Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Необыкновенная живучесть МБР-2

Во время Отечественной войны, осенью 1941 года, когда фронт близко подходил к Ленинграду, я с группой наших рабочих находился в отдельной авиаэскадрильи гидросамолетов МБР-2, расположенной под Ленинградом.

Эскадрилья жила чрезвычайно напряженной жизнью, всеми силами помогая фронту. Только что вернувшиеся самолеты вновь заправлялись и улетали на разведку, бомбежку вражеских объектов. Было много ночных полетов. Тогда самолеты обычно возвращались рано утром, часто с пробоинами, следами обстрела зенитной артиллерией противника. И если какой самолет задерживался, все беспокойно ждали его, переживая за товарищей.

Так однажды долго не возвращался один МБР-2. Горючее у него должно было кончиться уже несколько часов тому назад. Пропала всякая надежда. Посмотрев на море, уходили, опустив голову.

И вдруг... Уже к полудню на горизонте показалась небольшая точка, а вскоре все увидели, что заходит на посадку МБР-2.

Когда с катера сходил пропадавший так долго экипаж, на берегу уже собралась большая радостная толпа: "Молодцы, живы вернулись!"

Оказывается во время бомбежки они подверглись сильному обстрелу, самолет был поврежден и сделал вынужденную посадку, возвращаясь домой. Каково же было наше удивление, когда вытащили самолет на берег. На нем оказалось больше сотни пробоин, оторвана часть элерона, вырвана часть нижней полки правого лонжерона, разрушен правый крыльевой бак.

Решиться взлететь на таком самолете после вынужденной посадки могли только герои, верившие в необыкновенную живучесть своей машины.

Нужда в этой боевой машине и вера в нее были таковы, что её, казалось бы окончательно разбитую, поставили на ремонт.

Выслушав мой рассказ об этом случае, Георгий Михайлович сказал: "Раз летчики верят в МБР-2, значит мы неплохо с вами поработали в свое время, Яков Степанович!"

В те же дни мне пришлось быть очевидцем, как звено за звеном, "конвейером", гидросамолеты МБР-2 уходили бомбить вражескую танковую часть, обнаруженную застрявшей где-то на болотистой дороге под Кингисеппом. В результате вся танковая часть была уничтожена.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.