Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Используя резервы

Страна требовала строить лучше, больше и дешевле. Этому требованию лучше всего удовлетворял проект МБР-2. Расчетные летные данные были выше других аналогичных гидросамолетов, благодаря удачно выбранной схеме "моноплана", закрытой кабине, обтекаемым обводам.

Планер, полностью изготавливаемый из дерева, и простота конструкции обеспечивали дешевизну и массовый серийный выпуск этой машины для нужд армии и народного хозяйства нашей страны.

Поэтому ОКБ и заводу было дано указание оказать необходимое внимание строительству МБР-2. Но, как мы знаем, одних указаний мало. Очередь МБР-2 на заводе была все же последней. Однако рабочие чертежи были выпущены очень быстро, обогнав по срокам другие объекты. Этому способствовала деревянная конструкция планера, требовавшая в несколько раз меньше времени на выпуск чертежей по всему самолету в целом.

Строительство же планера произошло не в последнюю очередь, как это намечалось в планах производства, а вне всякой очереди. И это оказалось возможным, т.к. к началу производства МБР-2 освободилась вся бригада столяров, ранее строивших деревянные самолеты Д.П. Григоровича. Бригадир этой бригады, энтузиаст гидросамолетостроения, мастер исключительно высокой квалификации, Петр Иванович Иванов, очень много сделал для скорейшего строительства МБР-2. Но очередь в механических цехах для МБР-2 оставалась последней. Это грозило надолго затянуть ее строительство.

Выручил комсомол, взявший шефство над МБР-2. Досрочно, в нерабочее время комсомольцы изготовили все механические детали, МБР-2 была построена в рекордно короткий срок.

И фабзайчата тоже чего-то значат

Георгий Михайлович, изыскивая резервы, нашел возможность передать изготовление некоторых несложных сварочных узлов (скуловые и килевые реданные "башмаки") для лодки и поплавков МБР-2 в мастерскую ФЗУ, где работали, как тогда их называли, "фабзайчата".

Я ходил принимать эти детали. Встретил меня старый опытный мастер, к сожалению не помню его фамилию. Он вызвал двух пареньков и велел им принести сварные узлы для Бериева.

Невозможно описать, сколько волнения и гордости было на лицах этих двенадцатилетних мальчишек, их глаза блестели. Когда они передавали мне свою работу.

И можно было их понять. Ведь впервые они сами, своими руками сделали очень нужные детали для настоящего самолета. Они почувствовали свою полезность для важного общего дела, свою значимость.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.