В Приказе Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 18 ноября 2011 г. N 287 г. Москва «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» говорится:
Сверхлегкие воздушные суда подлежат
государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта
(далее — орган регистрации) с выдачей свидетельства о государственной
регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего
назначения (далее — свидетельство о регистрации).
Метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты,
а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без
учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не
подлежат.
В ФАП (Федеральные авиационные правила) 147 говорится:
2.1. Для выполнения функций командира воздушного
судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов
необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:
- самолет;
- дирижабль объемом более 4600 м3;
- свободный аэростат;
- планер;
- вертолет;
- сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.
Так как у нашего самолета вес конструкции меньше 115 кг, можно летать без пилотского удостоверения.
Раз не нужна регистрация, то не нужено и свидетельство о собственности, и сертификат летной годности.
Раз не нужно пилотское удостоверение, то не нужна и медсправка, и ежегодная летная проверка.
Если приобрести набор деталей и собрать самолёт самому, то кроме удешевления покупки, это ещё и прекрасный повод ощутить себя конструктором собственного самолёта! Причём, если Ваш самолёт без пилота, бензина, багажа и средств спасения весит менее 115 кг, то регистрировать его нет необходимости!
Если Вы собрали самолёт и его вес больше 115 кг — он будет называться Единичный Экземпляр Воздушного Судна, и для него есть процедура получения «Удостоверения годности к полётам ЕЭВС», а также действует система государственной регистрации для таких ВС и регистрация прав собственности. Предусмотрено налогообложение в зависимости от мощности двигателя.
Если Вы хотите перевозить пассажиров на коммерческой основе, то придётся приобретать воздушное судно, имеющее так называемый «Сертификат Типа Воздушного Судна».
Летать придется в основном в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G). И даже если вы правильно оформите и подадите заявку на полет, то разрешат вам летать не далее 5 км от указанной вами точки взлета и до высоты 300 метров. Нельзя летать над населенными пунктами. Зон больших аэродромов нужно избегать.
Самолет весом до 115 кг одноместный. Вы никого не сможете прокатить. Ни о каких полетах по маршруту и выполнени сельхоз работ не может быть и речи.
Самолет маленький и легкий. Он боится сильного ветра и в сложную погоду придется сидеть на земле. Как правило днем на солнце формируется сильная турбулентность и вас будет сильно болтать в воздухе. Поэтому малыши летают как правило либо рано утром, либо вечером.
Так что недостатки сверхлегких самолетов до 115 кг не такие уж и серьезные.
Очень хорошую подборку документов по самолетам категории до 115 кг. сделал создатель самолета "Ультра-115" на своем сайте http://angar18rd.ru/. Приведем ее с небольшими сокращениями:
Вы давно мечтали летать на самолете?
Без проблем!
Рассмотрим юридическую сторону данной темы. Самолёты в России делятся на несколько категорий, но в нашем случае нас интересует категория с весом конструкции до 115 кг. Эта категория не требует получения пилотского свидетельства вообще, а значит и прохождения медицинской комиссии (ВЛЭК) — «Сверхлёгкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учёта веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат»
Откуда они взялись, эти пресловутые 115 кг? От американцев…
115 кг = 254 фунта, предельная масса для моторных ультралайтов согласно FAR103, которая в русской версии стала предельной массой как для моторных, так и для безмоторных летательных аппаратов, подпадающих под правовой режим близкий к правовому режиму для американских ультралайтов.
Сверхлегкие самолеты в Соединенных Штатах намного меньше и легче чем такие самолеты в других странах.
В США ультралайты классифицируются как транспортные средства (vehicles), не самолеты, и не требуют регистрации, а от их пилота не требуется пилотской лицензии или свидетельства. [1] [2]
Регулирование сверхлегкой авиации в Соединенных Штатах, ограничено Главой 14 Кодекса Федеральных
Инструкций (Federal Aviation Regulations), Часть 103 или 14 CFR, Часть 103,
которые определяют «ультралайт» как транспортное средство, которое:
Имеет только одно место. [1] [2]
Используется только для развлекательных или спортивных полетов. [2]
Не имеет американского или иностранного свидетельства лётной годности. [1]
Если безмоторное, весит менее 155 фунтов (70,3 кг). [1]
Если моторное:
1. Имеет менее 254 фунтов (115 кг) пустого веса, исключая поплавки и средства спасения; [1]
2. Имеет максимальный запас топлива 5 американских галлонов (19 л); [2]
3. Имеет максимальную скорость 55 узлов (102 км/ч; 63 мили в час),
измеряется в горизонтальном полете на полной мощности; [1]
4. Имеет скорость сваливания с выключенным двигателем не выше 24 узлов
(45 км/ч; 28 миль в час), измеряется воздушная скорость. [1]
Сверхлегкие транспортные средства, их части и оборудование не обязаны иметь сертификацию по авиационным стандартам. [1]
Управляющие сверхлегкими транспортными средствами не обязаны иметь аэронавигационных знаний, авиационных
опыта и документов, медицинских свидетельств, могут быть любого возраста. [1]
Сверхлегкие транспортные средства не обязаны быть зарегистрированными и иметь соответствующие опознавательные знаки. [1]
На сверхлегком транспортном средстве нельзя летать между закатом и восходом солнца. [1]
Сверхлегкими транспортными средствами можно управлять в сумерки за 30 минут до официального восхода солнца
и спустя 30 минут после заката или на Аляске во время сумерек согласно
определению Воздушного Альманаха (Air Almanac), если:
1. У транспортного средства есть внешнее освещение, видимое минимум за 3 мили. [1]
2. Полет производится только в неконтролируемом воздушном пространстве. [1]
Сверхлегкими транспортными средствами нельзя управлять в черте густонаселенного пункта,
города, или над скоплением людей, происходящим на открытом пространстве. [1]
Амфибийноое шасси и баллистические парашютные системы могут иметь дополнительный вес. [1]
В Соединенных Штатах, при том, что для управления сверхлегким средством никаких
лицензий или обучения закон не требует, обучение весьма желательно. [2]
1. Federal Aviation Administration (January 2007). «Title 14: Aeronautics and Space, Part 103 —
Ultralight Vehicles». Retrieved 2008-01-23.
