Ультралайт |
![]() |
ЛТХ самолета Р-10 «Птенец»
Статья из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8, 1990 г.
Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ
Еще совсем недавно авиасамодельщикам приходилось собирать свои крылатые аппараты в «засекреченных» подвалах, а о полетах говорить почти шепотом и лишь с особо доверенными друзьями. И вдруг, буквально в течение последних двух-трех лет, появились вполне благожелательные постановления, направленные на развитие самодеятельного авиатехнического творчества: «наверху» перестали «бояться» и авиаторам-любителям определили зоны для полетов их самоделок.
Потепление отношения к конструкторам-любителям отозвалось заметным ростом их творческой активности: уже в геометрической прогрессии увеличивается число самодеятельных клубов, новых самолетов, оригинальных идей. Замечательной традицией в последние годы стали Всесоюзные сборы авиасамодельщиков - смотры-конкурсы летательных аппаратов любительской постройки, проводимые раз в два года. Очередной слет состоялся в июле 1989 года в Риге на аэродроме «Спилве».
К сожалению, СЛА-89 не отличался хорошей организацией и рекордным числом представленных аппаратов. Но рижский смотр-конкурс убедительно показал, что в любительском авиастроении все заметнее становится тенденция создания летательных аппаратов для конкретных практических задач.
Управляемость «ультралайтов» по крену, как показал СЛА-89, до сих пор является камнем преткновения для некоторых конструкторов. Большие трудности (значительные усилия на ручке управления и малая угловая скорость крена) испытывали пилоты «Птенца», где используется перекашивание крыла. «Птенец» - призер СЛА-87 (см. «М-К» № 3 за 1988 г.) - разработан инженером из Кумертау Виктором Хрибковым. Серийный выпуск этого самолета сейчас начинает кооператив в Таганроге. Первые два аппарата удачно летали в Риге. Производители считают, что «Птенец» найдет применение не только в авиаспорте, но и в народном хозяйстве.
На создание принципиально новых легкомоторных самолетов, взлетающих с воды, направлены работы конструкторов-любителей во главе с Юрием Усольцевым из клуба самодеятельного технического творчества таганрогского авиазавода. На СЛА-89 этот клуб представил несколько удачных перспективных работ. Одна из них - экспериментальный самолет-экраноплан Р-01 «Роберт» (в память Р.Л. Бартини). Летчик-испытатель Евгений Лахмостов, облетавший едва ли не все советские гидросамолеты, созданные за последние 40 лет, выполнил на Р-01 первый полет, подтвердивший, что аппарат является вполне «летучим» самолетом. Дальнейшие испытания с использованием экранного эффекта покажут, насколько целесообразно применение такой схемы на легких гидросамолетах народнохозяйственного назначения.
Вторая разработка таганрогских авиалюбителей, выполненная в содружестве со специалистами ЦАГИ, на СЛА-89 вполне подтвердила свои высочайшие качества. Речь идет о поплавках для ультралегких летательных аппаратов. Поплавки имеют оригинальные внешние обводы, легкую пластмассовую конструкцию, отличные мореходные качества. Они могут устанавливаться и на мотодельтапланы, и на «ультралайты», что и было продемонстрировано на Киш-озере. Поплавки в равной степени хорошо показали себя на ультралегком «Птенце» и на мотодельтаплане, построенном таганрогским дельтаклубом. Применение таких поплавков позволит значительно расширить области применения в народном хозяйстве традиционных сверхлегких летательных аппаратов. Разработка отмечена одним из призов смотра-конкурса.
