 г.
В первой половине 1934 г. Г.М. Бериев командируется в Италию, Францию, Англию, США, где знакомится с зарубежной авиационной техникой.
А осенью 1934 года его назначают главным конструктором и начальником Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) на заводе в Таганроге, где осваивается серийное производство МБР-2.
До начала Великой отечественной войны в ЦКБ МС создаются несколько модификации МБР-2, первый отечественный корабельный самолет-разведчик КОР-1 (Бе-2), морской дальний разведчик МДР-5, морской ближний разведчик МБР-7, корабельный и базовый разведчик КОР-2 (Бе-4).
В тяжелые годы войны, работая в труднейших условиях эвакуации (в Омске и Красноярске) и продолжая выпуск самолетов Бе-4, небольшой коллектив конструкторов во главе с Г.М. Бериевым создает летающую лодку ЛЛ-143 - прообраз знаменитого патрульного гидросамолета Бе-6.
В начале 1946 г. вышло постановление об организации завода опытного самолетостроения в Тагнроге, Главным конструктором и директором его был назначен инженер-полковник ИТС Г.М. Бериев как признанный лидер гидросамолетостроения. Уже в следующем году была построена и передана на испытания летающая лодка Бе-6. Машина успешно прошла испытания и была запущена в серию. Главный конструктор был удостоен Государственной премии СССР.
В 1951 г. инженер-полковнику Г.М. Бериеву присваивается звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Под его руководством создаются самолет-амфибия Бе-8, реактивные гидросамолеты Р-1 и Бе-10, опытный самолет-снаряд П-10, турбовинтовой самолет-амфибия Бе-12 "Чайка".
За научно-техническую деятельность при создании ряда образцов морских самолетов и за решение многих сложных вопросов аэродинамики, гидродинамики, прочности и технологичности конструкции, значительно продвинувших вперед отечественную науку, в 1961 г. Главному конструктору морских самолетов Г.М. Бериеву присвоили ученую степень доктора технических наук.
В 1968 г. по заданию правительства был создан комфортабельный всеаэродромный пассажирский самолет для местных авиалиний - "воздушный автобус" Бе-30.
Посвятив свою жизнь гидроавиации, Георгий Михайлович сумел создать целое семейство морских самолетов, многие из которых имели выдающиеся летно-технические характеристики. Он впервые в нашей стране решил такие сложные проблемы, как катапультный старт гидросамолета с корабля, применение реактивных двигателей и стреловидного крыла в гидроавиации, старт крылатых ракет с подводной лодки без применения направляющих и др.
Г.М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.
Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой, обдумывал перспективы авиации двадцать первого века.
Умер 12 июля 1979 г.
Георгий Михайлович Бериев награждался:
Орденами:
Медалями:
Постановлением Совета Министров Союза ССР №1922 от 6.06.47 г., за создание самолета Бе-6, Г.М. Бериеву присуждена Сталинская премия II степени (удостоверение Лауреата за № 1938). Позднее звание переименовано как: Лауреат Государственной премии.
1951 г. - присвоено звание генерал-майора ИТС.
С 1961 г. - доктор технических наук (ученая степень).
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 1968 г., за создание самолета Бе-12 "Чайка", присуждена Государственная премия.
Именем Георгия Михайловича Бериева названы улицы в городах Таганрог и Тбилиси.
Проект реставрации мемориальной доски Г.М. Бериеву на доме по адресу Таганрог, ул. Свободы, 15.
(проект разработан в 2017 г. на ТАНТК им. Г.М. Бериева)
Мемориальная доска Г.М. Бериеву в Красноярске.
Мемориальная доска "Здесь в 1925-1930 гг. учился выдающийся авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев. 1903-1979" 1994. Арх. Кессених В. А. Гранит. Политехническая ул., 29. Технический университет (в здании). (ссылка).
Мемориальная доска Г.М. Бериеву в Москве, на здании по адресу Москва, Столярный пер. 3, (сейчас завод "Рассвет"), где он работал с 1928 по 1930 гг. (ссылка).
Бюст Г.М. Бериева установлен в подмосковном Жуковском.
Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2017 г.
В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов.
(ссылка).
Проект памятника Г.М. Бериеву для установки в г. Таганроге на площади Авиаторов, 1. Разработан в 2016 г. на ТАНТК им. Г.М. Бериева - ведущим специалистом Борисом Владимировичем Синютиным.
Возложение цветов к мемориальной доске Г.М. Бериева во время празднования 110-летия со дня его рождения (13 февраля 2013 г.)
Торжественное заседание в актовом зале ТАНТК
Очерки / воспоминания Катураева Якова Степановича
Бериев Георгий Михайлович. 1929 г.
Катураев Яков Степанович рядом с Г.М. Бериевым и с коллегами по работе на стадионе перед демонстрацией 1 мая 1950 г.
1954 г. Г.М. Бериев с руководящими работниками опытного завода.
Первый ряд (слева направо): ведущий конструктор Б.А. Дыбин, директор завода А.Н. Самоделков, главный конструктор Г.М. Бериев,
начальник бригады лодки В.А. Герасимов, главный инженер завода К.И. Панин, зам. главного конструктора Г.С. Тришкин.
Второй ряд: зам. главного конструктора Х.Д. Кудзиев. начальник бригады прочности В.П. Терентьев,
зам. главного конструктора А.С. Корытин, ведущий конструктор Я.С. Катураев, зам. главного конструктора А.Н. Кессених,
главный технолог завода А.М. Иванов.
Г.М. Бериев и К.И. Панин в Геленждике выбирают место для испытательной гидробазы. Август 1954.
К.И. Панин и Г.М. Бериев в Геленждике. Август 1954.
В центре второго ряда Бериев Георгий Михайлович, праве от него Самоделков Александр Николаевич,
еще правее Куприянов Юрий Михайлович
Г.М. Бериев, неизвестный военный, К.И. Панин, Г.С. Тришкин на демонстрации.
Фильм Гидросамолёты КБ им Бериева. 2006 г. Телекомпания "Останкино", программа "Ударная сила".
Фильм "Выдающиеся авиаконструкторы СССР. Серия 3. - Георгий Бериев". 2012 г. Телеканал "Звезда" / студия "Крылья России".
Исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Бериева. 14 февраля 2013 г. ГТРК Дон-ТР.
Аллея бюстов «Создатели авиации России» в Жуковском. 23.09.2017 (с сайта http://moscowalk.ru/)
Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник.
ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"