2. United States Ultralight Association (2009). «Frequently asked Questions». Retrieved 2009-08-16.
Для управления летательным аппаратом весом до 115 кг никаких лицензий или обучения закон не требует, но оно может сохранить Вашу жизнь!
Для остальных категорий летательных аппаратов:
— с взлётным весом до 495 кг необходимо получение свидетельства пилота СВС (сверхлёгкого воздушного судна);
— с взлётным весом до 5700 кг - свидетельство частного пилота;
— для пассажирских перевозок — свидетельство коммерческого пилота;
— для магистральных лайнеров — свидетельство линейного пилота.
Теоретическая подготовка.
Кандидат в пилоты должен быть грамотным в точных
науках: физике, математике, химии и других. По программе подготовки пилотов
СВС, например, курсант изучает 12 дисциплин, 110 часов занятий в виде лекций,
уроков, самостоятельной подготовки, зачётов и экзаменов.
Наземная подготовка.
В процессе наземной подготовки
курсант знакомится на практике с изучаемым воздушным судном, учится работать с
арматурой в кабине, проводить предполётный осмотр, расчехление, заправку и
другие практические действия на аэродроме.
Тренажная подготовка.
Её проводят на специальных наземных
аналогах изучаемого воздушного судна или на самом воздушном судне. Очень
популярны также в последнее время различные компьютерные симуляторы, на
которых можно отрабатывать различные этапы полёта.
Лётная подготовка.
Самая желанная часть обучения! Но и
самая дорогостоящая. Если Вы хотите быстрее научиться летать — необходимо со
всей серьёзностью относиться к трём предыдущим этапам. Очень помогает в
освоении полётов общефизическая (спортивная) подготовка широкого профиля. Всё
это повысит эффективность последующей лётной подготовки и сэкономит Ваши силы
и деньги.
Лётная подготовка начинается
с вывозных полётов, когда инструктор в полёте показывает Вам элементы техники
пилотирования, позволяя повторять за ним наиболее простые из них. С усвоением
простых элементов задача всё более и более усложняется. Полёты выполняются как
в пилотажной зоне (отлетев от аэродрома), так и по так называемому кругу
(вблизи взлётно-посадочной полосы). Этапным становится первый самостоятельный
вылет курсанта, когда его одного выпускают в полёт без инструктора. Но на этом
обучение не заканчивается, осваиваются всё более и более сложные элементы.
Обучаться в авиации принято всю жизнь! Каждый полёт приносит в себе что-то новое и неповторимое!
Полное название этого документа: «Федеральные Авиационные Правила Полетов в воздушном пространстве Российской Федерации» (Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51). Этот документ отменяет действовавшие ранее «Общие Правила Полётов в ВП СССР». Для пилотов СВС представляют интерес следующие главы: I-V, VII-XVII, XIV-XXVI, XXVIII-XXIX, XXXI-XLI, XLIII-LII.
Полное название: «Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138)».
Для пилотов СВС интересны следующие моменты:
Введён класс воздушного пространства G.
В классе G введены следующие упрощения:
- уведомительный порядок ИВП,
- эшелонирование по высоте отменяется,
- постоянная радиосвязь с органом УВД не обязательна,
- площадки не подлежат регистрации, если используются менее 30 дней в году.
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации
от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ
(с изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г.,
21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.,
14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 18 июля 2009 г., 23 июля 2010 г., 7 февраля 2011 г.)
Для представителей сверхлёгкой авиации интерес представляют следующие главы и статьи:
Главы I-XVI, XVII (статьи 116, 129, 131, 132, 135), XVIII.
Воздушный кодекс России 2019 (с сайта http://vozkod.ru/).
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N60-ФЗ от 19 марта 1997 года (в последней редакции).
Федеральные авиационные правила.
Правила Использования Воздушного Пространства в РФ.
Подборка авиационных законов касающихся малой авиации (с сайта http://angar18rd.ru/).
Слет любителей малой авиации «Покровское-2019».