Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

У Н.И. Камова

Я хорошо знал Николая Ильича и одно время работал под его началом при конструировании и постройке первого в Советском Союзе автожира в 1930 году.

До этого была попытка создать автожир испанским конструктором Сиэрва (так у Катураева, правильнее английским инженером испанского происхождения Хуаном де ля Сиерва / Cierva). Николай Ильич загорелся идеей создать совместно с Н.К. Скрыжинским наш советский автожир.

Отпущенных Авиахимом средств на создание автожира было так мало, что часть работ, в том числе и сборочных, производилась самими конструкторами группы с участием самого Н.И. Камова.

Работали по вечерам, после работы на основном предприятии, на заводе им. Менжинского.

Недостаток средств не позволял спроектировать и построить автожир полностью. Решено было использовать с доработкой самолет "Авро". В основном доработка состояла в замене верхней плоскости биплана трубчатой пирамидой, на вертикальную ось вершины которой была насажена свободновращающаяся головка с четырьмя консольными крыльями - лопастями.

Испытание было назначено на выходной день. У всех собравшихся было приподнятое и волнующее настроение. Как-то будет вести себя это "чудо"?

Мы выкатили машину на аэродром. Он был рядом. Последний тщательный осмотр, заправка горючим, маслом. Пока механик вел подготовку к полету летчик Кошиц посидел в кабине, потом не спеша вылез и стал спокойно прохаживаться. Все шло хорошо. И вдруг…

От горизонта стала надвигаться огромная черная туча. С приближением ее поднялся ураганный ветер, засверкали молнии, грянул раскатистый гром и обрушился проливной дождь.

Мы все спрятались под крыло самолета К-5, который стоял рядом.

Дождь хлестал, а ветер начал бешено вертеть четырехлопастную "мельницу". Хвост автожира начал подпрыгивать.

Я стоял под крылом К-5 рядом с Николаем Ильичом. Вдруг он говорит мне: "Яша, пойди подержи за хвост!" И в этот момент одна лопасть прогнулась вниз, ударил по хвосту, разрушила его и отбросила в сторону.

Несчастье наше было так велико, что забыв про дождь, мы пошли к искалеченной машине и покатили ее с аэродрома в мастерские.

К осени автожир был отремонтирован. Но я уже не участвовал в его испытаниях.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.