Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Воспоминания Я.С. Катураева. Очерк "Таганрог или Севастополь?"



Катураев Яков Степанович

Таганрог или Севастополь?


А может быть так вопрос не стоял? Просто Георгий Михайлович сказал мне, что поедем вместе, посмотрим, где лучше - Таганрог или Севастополь?

Вот и Севастополь. Хорош этот южный город, хорошо лазурное теплое море, защищенные ото всех ветров никогда не замерзающие бухты.

Тепло встретил нас завод, уже начавший производство МП-1 гидросамолета - первенца Г.М. Бериева. (так у автора, МП-1 в Севастополе не выпускался. Там проводились испытания МБР-2. Примечание А.И. Сальникова) Но это был скорее не завод, а мастерские, как по производственным мощностям, так и по кадрам. Развернуться тут было негде.

Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-17 на испытаниях в Севастополе 1932 г.

Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-17


Таганрог. Большой завод. Хорошие кадры. Серийное производство МБР-2. И поэтому, как после осмотра завода директор завода Ф.П. Мурашев и главный инженер Е.Н. Сивальнев разговаривали с Георгием Михайловичем, стало ясно, что ЦКБ МС перебазируется из Москвы в Таганрог.

На другой день Георгий Михайлович уехал в Москву, чтобы ускорить решение всех вопросов, связанных с переездом в Таганрог ЦКБ МС и его сотрудников с семьями.

Перед отъездом Г.М. Бериев зашел вместе со мной к директору завода и сказал, что уезжает, оставляет меня, как полномочного представителя своего при подготовке производственных помещений, квартир и покупке домов для сотрудников ЦКБ МС и для развертывания работ по производству опытного гидросамолета "С-5" (МБР-5 конструкции П.Д. Самсонова), с правом подписи, в случае необходимости, соответствующей документации за главного конструктора вместе с директором завода.

Вместе с вновь назначенным завхозом ЦКБ МС т. Удовиченко мы и занялись всеми этими делами.

Через несколько недель всё было подготовлено к приезду москвичей.

Все приехавшие были обеспечены хорошими жилищными условиями, отличным питанием в заводской столовой в особом зале и продовольственным пайком по особому списку, чтобы москвичи чувствовали себя в Таганроге не хуже, чем в Москве.

Создание хороших производственных и бытовых условий обеспечило плодотворную работу всего коллектива ЦКБ МС и создание новых, более совершенных гидросамолетов для обороны нашей страны и нужд народного хозяйства.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.