Копия Ш-2 (в масштабе 0,75) | Р-01 «Роберт» | Че-20 | Р-10 «Птенец» | «Рекорд-гидро» | |
Год постройки | 1989 | 1989 | 1988 | 1989 | 1989 |
Тип летательного аппарата | летающая лодка-амфибия | экраноплан | летающая лодка | поплавковый «ультралайт» | поплавковый мотодельтаплан |
Экипаж, чел. | 2 | 1 | 2-3 | 1 | 1 |
Взлетный вес, кг | 570 | 350 | 440 | 246 | 240 |
Вес пустого, кг | 400 | 255 | 260 | 140 | 130 |
Число и мощность двигателей, л. с. | 1x74 | 1X48 | 2x30 | 1X35 | 1X35 |
Обороты двигателя/обороты винта, об/мин | 2100/2100 | 7000/3500 | 5000/2000 | 5500/2240 | 5500/2240 |
Винт, диаметр х шаг, м | 1,78x1,05 | 1,35x0,94 | 1,5x0,86 | 1,35X0,94 | 1,35x0,94 |
Статическая тяга винта, кг | 140 | 120 | 120 | 100 | 100 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 37,4 | 35,9 | 33,1 | 23,9 | 14,8 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л. с. | 7,7 | 7,3 | 7,3 | 7,0 | 6,9 |
Скорость сваливания, км/ч | 70 | 90 | 65 | 65 | 50 |
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 130 | 120 | 110 | 105 | 80 |
Скороподъемность у земли, м/с | 2 | 1 | 1,8 | 2 | 2,5 |
Выдержка из ветки форума на reaa.ru:
Ультралайт Р-10 "Птенец"
Николай-агро Ответ #4 - 24.03.2011
Этот самолет мы делали лет 20 назад в Красных Крыльях под руководством Ю.А. Усольцева с разрешения Конструктора В. Хрибкова.
Тогда мы провели испытания в СИБНиА в Новосибирске. Много и успешно на нем летал Заслуженный летчик испытатель СССР Е.А. Лахмостов.
По документации надо смотреть архивы. Из интересного это гаширование. В остальном время его прошло. Большая трудоемкость изготовления. Много точеных и фрезерованных деталей.
К слову все 20 комплектов изготавливали на авиазаводе. Мы только собирали и облетывали. Стояли моторы Буран-авиа. Так они появились... Два карбюратора ставили на серийные Бураны, которые отбирали в цехе в Рыбинске при их обкатке.
Там были реальные 32 лошадиные силы. Тяга с винтом 1500 мм. составляла 110 кг., поэтому даже с качеством 5 ед. и с весом 220 кг. он летал 110 км/час.
Химик Ответ #5 - 24.03.2011
Я тоже принимал некоторое участие, а О.М. Филиппов шил на него обшивку стабилизатора и киля. Самолет был просто супер!
MadMax Ответ #6 - 24.03.2011
Красные Крылья испортили прекрасный аппарат. IMHO.
До этого вес пустого был 80 кг, летал с мотором в 22 л.с., трудоемкость - не сложнее дельталпана, по словам Хрибкова 88 чертежей деталировки.
После "обработки" Усольцевым и вес возрос, и трудоемкость. Птенец стал уже не тот...
В 1990 г. на базе КБ-12 ТАНТК им. Г. М. Бериева. Приказом Министра авиационной промышленности было создано и включено в 6 Главное управление малое предприятие "Красные Крылья" с целью проектирования и строительства легких летательных аппаратов. Главным конструктором этого предприятия был назначен Ю. А. Усольцев.
В январе 1992 г. прошла реорганизация. Из малого предприятия (ныне АО) "Красные Крылья" выделилось Научно-производственное предприятие легкой авиации (НПП "ЛАТ).
25 марта 1992 года было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Легкая Авиация Таганрога" (ТОО НПП "ЛАТ")
(Свидетельство о государственной регистрации №616 от 25.03.1992 г.)
основным направлением деятельности которого было проектирование самолета-амфибии Р-50 "Роберт" и других легких гражданских воздушных судов (судов).
Самолет «Птенец» на выставке СЛА-87?
Самолет Р-10 «Птенец» в Таганроге
Ультралайт Р-10 "Птенец" (Таганрог) на Киш-озере (слет СЛА-89) Рига - Спилве (RSC/EVRS) Латвия, июль 1989 г.
Фотографии Альберта Набиулина (c) (с сайтов https://russianplanes.net/ и http://photoshare.ru/)
Полеты поплавкового ультралайта Р-10 "Птенец".
Ультралайт Р-10 "Птенец" (с сайта http://www.navy.su/)
Техника / СЛА-89 / On-line фото-архив. Автор: Albert Nabiulin. (http://photoshare.ru)
Статья Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ. Из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8 за 1990 г.