Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Самолет "Юниор-спарка"



Легкий
2-х местный самолет

Юниор-спарка

Самолет "Юниор-спарка" был создан с использованием опыта создания самолета "Шагман-1".


Первый полет на самолете "Юниор-спарка" совершен 1 мая 2014 года.


Было построено три самолета этого типа. Еще один самолет не достроен, нет крыльев.



Ответ Павла Бердюгина на форуме reaa #1541 - 15.03.2017

Руководство по выполнению полетов на самолете "Юниор-спарка".

Двигатель РМЗ-500.


Пустой снаряженный самолет без топлив должен иметь центровку Хт=28%-30%. Центр тяжести пилота и пассажира расположен (при паралоновом 3 см «сидении») находится на 29% САХ. Топливный бак расположен на ~73%САХ.

Определение центровки пустого самолета в эксплуатационных условиях необходимо производить путем замера равновесной силы на заднем лонжероне стабилизатора. Самолет при выполнении замера должен находиться на горизонтальной площадке. К нижней полке лонжерона стабилизатора прикладывается сила направленная вниз. При «балансировочной» силе Рб происходит отрыв носового колеса от земли. Вес пустого (без топлива) самолета при этом близок к 165 кг.


При Рб=13.0 кг центровка самолета составляет 28.5% САХ.

Запрещается выполнять полеты при «балансировочной» силе, превышающей Рб=14.0кг.

Запрещается выполнять полеты при «балансировочной» силе менее Рб=9.0кг.

Рекомендуется иметь «балансировочную» силу Рб=10.0кг-11.0кг.


При установке на самолете сидений, смещающих положение пилота и пассажира вперед рекомендуется смещение Рб в сторону меньшего значения указанного диапазона.


Ограничения по максимальному весу и скорости полета.

Максимальный взлетный вес                  - 380 кг
Минимальная допустимая скорость полета     - 120 км/ч
Максимальный крен в вираже (спирали)       - 60° (V=100 км/ч)
Минимальная скорость (с предкрылками)      - 70 км/ч (без пассажира)
                                           - 80 км/ч (с пассажиром)
Минимальная скорость (без предкрылков)     - 80 км/ч (без пассажира)
                                           - 90 км/ч (с пассажиром)

Выполнение взлета самолета с предкрылками.


Перед взлетом в процессе руления убедится, что лопасти винта установлены на соответствующий угол. Это определяется на пробежках путем вывода рычага управления двигателем (РУД) на максимальный режим. В этом случае при достижении оборотов 4500-5000об/мин происходит явно ощутимое летчиком увеличение «подхват» мощности силовой установки, но при этом:

- ручка управления самолетом (РУС) должна быть отклонена полностью от себя «на пикирование»,

- воздушная скорость пробежки не должна превышать 50 км/ч,

- обороты должны увеличится до 5700-5800 об/мин и прекратить рост.

В случае раскрутки винта до больших оборотов необходимо прекратить взлет и произвести увеличение угла установки лопастей.

В случае отсутствия «подхвата» мощности (при отсутствии резонансной трубы либо плохом ее функционировании) взлет выполнить по варианту (б).

Встречный ветер не более 6 м/с.

Боковой ветер не более 2 м/с.

Попутный ветер не более 1 м/с.

Скорость ветра не должна превышать 7 м/с.


После приобретения летчиком навыков пилотирования на самолете Юниор-спарка допустимо увеличение максимальной скорости ветра до 10 м/с при боковой составляющей не более 5 м/с, попутной не более 2 м/с.


Взлет.


а) Взлет обычный.


Установить самолет вдоль оси ВПП в соответствии с направлением и силой ветра:

1. по оси ВПП – при встречном или попутном ветре;

2. при боковом ветре сместить самолет к подветренной стороне ВПП.


Затормозить самолет, начать плавно увеличивать РУДом обороты двигателя.

При страгивании самолета вывести РУД во взлетное положение, следить за направлением разбега, скоростью и оборотами. После подхвата по мощности и при наличии интенсивного разгона самолета до скорости V=50 км/ч (с одним пилотом) и V=60 км/ч (с пилотом и пассажиром) произвести увеличение угла тангажа до взлетного ?=10°?12° (переднее колесо поднято на 220мм?260мм). В процессе увеличения угла тангажа самолет оторвется от ВПП.

После отрыва следить за отсутствием угла крена, полетной скоростью и углом тангажа. Угол тангажа подбирается с учетом достижения на высоте Н=15 м скорости V*=75 км/ч (с одним пилотом) и V*=85 км/ч (с пилотом и пассажиром). Дальнейший полет выполнять со скоростями полета, превышающими указанные скорости.


б) Взлет без установки резонансной трубы на двигателе РМЗ-500.


До выполнения разбега выполнять аналогично взлету (а).

В процессе разбега контролировать направление движения, скорость и обороты двигателя.

При достижении самолетом скорости V=55 км/ч (с одним пилотом) и V=65 км/ч (с пилотом и пассажиром) произвести увеличение угла тангажа до взлетного 10° - 12° (переднее колесо поднято на 220 - 260 мм). В процессе разбега на основных колесах самолет оторвется от ВПП.

