Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

У А.Н. Туполева

Мне запомнился один случай, когда мы работали в ЦАГИ. (1932-1933 гг. прим. ред.)

Хотя гидросамолет МБР-2 успешно прошел летные испытания, показав высокие летные и прекрасные мореходные качества, но почему-то решено строить его в пассажирском варианте. Выпуск серийных чертежей поручили делать конструкторскому бюро, подчиненному А.Н. Туполеву, который в это время проектировал и строил несколько гидросамолетов, в том числе и подобный МБР-2. Это возможно и сказалось на решении Правительства.

Компоновку лодки в пассажирском варианте Георгий Михайлович поручил мне. Когда чертеж, выполненный под его руководством и по его наброску, был готов, он сказал мне: "Бери чертеж и пойдем вместе к Туполеву, посмотришь как великие люди разговаривают". При этом он подразумевал отнюдь не себя - Георгий Михайлович высоко ценил талант А.Н. Туполева и его умение работать.

По нынешним временам кабинет Андрея Николаевича был очень мал и скромен. Знакомясь с компоновкой пассажирского варианта А.Н. Туполев сделал лишь одно замечание, что нет надобности обеспечивать покидание самолета пассажирами, как это предусматривалось в МП-1. Ознакомление Андрея Николаевича с ним оказалось простой формальностью, казалось он думает о другом.

А мы были довольны, что он не заметил главной нашей хитрости: ведь мы делали все, чтобы МП-1 можно было почти без переделок, с небольшими доработками снова превратить в МБР-2. Что и было осуществлено, когда Г.М. Бериев стал Главным конструктором ЦКБ МС.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.