Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Трудный хлеб

Однажды Андрей Николаевич Туполев сказал: "Трудный хлеб у тебя, Георгий Михайлович!" И действительно, самой трудной в авиации является гидроавиация.

Если качество сухопутного самолета в значительной степени зависит от аэродинамики, то качество гидросамолета зависит не только от его аэродинамических качеств, но в еще большей степени от гидродинамических качеств. Трудности создания умножаются и, несмотря на помощь ученых и предварительной протаски моделей в гидроканале ЦАГИ, остаются иногда непреодолимыми.

Многие опытные гидросамолеты, показавшие отличные летные качества, (как, например, МР-3бис и МБР-7) не пошли в серию, т.к. при взлете и посадке имели склонность к "барсу", что порой приводило к гибели гидросамолета.

Технические условия требуют, чтобы гидросамолет мог преодолевать значительной высоты волну. При этом он не должен зарываться, пелена брызг воды не должна закрывать летчику обзор. Гидросамолет должен быть остойчив на плаву и устойчив при движении, при заданных предельных условиях водной поверхности и ветра. Много и других специфических для гидросамолетов требований.

Задача создания гидросамолетов, удовлетворяющих всем этим требованиям, кроме обычно предъявляемым к сухопутным самолетам, исключительно трудна, а подчас и неблагодарна.

Кроме Георгия Михайловича Бериева гидросамолеты создавали и строили Григорович Дмитрий Павлович - отец русской гидроавиации, Туполев Андрей Николаевич, Шавров Вадим Борисович, Четвериков Игорь Вячеславович, Самсонов Петр Дмитриевич и другие. Постепенно все они отошли от гидроавиации.

Не боясь трудностей, остался верен до конца гидросамолетостроению, этому "трудному хлебу", лишь один Георгий Михайлович Бериев.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.