Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Три предвоенных года

18 мая 1938 года, после отъезда американцев из Таганрога, я стал начальником бригады по выпуску чертежей хвостовой половины лодки МДР-5. Носовую часть лодки до редана разрабатывала бригада под руководством Владимира Алексеевича Герасимова.


В 1938-39 годах я участвовал в качестве ведущего инженера в постройке и испытаниях гидросамолета МБР-7.

Эта машина имела отличные летные качества, но пилотирование на ней было очень сложным - самолет "барсил".

Были сделаны дополнительные "протаски" в гидроканале ЦАГИ. В результате был передвинут назад передний редан (надстроен), но это не помогло устранению дефекта.

МБР-7 испытывали несколько летчиков, в том числе С.А. Коровицкий и Д.И. Вовк, но только летчик-испытатель П.Н. Котяков мог взлетать и сажать без "барса".

Испытания все же продолжались. Надвигалась зима. Решено было перегнать машину в Севастополь.

Перелет поручили летчику Д.И. Вовку, который до этого сделал на МБР-7 несколько полетов с незначительным "барсом" и без "барса".

Погода была пасмурная, море волновалось. Во время разбега при взлете машина начала "барсить", при очередном прыжке высоко взлетела и, не набрав нужной для полета скорости, упала в воду, перевернувшись.

Летчик и штурман были на плаву, держась за лодку, когда подошел катер и подобрал их.

На катере был Георгий Михайлович и я. Кроме переживания за летчиков и машину, меня тревожило: цел ли редан, который надстраивался под моим наблюдением? Но даже на подходе катера к самолету, было видно, что и люди живы и редан цел.

К счастью летчик и штурман отделались легкими ушибами и через несколько дней вернулись на работу из больницы, куда они были отвезены сразу после аварии.


В 1939-1940 годах я участвовал в строительстве и испытаниях КОР-2, корабельного разведчика. Государственные испытания закончились в феврале 1941 года.

В марте 1941 года ЦКБМС перебазировалось в г. Кимры на Савеловский механический завод, где и началось серийное производство КОР-2.

Я был по приказу назначен помощником начальника сборочного цеха с правами ведущего конструктора по производству. Работа пошла "как по конвейеру".

Уже были сделаны многие узлы и агрегаты, когда началась Великая Отечественная война.

В июле 1941 года вместе с группой рабочих - специалистов я был командирован в качестве старшего инженера в город Ленинград (в Ораниенбаум) для обеспечения летных испытаний КОР-2 с катапульты. Летчиком-испытателем был С.Б. Рейдель.

С испытаниями торопились, немцы приближались к Ленинграду.

В начале августа испытания были закончены и группа возвратилась в ОКБ, в Савелово.

По дороге из Ленинграда в Савелово мы видели следы налетов немецких самолетов, разрушенные ж.д. станции, горящие, дымящиеся вагоны по сторонам железной дороги.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.