Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

Командировка в Америку

В Феврале 1937 года в составе группы инженерно-технических работников завода и ЦКБМС я был направлен в годичную командировку в США на завод "Консолидейтед".

Этот завод строил гидросамолеты PBY-1, закупленные с правом строительства в СССР.

PBY-1 - военный гидросамолет и до конца 1937 года завод "Консолидейтед" не имел права продать нам готовые машины, но получил разрешение принять группу советских инженеров для ознакомления с производством, приемки документации и оборудования для отправки всего этого в СССР.

Таким образом сокращался срок освоения нашим заводом строительства PBY-1.

Основное время нами уделялось переводу всей документации с английского на русский язык и пересчету с дюймовой системы измерения на метрическую.

Эту огромную работу должны были выполнить всего пять человек: А.К. Беленков, Н.Д. Архипов, М.Е. Берлин, П.Ф. Зяблов и я. Нам был придан из Амторга переводчик американец, помогавший в основном Беленкову.

Примерно за полгода до командировки в США, о которой я еще не знал, Георгий Михайлович, зная, что я усиленно занимаюсь изучением английского языка, предложил мне заниматься с преподавателем "мистером" Робертсом, обрусевшим англичанином, жившим в Таганроге.

Вероятно, тогда уже намечалась командировка в Америку группы Инженеров нашего завода.

Командировка была на один год, но уже через семь месяцев моего пребывания на "Консолидейтед" начальник группы А.К. Беленков сказал мне, что от Георгия Михайловича пришла телеграмма вернуть Катураева на завод. Беленков пытался задержать меня еще, но в октябре 1937 года при повторном запросе вынужден был откомандировать меня обратно в СССР.

Во время пребывания в США, кроме завода "Консолидейтед" в Сан-Диего, я побывал в Балтиморе на заводе "Глен-Мартин", где также строился гидросамолет для СССР. Там документацию и материальную часть принимала группа ЦАГИ.

Побывал я и в Лос-Анжелесе на заводе "Валти", где группа наших сухопутчиков принимала все необходимое для производства в СССР самолета этой фирмы.

В Сан-Диего мы посетили завод "Райан", строивший легкий спортивный самолет и изготавливавший некоторые детали для "Консолидейтед".

Американские инженеры, с которыми мы работали, выразили удивление, что никто из нас не сидел за рулем автомашины.

Об этом мы сказали наркому авиационной промышленности М.М. Кагановичу, когда он в поездке по Америке посетил завод "Консолидейтед" и наш дом в Сан-Диего.

Михаил Моисеевич заверил нас в том, что из Амторга нам пришлют еще одну машину для нашей учебы. И действительно, через несколько дней у нас появился почти новенький "Форд".

Сразу возник вопрос: "А где же мы будем тренироваться?" - "Садитесь в кар, поедем за город, там есть отличное место для этого!" - сказал переводчик.

И мы увидели странный, можно сказать "мертвый город". Хорошо спланированные "стрит и авеню" - улицы и переулки, бетонированные дороги, тротуары, освещение улиц и даже их названия. Но на месте домов были только фундаменты и никакого движения - ни машин, ни людей.

Оказывается так строительная фирма подготовила новый район для застройки типовыми сборными домами различного архитектурного оформления по выбору заказчика - покупателя.

В этом "городе" под руководством нашего перевозчика мы быстро освоили управление автомобилем и получили документы на право вождения.

Ветеран труда и КБ - Я.С. Катураев


Забастовка на "Консолидейтед"

Во время нашего пребывания в Сан-Диего была предупредительная однодневная забастовка. Рабочие требовали повышения заработной платы.

Об этом нам сообщили накануне. Перед нами встала дилемма: приехать на завод на работу - значит быть против рабочих, не приехать - быть забастовщиками. И так и этак - нехорошо.

И решили: на завод завтра не поедем, но сегодня на завтрашний день возьмем с собой домой необходимую документацию для работы дома и будем работать, соблюдая рабочую дисциплину и распорядок дня, дома.

Вот так была решена дилемма, о которой говорится, что "третьего не дано".

Ветеран труда и КБ - Я.С. Катураев


Сан-Франциско

В майские дни 1937 года - 1 и 2 мая мы проехали по побережью Тихого Океана от Сан-Диего до Сан-Франциско, знакомясь по пути с городами и жизнью американского народа.

В Сан-Франциско мы прибыли поздно вечером. В центре города, около самой фешенебельной гостиницы, площадь была заполнена массой людей, наблюдавшей экзотическую для Америки картину - сквозь сплошное остекление лестничной клетки было видно, как "толстосумы" пешком поднимаются по лестнице в свои номера на верхних этажах - лифт не работает, все служащие бастуют.

Тут же мы узнали, что бастуют и все другие гостиницы города.

Не задерживаясь более, мы сели в машину и отправились на поиски небастующей гостиницы. И только объездив полгорода, мы увидели вывеску "Hotel" без пикета у дверей и без плаката "Strike" - "Забастовка". Прислуга этой "гостиницы" состояла из одного человека - хозяина этой двухкомнатной квартиры.

С пристани, где мы наутро позавтракали, посреди залива виден остров Аль-Катрас. На этом острове в тюрьме сидит знаменитый гангстер Аль-Капоне. И сидит не за то, что он бандит, а за то, что не платит налоги за награбленные миллионы долларов.

После завтрака мы решили осмотреть мост "Золотые ворота". С пристани он хорошо виден. Мы проехали по нему. Он имеет длину 1280 метров и поражает изяществом и легкостью конструкции.

Это подвесной мост, перекинутый через залив без единой дополнительной опоры, на двух канатах, сплетенных из тысяч тросов на месте, над заливом. Концы канатов закреплены на мощных опорах-башнях на противоположных берегах в самом узком месте залива, при входе из Тихого Океана.

Затем посмотрели длиннейший в мире мост "Сан-Франциско-Окленд". Его длина 13 километров. Он проходит через среднюю часть залива, имеющего длину около 80 километров.

После осмотра знаменитых мостов через залив Сан-Франциско, переводчик предложил поехать посмотреть русское поселение Форт-Росс возле Сан-Франциско: "Это будет очень интересно для вас, а живущие там русские будут рады встретиться с вами - советскими русскими". Форт-Росс продан в 1839 году.

Но у нас было мало времени и мы, к сожалению, не могли поехать туда.

Нам еще хотелось побывать в Китайском городе и в Латинском квартале. И все это в один день.

Более миллиона туристов ежегодно посещают Китайский город. И неудивительно. Ведь это не просто название какой-то части города Сан-Франциско. Это самая настоящая часть древнего Китая, как бы перенесенная на землю Америки в утлых джонках через Тихий Океан.

Все здесь неповторимо и привлекает внимание: строения типа фанз, вид одежды, головных уборов, заплетенные в косы волосы на головах мужчин, язык иероглифов на витринах, названиях, рекламе и всюду разговор на китайском языке. На узких уличках пешеходы, велосипедисты, рикши и редкие автомашины. Много торговцев сувенирами и прямо на улицах можно познакомиться с блюдами китайской кухни.

Китайский город Китаем пахнет.

На этом закончилось наше знакомство с Сан-Франциско.

Нам предстояло проехать еще более 800 км, чтобы вернуться в Сан-Диего и на дрогой день выйти на работу.

В Сан-Франциско мы пробыли всего один день и, конечно, многого посмотреть не могли.

Вернувшись в Сан-Диего, мы не почувствовали особой усталости - американские автомагистрали настолько хороши, что мы просто "летели" со скоростью 80-90 миль в час.

Ветеран труда и КБ - Я.С. Катураев




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.