Многоразовый космический корабль "Буран" |
В начале 70-х гг., после выполнения лунной программы "Аполлон", Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) совместно с министерством обороны развернуло работы по созданию многоразовой транспортной космической системы (МТКС) "Спейс-Шаттл". Это потребовало принятия срочных мер с советской стороны по сохранению паритета с американцами. В феврале 1976 г. вышло Постановление о разработке отечественного аналога американской системы - МТКС "Энергия" - "Буран".
В состав системы входили ракета-носитель "Энергия" (изделие "11К25") и орбитальный корабль (ОК) "Буран". Головным разработчиком всей системы стало НПО "Энергия" (под руководством академика В.П. Грушко). Головным разработчиком "Бурана" (изделие "11Ф35") -НПО "Молния" (генеральный конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский).
ОК "Буран" стал логическим продолжением работ по созданию многоразовых воздушно-космических аппаратов, которые в нашей стране начались раньше чем в США - с начала 60-х гг. Он объединил в себе весь накопленный к этому времени опыт отечественной и мировой ракетно-космической и авиационной науки и техники.
Естественно, что решение такой сложнейшей задачи, а на карту, ко всему прочему, был поставлен и национальный престиж, потребовал максимального использования всех сил и ресурсов страны. Поэтому в создании МТКС участвовали десятки предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в том числе ранее никогда не работавших "на космос".
Таганрогскому машиностроительному заводу (ТМЗ) предложили на выбор заняться либо созданием малоразмерной модели "Бурана" для отработки его аэродинамики и теплозащиты в реальных условиях космического полета, либо разработкой киля орбитального корабля. Взвесив все за и против, Главный конструктор А.К. Константинов сделал выбор в пользу киля.
Для ОКБ это была новая, очень сложная (площадь киля составляла 40 м2, рабочая температура конструкции свыше 130°С) и достаточно специфическая работа. Разработка конструкторских документов велась согласно нормативно-технической документации для ракетно-космической техники РК-75, которой раньше, естественно, не пользовались. Да и требования к изготовлению космических аппаратов были намного жестче, чем при создании авиационной техники.
Тем не менее, с 1977 по 1982 г. в ОКБ (п/я В2141) были выпущены рабочие чертежи на киль и переданы на предприятие изготовитель - Смоленский авиационный завод. Ответственным за разработку технической документации по килю был заместитель Главного конструктора А.Н. Степанов.
В 1980 г. опытному производству ТМЗ было поручено изготовление модулей двигательной установки для самолета-аналога "Бурана", "агрегатов 812", а в 1983 г. - "агрегатов 811" и "агрегатов 813". Ответственным за работы по этой теме был заместитель Главного конструктора В.Д. Заремба.
Кроме того, опытным производством было изготовлено большое количество различных деталей для ОК "Буран" и передано головному исполнителю работ - ЭМЗ им. В.М. Мясищева.
15 ноября 1988 г. орбитальный корабль "Буран" совершил свой первый успешный полет в космос в беспилотном варианте. Но последовавшие политические катаклизмы в стране и сокращение ассигнований привели сначала к приостановке, а затем и к закрытию программы "Энергия" - "Буран". По тем же причинам не воплотились в жизнь планы создания многоразового орбитального корабля специального назначения, к работам по которому, также планировалось привлечь ОКБ.
Взлет самолета-аналога "Бурана" (БТС-02) с ВПП ЛИИ им.Громова; фото из архива НПО "Молния" - инв.№4251/2 (с сайта buran.ru).
Самолет-аналог "Бурана" (БТС-02) в полете 4 марта 1988 года; фото из архива НПО "Молния" - Инв.№4204/1 (с сайта buran.ru).
Ракетно-космическая система "Энергия-Буран" во время предстартовой подготовки на стартовом комплексе (с сайта http://buran.ru).
Исторический старт "Бурана" - космодром Байконур, 15 ноября 1988 года, 06.00.00 ДМВ (с сайта http://buran.ru).
Историческая посадка "Бурана" на посадочную полосу космодрома Байконур, 15 ноября 1988 года, 09.23 ДМВ (с сайта http://buran.ru).
Рисунок промежуточного варианта корабля "Буран" с ВРДУ (с сайта http://buran.ru).
Вид сбоку на самолет-аналог "Бурана" (БТС-02) (с сайта http://buran.ru).
БТС-02 ОК-ГЛИ. Аналог орбитального корабля Буран. МАКС-1997. Автор фото: Михаил Лисовский. (с сайта russianplanes.net)
Самолет-аналог "Бурана" (БТС-02) в музее Speyer (EDRY), Германия, August 1, 2009. Photographer: Andreas Mueller. (Источник: www.airliners.net ID=1564719) .
Книга: Панатов Г.С., Заблотский А.Н., Сальников А.И. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева. 1968-2002 М.: "РА Интервестник", 2002.
Летающий самолет-аналог БТС-002 ГЛИ (с сайта http://buran.ru).
10 ноября 1985 года. Первый полет БТС-02 (andrei-bt.livejournal.com).
Орбитальный корабль многоразового использования "Буран". (с сайта ria.ru).