Сельскохозяйственный самолет НПП "Аквилон" |
![]() |
Главным конструктором самолета был директор ООО "НПП "Аквилон" - Жигалов Владимир Анатольевич
Над проектом работали в свободное от основной работы время конструктора из КБ-2 ТАНТК им. Г.М. Бериева.
Собирали самолет в бывшей столовой в общежитии таганрогского авиационного техникума.
Самолет из Таганрога отправили на выставку МАКС-2003 в Москву, обратно он в Таганрог не вернулся. Вероятно из Москвы его переправили в Ейск.
Вероятно самолет так и не испытали в полете.
Выдержка из статьи "Шесть дней из жизни МАКСа (частьII)"
Виктор Николаевич Бубырев, заместитель директора НПП "Аквилон" (г. Таганрог) рассказывает о новом сельскохозяйственном самолете:
- В основу ТЗ были положены достижения, разработанные НИИ ПАНХ ГА в г. Краснодаре. В 1993 году они сделали ТЗ, собрав опыт эксплуатантов и специалистов сельского хозяйства. Главная задача, которая ставилась перед нами, - самолет должен быть простым, дешевым и долговечным. Поэтому мы взяли ферму из нержавеющей стали, а сам самолет изготовили из пластика. Крыло - однолонжеронное, ферма сварная из стали ВНС-2. Бак, как и требовал заказчик, масса химикатов тонна, взлетная масса - 2200 кг, объем бака - 1300 л. Этот самолет может работать как с жидкими удобрениями, так и с сыпучими препаратами. Во всяком случае, конструкция бака это позволяет. Стандартное оборудование для сыпучих препаратов взято с Ан-2, для жидких - есть два варианта: первый - разработки фирмы Гулявина, второй - собственной разработки. Мы решили спрятать всю навеску в крыло. Из крыла будут выходить только распылители. Вся подача будет осуществляться через насос, чтобы не было проблем с аэродинамикой, и к тому же компактней получается. Ну а штаны - оборудование для сыпучих и подкормок будет стандартным, с Ан-2. Кроме того, в аппарате предусмотрен аварийный сброс, т.е. в течение 6 секунд бак должен быть свободен. Профиль крыла рассчитан ЦАГИ, стойки шасси с некоторой доработкой взяты с Ми-2, приборное оборудование российское, доработанные тяги с Ан-2 по управлению, стандартные колеса на стойках шасси. К сожалению, до выставки поднять самолет не успели. Планер, винт, шасси, оборудование, двигатель готовы. Осталось сделать топливно-масляную системы и электропроводку. Думаем, что в октябре месяце самолет будет уже готов.
Взлетный вес, кг | 2200 |
Масса химикатов, кг | 1000 |
Объем химбака, л | 1300 |
Рабочая скорость на гоне, км/ч | 120-160 |
Скороподъемность, м/c | 3,5-4,0 |
Двигатель | М14П |
Мощность, л.с. | 360 |
Длина, м | 8,5 |
Размах, м | 12,5 |
По предварительным данным, себестоимость самолет без двигателя составит около 50 тысяч долларов. Если двигатель брать после капитального ремонта, его стоимость будет ниже, если новый, с винтом - нужно добавить еще порядка 20 тысяч. Надеемся, что по продажной цене уложимся в 90-100 тысяч долларов. Во всяком случае, это дешевле, чем Су-38, который имеет небольшую полезную нагрузку и работает только с жидкими химпрепаратами.
Всего над проектом самолета работает 20 человек. Мы распологаемя на арендуемых площадях, принадлежащих авиационному колледжу в г. Таганроге. Поэтому, у нас всегда много интересующихся студентов. Тесно сотрудничаем с заводом им. Димитрова, ТАНТК им. Г.М. Бериева, с различными специалистами авиационных институтов. Все делается в соответствии с требованиями авиационных правил АП-23, чтобы в дальнейшем избежать проблем с сертификацией.
На сегодняшний день не могу ничего сказать пока о серийном выпуске аппарата. Есть в Москве фирма, которая оплатила наше участие здесь и решает вопросы о возможном серийном производстве.
Рекламная листовка НПП "ЛАТ" по самолету Р-40-1000
Журнал "Авиация Общего Назначения". Август 2003 г. Шесть дней из жизни МАКСа (частьII).
ООО "НПП "Аквилон". Город Ейск.