После отрыва следить за отсутствием угла крена, полетной скоростью и углом тангажа. Угол тангажа подбирается с учетом достижения на высоте Н=15м скорости V*=75 км/ч (с одним пилотом) и V*=85 км/ч (с пилотом и пассажиром). Дальнейший полет выполнять со скоростями полета, превышающими указанные скорости.


При выполнении взлета без предкрылков все, вышеуказанные скорости взлета должны быть увеличены на 10 км/ч.


При скорости ветра, близкой к максимально-допустимой величине, скорости взлета должны быть увеличены на 5км/ч.


Полет


При выполнении полета усилия в системе управления по крену имеют значительную величину. Рекомендуется осуществлять управление по крену с помощью отклонения педалей. Для снятия усилий с ручки по крену в горизонтальном полете, также, использовать отклонение педалей.

При выполнении полета самолета на всех режимах необходимо иметь в виду, что увеличение тяги двигателя приводит к возникновению пикирующего момента, а сброс к возникновению кабрирующего момента.


Отказ двигателя


Ориентировочное качество самолета при отказе двигателя составляет 8-9 единиц. Скорость планирования:

- с одним пилотом 75 км/ч.

- с пилотом и пассажиром 85 км/ч.

В момент отказа двигателя четко контролировать минимальную скорость полета не допуская ее уменьшения более чем на 5 км/ч относительно рекомендованной для выполнения планирования.

Выключить топливный насос. Подтянуть привязные ремни.

При отказе двигателя на влете не допустить задирания самолетом носа с выходом на углы сваливания.


Заход на посадку.


Заход на посадку выполнять на скоростях V=75км/ч (с одним пилотом) и V=85 км/ч (с пилотом и пассажиром).

При заходе на посадку, с целью недопущения перелета, необходимо учитывать пологий характер наклона глиссады самолета «Юниор-спарка».

Перед выравниванием на Н=2-3 м убрать РУД до малого газа и выполнить посадку по стандартной методике.

При скорости ветра близкой к максимально допустимой (более 5 м/с) увеличить рекомендуемые скорости полета при взлете и заходе на посадку на 5 км/ч.


В случае возникновения отказа двигателя скорости полета, соответствующие максимальной дальности полета, имеют следующие значения:

V=75 км/ч – для самолета с одним пилотом;

V=85 км/ч – для самолета с пилотом и пассажиром.


При выполнении полета без предкрылков скорость захода на посадку должна быть увеличена на 10 км/ч.


При потере скорости полета эффективным средством защиты от сваливания является увеличение мощности двигателя (увеличение обдува крыла).

При скорости ветра, близкой к максимально-допустимой величине, скорость захода на посадку должна быть увеличена на 5 км/ч.




Размах рыла L=10.2 м. Удлинение 10.6 (без учета надкрылка).

Профиль основной части крыла - модернизированный Р-III-18. Хорда крыла без подвесного элерона и надкрылка 0.85 м.

Надкрылок съемный, захватывает немного законцовку и не доходит до фюзеляжа 0.4м.

Подвесной элерон расположен от фюзеляжа до законцовки крыла.

Крыло подкосное, однолонжеронное с задней стенкой. Каркас крыла дюралевый, обшивка – стеклопластик 0.5 мм. Крыло имеет съемный фиксированный предкрылок. Щелевой элерон по размаху располагается от фюзеляжа до законцовки. Крыло рассчитано на перегрузку 3.8 с полуторакратным запасом по прочности. Крыло имеет два узла навески на фюзеляж и один подкосный узел.

На любом самолете при определённых обстоятельствах эффективности руля высоты может не хватить. Это обстоятельство называется несоблюдение диапазона эксплуатационных центровок.

Проектирование на пределе требует строгого соблюдения руководства по эксплуатации. Поэтому я уделил в руководстве особое внимание определению диапазона центровок для этого самолета.

https://youtu.be/mG68HDjBRdo

https://youtu.be/OM1I1W4WA9g



Шасси:
Трехстоечное, с управляемым передним колесом. Основная рессора стеклопластиковая.


Силовая установка:
двигатель РМЗ-500
мощность 50 л.с.


Авионика:
Два комплексных прибора ИСТ-912 МА,
которые отображают:
- скорость;
- высоту относительно уровня моря;
- высоту относительно аэродрома;
- скороподъемность;
- уровень топлива;
- обороты двигателя;
- моточасы;
- температуру двух головок цилиндров;
- температуру выхлопных газов в двух цилиндрах;
- температуру воздуха в кабине самолета;
- записывает параметры (черный ящик).



Фотографии:

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка

Самолет Юниор-спарка



Видео


Взлет самолета "Юниор-спарка" с пассажиром на борту.


Посадка самолета "Юниор-спарка".


Источники информации:

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Постройка ЛА собственной конструкции › Самолёт Шагман-1.

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Постройка ЛА собственной конструкции › Самолёт Юниор.



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail