Бартини Роберт Людовигович (Людвигович - в ранних документах) родился 14 мая 1897 г. в городе Канижа (Венгрия).
Соцпроисхождение - дворянин.
Перешел из Итальянского подданства в гражданство СССР в августе 1923 г.
За границей проживал в Венгрии и Италии, и 4 месяца в Германии в 1923 г. до приезда в СССР по указанию Коминтерна.
Фамилия была изменена в 1923 г. в Полпредстве СССР в Берлине при его отправлении через границу в СССР нелегально. Бывшая фамилия Орожди (так написано в анкете).
Владеет языками: итальянским, английским, немецким, французским, венгерским свободно испанским и эсперанто.
Из Автобиографии подписанной Бартини 29 мая 1948 г.:
Когда мне было 4 года, отец был переведен в итальянский город Фиуме, в то время принадлежавший Венгрии.
В г. Фиуме я вырос. Окончил там начальную (4 класса) и среднюю школу (гимназия 8 классов) в 1915 г.
В этом же году я был призван на военную службу, в 1916 г. окончил школу офицеров запаса венгерской армии в городе Бистерца (ныне Чехословакия).
В 1916 г. после прорыва Брусилова был взят в плен в Галиции и с 1916 г. до февраля 1920 был военно-пленным в России.
В феврале 1920 г. из Владивостока был репатриирован в г. Фиуме, в Италию.
Отец был в отставке (в чине государственного секретаря) и жил в городе Будапешт (в Венгрии). Так как в это время в Венгрии у власти уже находился ХОРТИ (белогвардейцы) и в лагере военнопленных в 1918-19 годах были составлены командованием лагеря документы о моих революционных и коммунистических убеждениях и был предупрежден, что по возвращению в Венгрию буду привлечен к ответственности за измену - я к отцу не вернулся и остался в Италии.
В 1920 г. поехал в город Милан, где был принят на третий курс политехнического института, и как репатриированный имел льготу сдать зачеты в любой последовательности. Здесь я учился до 1923 г., не имея средств для существования поступил рабочим (разметчиком на автомоторный завод ИЗОТТА-ФРАСКИНИ) жил в ночлежках и учился.
С момента формирования Компартии Италии (с февраля 1921 г.) стал ее членом и вскоре перешел на нелегальную работу. На нелегальной работе был в городах Милан, Триест, Генуя и Рим. После прихода Муссолини к власти (в конце 1922 г.) было решено о моей отправке из Италии в СССР (совместное решение ЦК Итальянской партии и Полпредством в Риме / тов. Воровский) и после прохождения летной подготовки в школе Ченточелле (Roma-Centocelle istituita dalla Compagnia Nazionale Aeronautica del conte Giovanni Bonmartini, Рим) (конец 1922 г. и начало 1923 г.) - в мае 1923 г. был отправлен из Италии в Берлин, откуда Полпредством был нелегально переправлен через границу в СССР (Москва), при этом моя фамилия была изменена Полпредством, приехал в СССР осенью 1923 г. как гражданин СССР.
В 1927 г. ЦК ВКП(б) меня перевел в члены ВКП(б).
При первой Всесоюзной демографической переписи было определено, что хотя по происхождению я венгерец, но по национальности итальянец.
В СССР, с 1923 г. все время работал в авиационной промышленности и ГВФ:
1923-1925 г. Научно-технический отдел Опытного аэродрома (проживал Москва, Мерзляковский пер. 18).
1925-1929 г. ВВС Черного Моря - старший инженер ВВС (Севастополь).
1929-1930 г. Научно-Технический Комитет ВВС РККА - старший инженер (проживал Москва, Мерзляковский пер. 18).
1930 г. Опытный отдел №3 Москва з-д №22 и 39 - главный конструктор.
1930-1938 г. НИИ ГВФ Москва - главный конструктор.
Оклеветанный, был арестован 14 января 1938 года и осужден Военной Коллегией Верховного суда 31 мая 1940 г. на 10 лет с поражением избирательных прав на 5 лет по статье 58-6.
Исключен из ВКП(б) в ноябре 1939 г.
1939-1948 г. Отбывал срок наказания (4-й Спецотдел МВД) в том числе в ЦКБ-29 НКВД в Москве и в ОКБ-86 в Таганроге - руководитель проекта, главный конструктор.
С 14 января 1948 г. ОКБ завода №86 (Таганрог) - главный конструктор.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР - М. Хруничева от 27 апреля 1948 г. инженер БАРТИНИ Роберт Людвигович назначен главным конструктором ОКБ-86 с присвоением ему третьей конструкторской степени по самолетостроению.
С 15 июля 1948 по 23 мая 1952 г. ОКБ завода п/я 31 (Таганрог) - главный конструктор.
23 мая 1952 г. Перевод в СибНИА.
Впоследствии работал в различных организациях (СибНИА, МАП и др.). Реабилитирован в 1956.
С 1 июля 1968 г. ТБ (техническое бюро) Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор.
Выписка из приказа Министра №221 от 17 июня 1968 г. Главный конструктор Таганрогского механического завода тов. Бартини Р.Л. назначен заместителем ответственного руководителя Машиностроительного завода.
С 1 января 1969 г. ТБ (техническое бюро) Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор 2 степени.
Выписка из приказа Министра авиационной промышленности СССР - П. Дементьева №52 от 7 февраля 1969 года. ...присвоить главному конструктору Таганрогского машиностроительного завода г. Бартини Р.Л. вторую степень главного конструктора с 1 января 1969 г.
С 1 февраля 1971 г. КБ-6 Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор 2 степени и заместитель ответственного руководителя.
Под его руководством разработаны гидросамолет ДАР (дальний арктический разведчик), самолеты "Сталь-6", "Сталь-7" (по схеме которого впоследствии создан бомбардировщик Ер-2), транспортный самолет Т-117, уникальная вертикально-взлетающая амфибия ВВА-14, оригинальные схемы ЛА, крылья с переменной стреловидностью и аэродинамической круткой, проекты гигантских экранопланов, и летательных аппаратов бесконтактного взлета.
Награды:
- грамота ВЦИК СССР (1929 г.);
- орден Ленина (1967 г., в связи с семидесятилетием со дня рождения);
- орден "Октябрьской Революции" (1971 г.);
- ?Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР? (представлялся в 1972 г., в связи с семидесятипятилетием со дня рождения);
- Почетная грамота Министерства и Центрального комитета профсоюза рабочих авиационной и оборонной промышленности (Приказ №338/к от 1 июня 1972 г. министра АП СССР - П. Дементьева).
В 70-х годах проживал в Таганроге по адресу ул. Свободы 14.
Последние годы жизни жил и работал в Москве. Умер 8 декабря 1974 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Именем Бартини названа улица, возле парка им. 300-летия г. Таганрога.
Часть так называемого завещания Р.Л. Бартини - "Моя воля" (скрыта часть, касающаяся его близких).
Портрет авиаконструктора Роберта Бартини. Гипс. 66 х 26 х 30. Выполнен скульптором Файдыш-Крандиевским в 1967 году (собственость скульптора, хранился у него в мастерской в Москве).
Мемориальная доска в Таганроге, установленная на входе в ОКБ ТАНТК им. Г.М. Бериева, пл. Авиаторов, 1 (доступ ограничен)
Мемориальная доска в Новосибирске на жилом доме по пр. Дзержинского, 75, где жил Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini)
В Новосибирске он работал в НИИА в 50-е годы, будучи ограниченным в правах после репрессии и работы в "шарашках".
(ссылка)
Бюст Р.Л. Бартини установлен в подмосковном Жуковском.
Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2017 г.
В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов.
(ссылка)
О. Бартини Р. «Аналитическое построение аэродинамических контуров». Бюллетень НИИ Гражданского воздушного флота — «Лицом к технике» №1 май 1931 г. - Москва.
О. Бартини Р. «Схемы гидросамолётов». Бюллетень НИИ Гражданского воздушного флота — «Лицом к технике» №2 июнь 1931г; №4 август 1931 г., Москва.
Р. Бартини «Перспективы стального самолётостроения». - Журнал «Гражданская авиация» №5 1931 г. Гос. научно-техническое издательство, Москва.
О. Бартини «О перспективах технической реконструкции гражданского воздушного флота». - Журнал «Гражданская авиация» №2 1933 г., Гос. научно-техническое издательство, Москва.
Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. сер. Математика, Физика, 1965. Том 163, № 4, с.с.861-864.
Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1. с.с.249-266.
Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
Бартини Р.Л. «Почувствовать себя конструктором». - Журнал «Изобретатель и рационализатор» №3 1975 г.
Бартини Р. Л. Гениальный эксперимент. Академику Н. М. Амосову посвящается (Вероятно не издавалась?)
Роберт Орос ди Бартини. Мир Бартини. Сборник статей по физике и философии / составитель А. Маслов. — Самообразование, 2009. — ISBN 978-5-87140-286-3..
Другие варианты биографии Р.Л. Бартини. (нажмите чтобы читать)
Чутко И.Э. Красные самолеты. — М.: Политиздат, 1978. — 128 с. с ил. (Тираж 100 тыс. экз. Цена 20 коп.).
И. Берлин. Во имя борьбы. Газета "Таганрогская правда", 30 сентября 1977 г. (нажмите, чтобы читать)
Чутко И.Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. - Биография Бартини.
Бузиновский С.Б., Бузиновская О.И. "Ро". - Барнаул.: "Оранта", 1994 г.
Казневский В.П., Осминин К.П. Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974. - М.: "Наука", 1997 г. - 85 с. (тираж что-то около 200 экз.).
Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». - Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
Юрий Каминский. Одиссея «КРАСНОГО БАРОНА» // Техника — молодёжи, № 6, 2000.
Игорь Чутко Предтеча золотого века. статья в журнале "Вокруг Света" №12 (2759) (декабрь 2003 г.)
Бузиновская О.И., Бузиновский С.Б. Тайна Воланда. - Барнаул.: Изд-во "(?)", 2003 г., переизд. - М.: "Лев и сова". 2007 г.
Маслов А.Н. Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии. - М.: Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г.
Погорелов Николай Александрович. Невостребованное наследство. Записки об авиаконструкторе Р.Л. Бартини. - Харьков: Издательство Харьковского авиазавода, 2012 г. - 750 с. (тираж 100 экз.). (нажмите, чтобы читать онлайн)
Якубович Н.В. Великий Бартини. "Воланд" советской авиации. - М.: Яуза : Эксмо, 2013. - 256 с. (Серия "Гении авиации", тираж 2 тыс. экз.).
Руслан Мельников, Тайна "красного барона", 13 февраля 2015 года, Российская газета
Кисляков Р.Ф. Авиационный конструктор и учёный Роберт Людвигович Бартини. Научно-технический сборник — Новосибирск, 2019. — 352 с. — 70 экз. — ISBN 978-5-6043216-0-7. (обложка) (стр.1) (стр.2) (стр.352)
"Бартини". 1996 г. ГТРК "Новосибирск". (2-х серийный фильм, вероятно, первый документальный фильм, снятый о Роберте Бартини). Автор - С. Тёрнер. - 1 серия, - 2 серия.
"Роберт Бартини. Чёрный лабиринт". (из цикла "Век полёта: виражи и судьбы"). Телеканал Культура, 2002 г.
"Гений из шарашки. Авиаконструктор Бартини" (иногда "Код Бартини"). Автор сценария и режиссёр - Александр Славин. Студия "Крылья России" по заказу ФГУП ГТК "Телеканал Россия", 2004 г.
"Тайны времени Роберто Бартини". Автор сценария - Т. Борщ. ООО "Астра-арт" по заказу ФГУП "ЕТРС ВС РФ" 2008 г.
"Роберто Бартини" (из цикла "Гении и злодеи", телекомпания "Цивилизаця", ГТРК "Культура"). Автор сценария - М. Собе-Панек. 2012 г.
"Эффект Бартини". Специальный репортаж Алины Темновой. ВГТРК, канал "Россия 24". Выпуск от 14 мая 2014 г.
БАРТИНИ. 1 серия. Автор Светлана Тернер, режиссер Нонна Бокарева, оператор Петр Сиднев. ГТРК "Новосибирск", 1996 год.
БАРТИНИ. 2 серия. Автор Светлана Тернер, режиссер Нонна Бокарева, оператор Петр Сиднев. ГТРК "Новосибирск", 1996 год.
Гений из "шарашки". Авиаконструктор Бартини (2005 г.)
Гении и злодеи. Роберто Бартини. Гений предвидения. (2012 г.)
Бартини
ВВА-14 Р.Л. Бартини. Рассказ Л.Г. Фортинова.
Воспоминания о БАРТИНИ. Интервью с БРИСКИНОЙ.
Тайны «Красного барона Бартини». Загадки века с Сергеем Медведевым. (2021 г.)
Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.
После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов,
летчик-испытатель Ю.М. Куприянов,
главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов,
подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков,
капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.
На фото с поднятым кулаком - Партконференция ТМЗ 1973 год.
Бартини Роберт Людовигович
(нажмите чтобы увидеть больше рисунков)
Бартини, Роберт Людвигович (с сайта https://ru.wikipedia.org/)
Подборка материалов по Роберту Бартини от Александра Васильева (2013 г.)
БАРТИНИ РОБЕРТО ЛЮДОВИГОВИЧ (1897-1974) (с сайта www.airwar.ru)
Погорелов Н.А. "Ненужный самолёт" (с сайта http://vtol.boom.ru/mat/vva/index1.htm)
Аллея бюстов «Создатели авиации России» в Жуковском. 23.09.2017 (с сайта http://moscowalk.ru/)
Аболина Р.Я. А. Файдыш-Крандиевский. Издательство "Художник РСФСР", Ленинграл, 1969 г.
ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"