Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

В ледовом плену

Таганрог. Ноябрь 1945 года. Ранние морозы сковали залив. В двухстах метрах от берега, от гидробазы, в ледовом плену стоит двухмоторный наш гидросамолет, завалившись на поплавок, а в ста метрах от него вмерзший в лед катер "Ярославец".

Тяжелая картина, грозящая бедой. Огромный труд большого коллектива может погибнуть. Что же случилось?

По окончании Великой Отечественной войны в мае 1945 года в далеком Красноярске, куда был эвакуирован наш завод, была закончена сборкой опытная двухмоторная летающая лодка ЛЛ-143 (Бе-6).

Вместе с испытательной бригадой под руководством А.С. Корытина, прекрасного организатора, ЛЛ-143 была отправлена в разобранном виде по железной дороге в Таганрог.

Пребывание в пути, сборка на месте и отладка всех механизмов, обустройство помещений заняли много времени.

Цеха завода, ангары, здание главной конторы и другие помещения были разрушены в годы войны. Они только что начали восстанавливаться. Завод не всегда мог оказать помощь нашей бригаде.

К тому же море у спуска обмелело, а канал от спуска занесло песком. По этому каналу до войны выводили гидросамолеты в море. Предстояла большая работа по очистке и углублению канала и ямы у спуска, где ставили на лодку перекатное шасси.

В связи с этими обстоятельствами летные испытания подходили к концу только в ноябре. Оставалось сделать еще два - три полета.

Гидросамолет ЛЛ-143

Восточный ветер мешал испытаниям, угоняя воду из залива. Но ждать было нельзя, скоро море может замерзнуть.

Поэтому, несмотря на мелководье, с трудом отбуксированный самолет все же ушел на летное задание.

Но, когда он сделал посадку, вытащить его на сушу уже не удалось - ветер отогнал от спуска воду. Самолет пришлось оставить на ночь на море.

Всю ночь дежурили. Надеялись на подъем уровня воды утром, но она не пришла. А потом мороз сковал залив. На другой день механики прошли по льду к самолету и обкололи лед вокруг лодки.

Вода пришла в залив только на пятый день. Она подняла лед, но он еще стоял сплошным полем. Надо было проложить в нем канал, чтобы вывести гидросамолет к спуску и, поставив на перекатное шасси, вытащить на сушу.

По льду к самому самолету прошли несколько рабочих, одетых в "водолазные" костюмы, в которых работать можно только стоя на дне, на глубине немногим более одного метра.

Рабочие сделали попытку проломать канал во льду ломами - семенями. Но скоро бросили долбить лед, сошлись все вместе, взялись за руки и начали враз подпрыгивать.

Мы на берегу забеспокоились. "Что же они задумали? Неужели решили ломать лед "народом"?"

Правда, глубина залива в том месте была не более одного метра. Под тяжестью людей лед не выдержал, и они провалились в воду. Потом быстро выбрались на лед, продвинулись несколько в берегу и все повторили. Так они, заметно продвигаясь, прокладывали "дорогу".

Через некоторое время их заменила другая группа и "дорога жизни" для ЛЛ-143 была проложена.

В то же время приступили к освобождению от намерзшего на дне "ямы" льда у спуска. Механическим способом ничего не могли сделать. Вызвали саперов из воинской части. Они привезли с собой взрывчатку.

К шлюпке, на которой они должны были отплыть к "яме" привязали один конец длинной веревки. Другой конец оставили на берегу в руках рабочих. Они должны были по сигналу сапера немедленно подтянуть лодку к берегу. Саперы подготовили "шашку" с толом, подожгли бикфордов шнур, опустили заряд в воду и крикнули: "Тяни!"

Веревку рванули слишком резко, и... она оборвалась, а лодка осталась над булькающим зарядом. Толпа на берегу ахнула.

Не растерялся Игорь Морозов, бывший на лодке вместе с саперами. Он мгновенно спрыгнул в воду, оттолкнул лодку к берегу и выскочил на спуск сам. Через секунду раздался взрыв. Тысячи осколков льда и смерч воды взлетели в воздух и обрушились сверху на стоящих на спуске людей. К счастью никто не пострадал.

Когда самолет и катер вытащили на берег, все облегченно вздохнули. Дни и ночи дежурили с тревогой и столько переживаний за один этот день!

Проделана была тяжелая и подчас опасная работа в ледяной воде. Помогли все, кто как мог. Особенно отличились бортмеханик Д.Я. Чернецкий, мотористы Н.А. Таков, рабочие Г.М. Попов, Г. Крутиков, Н. Брехачев, Е. Назаренко, И. Родимов, В. Жуков.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.