Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Участие в строительстве МБР-2

Мне с чертежниками Соловьевым, Анисимовым и копировщицей Юсим было поручено сделать рабочие чертежи и плазы лодки и поплавков. Для меня это было не новой работой. До этого под руководством опытного конструктора В.А. Герасимова я участвовал в разработке и выпуске рабочих чертежей металлических и деревянных лодок и элементов управления. Сроки изготовления были исключительно сжатые.

После выпуска рабочих чертежей лодки и разбивки на плазах в натуральную величину всех шпангоутов и других частей лодки и поплавков Георгий Михайлович направил меня в цех в качестве ведущего конструктора по лодке и поплавкам. Он сказал, что поскольку лодка, поплавки и оперение из дерева - то их сделают быстро, т.к. бригада столяров, закончившая строить деревянную лодку "О" Д.П. Григоровича, сейчас не загружена. Но с изготовлением металлических деталей и узлов дело плохо, т.к. по сути дела машина наша вне плана, а слесарно-механические цеха перегружены изготовлением деталей сухопутных истребителей и штурмовиков. И тут же добавил: "Но это не так страшно. Я говорил с комсомольцами, я тебя познакомлю с ними, они взяли шефство над МБР-2 и будут делать наши детали, если нельзя в урочное время, то в сверхурочное". Так они и делали. Пришлось и мне работать не только днем, когда делалась лодка, но и в ночную смену. И это тем более, что я вообразил себе, что отвечаю за все и стал как бы самозваным ведущим по всем бригадам, по всем деталям, изготавливаемым в слесарно-механических цехах для МБР-2. Иногда я оставался с рабочими до утра.

Я дружил в то время с известными теперь работниками ЦАГИ инженерами Ф.М. Кондаковым и А.Н. Добровольским. Все мы были, в том числе и Г.М. Бериев, почти одногодки. Однажды, увидев меня утром в КБ и узнав, что я уже больше суток не уходил с производства, Кондаков сказал Добровольскому: "Андрей, а ведь он сгорит!" - "Ну и пусть горит!" - с одобрением и весело глядя на меня, ответил тот.

Не один я горел тогда желанием скорее сделать эту машину. Андрей ведь тоже не считался со временем, когда "вылизывал" обводы лодки, чтобы получить лучшую гидродинамику.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.