Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Конструкторское бюро научно-технического творчества "Эксперимент" и Авиационно-технический спортклуб (АТСК) города Таганрога



История деятельности КБ НТТ "Эксперимент" города Таганрога

Конструкторское бюро научно-технического творчества (КБ НТТ) "Эксперимент" и Авиационно-технический спортклуб (АТСК) вели свою работу на территории заводов п/я 19, п/я 31, №86, механический завод им. Г. Димитрова и ТАНТК им. Г.М. Бериева на общественных началах.

Условно работу КБ НТТ "Эксперимент" и АТСК можно разбить на несколько периодов: - зарождение; - творческое развитие; - рост; - закрытие КБ НТТ "Эксперимент" и АТСК.


Начало

Начальный этап состоялся в далеком прошлом, когда двое учащихся Таганрогского авиационного техникума (ТАТ), увлеченных авиацией, Зеньковский Анатолий Петрович и Криничный Владимир Иванович, не имея никаких мыслей об авиаклубах в общем и АТСК в частности, организовали в 1954 году на территории ТАТ авиамодельный кружок (располагался на углу улицы Р. Люксембург и переулка Тургеневский.

Перед собой они поставили цель: - научится строить модели и испытывать их, переходя постепенно от простого (схематические модели) к сложному (объемные модели класса А и др.).

По мере работы кружка пришли другие учащиеся - Кузовков Евгений Федорович, Гуденко Борис, Ракуль Евгений, Гришко Геннадий (занимался дома) и другие.


Перед уходом в армию в 1955 г. (по окончанию ТАТ) Зеньковским, Криничным и Кузовковым были построены и испытаны:

- модель летающей лодки с поддерживающими жабрами, крепящимся к фюзеляжу, с одним моторчиком (винт тянущий) на пилоне вверху фюзеляжа;

- модель летающей лодки - амфибии с поддерживающими поплавками на крыле (при переходе из воды на сушу три колеса шасси выдвигались из фюзеляжа и фиксировались вручную перед испытаниями вода-суша и наоборот). Силовая установка типа тандем располагалась вверху на пилоне и включала два мотора "Комета" с тянущим и толкающим винтами.

На модели предполагалось установить аппаратуру радиоуправления РУМ-1, для чего в конструкции были сразу же выполнены необходимые доработки под установку.

В связи с возникшими трудностями в наладке РУМ-1 за неимением времени, она не была установлена на модель (приемная часть, батареи питания, рулевые машинки). Модель испытывалась на воде в районе городского пляжа. Проверялись остойчивость, устойчивость при движении модели по курсу, рыскание, зарывание носовой части фюзеляжа при малом волнении.


Сухопутная модель с пульсирующим двигателем. Ответственный Ракуль Евгений. Помогали В.И. Криничный, А.П. Зеньковский и др. Пульсирующий двигатель располагался над фюзеляжем на двух опорах. Резонаторная (выхлопная) труба проходила через V-образное оперение. Испытания проходили на земле. Проводили кратковременные запуски и выключения. Замер тяги на привязи с помощью пружинного динамометра.

Неувязка с компонентами топлива и нехватка времени в связи с окончанием ТАТ в 1955 г. не позволили провести испытания в воздухе.


Тогда же А.П. Зеньковский и В.И. Криничный по направлению поступили на завод п/я 19 (им. Г. Димитрова, впоследствии ТАВИА) в цех 22. Зеньковский стал помощником мастера, Криничный попал в бюро БТЗ. В октябре 1955 г. оба были призваны в ряды Советской Армии.

После ухода в армию в авиамодельном кружке ТАТ остались учащиеся Ракуль Евгений, Гуденко Борис и др., которые продолжили работу.

Служба в армии с октября 1955 г. по ноябрь 1958 г. Зеньковский попал в Грузию на озеро Палеостоми - механиком по самолету и двигателям Бе-6. Криничный - связистом в ГДР.


После демобилизации из армии в декабре 1958 г. Зеньковский и Криничный были приняты в цех 22 завода №86 (ТАВИА), Кузовков Е.Ф. на ЛИС завода Г.М. Бериева и посетили ТАТ (Кузовков служил в Забайкалье стрелком на Ил-28).

Техникум был отстроен заново (вместо полуразрушенных зданий появились новые). Комнаты авиамодельного кружка не оказалось.

На бывшей площадке наземных испытаний появилось новое здание. Учащиеся авиамодельного кружка окончили ТАТ и разъехались по разным местам.


По сведениям учащихся техникума наша модель-амфибия дважды участвовала в колонах города на демонстрациях 1 мая и 7 ноября.

Надежда на выявление (поиск) авиационных секций (аэроклуб, авиамодельные кружки) как в городе, так и на заводе п/я 19 не покидала нас.

Но оказалось (после встречи с работником цеха 17 Логвиновым Павлом Филипповичем), что аэроклуб в городе работал, но прекратил свое существование в 1957 году (офис был на втором этаже углового здания пер. А. Глушко и ул. Ленина), а модельный кружек на заводе п/я 19 исчез еще раньше.


Так работники завода п/я 19 (Зеньковский, Логвинов, Криничный и завода Г.М. Бериева - Кузовков в начале 1959 года составили ядро по решению задач для достижения цели, поставленной ранее, в 1954 году.

Являясь членами ДОСААФ двух заводов, мы весной 1959 года вышли на связь с председателем (начальником) ДОСААФ завода п/я 19 Антанниковым Георгием (полковник в отставке) и одновременно вели вместе с ним переговоры с КДП завода п/я 19 о передаче нам в пользование списываемого самолета По-2 с двигателем М-11ФР с остатками невыработанных часов по самолету и двигателю. Самолет использовался КДП как разведчик погоды в разных зонах при испытаниях сдаваемой заказчику летной авиатехники. По-2 заменялся разведчиком Ли-2. Параллельно велись переговоры с начальником группы СКО п/я 19 Мартыщенко Михаилом Гавриловичем о передаче нам части двухэтажного здания под размещение в нем расстыкованного самолета По-2. Здание составляло часть котельной завода Г.М. Бериева, которая располагалась напротив гаража завода Г.М. Бериева.

Коллективом ядра летом 1959 года принято решение создать структурное подразделение - "Конструкторское бюро на общественных началах" с назначением ответственных по выполняемым работам, которое, так же как и передача самолета По-2 в распоряжение КБ было одобрено директором завода № 86 Головиным Сергеем Моисеевичем.




Фотографии:

Экраноплан



Источники информации:

Воспоминания Зеньковского (записаны в 2018-2019 гг.).



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail

Copyright © Taganrog-avia.