Проза ру

Рассказ о настоящем человеке

Сергей Емельянов
Михаил Васильевич Нагибин в своей жизни знал и успехи, и радости, и огорчения, и настоящие трагедии, он достиг очень многого, но при этом оставался всегда человеком дела и человеком слова, и был доступным, и простым.
Родился он Таганроге 11 ноября 1935 года. Детство было, как и у всех его ровесников, трудным. Ведь он относится к тому поколению, которое потом назвали «дети войны». Когда Таганрог освободили от фашистов, Мише было только 8 лет. А потом в годы возрождения он пошел в школу. После окончания школы-семилетки решил пойти в Таганрогский авиационный техникум. Это было тогда весьма престижное учебное заведение города, хотя база его была сильно подорвана недавней войной. Учились в старых, плохо приспособленных корпусах. Но учился с интересом, особенно после первой практики на заводе. Тогда понял, что вся его жизнь будет связана с авиацией, и не ошибся. По завершении учебы, в 1954 году, Михаил получил распределение на один из старейших в России Таганрогский авиационный завод имени Георгия Димитрова. Трудовую карьеру он начинал помощником мастера, но поздней осенью того же 1954 года был призван в армию. Служил авиационным механиком в одной из частей Московского военного округа.
В 1957 году Михаил вернулся в родной Таганрог. И снова пришел на завод. Трудился сборщиком-клепальщиком, но уже вскоре стал мастером. На этой хлопотной и, надо сказать, трудной должности М.В. Нагибин понял, что нужно учиться. И вскоре он поступает на заочное отделение механического факультета Новочеркасского политехнического института, довольно престижного на юге страны. Диплом инженера-механика по специальности «Технология машиностроения» он получил в 1963 г. К этому времени Михаил Васильевич уже работал контрольным мастером и был женат.
История его семьи – это отдельная романтическая и достойная подражания тема. Его жена, красавица Надежда Кумбарули, училась, как и Михаил, в авиатехникуме. Но было одно «но»: ее отец был репрессирован в суровые 30-е годы. А такое родство тогда могло испортить любую карьеру. Но Михаил пренебрег добрыми советами некоторых товарищей и женился на Наде. И жизнь их семейная была красивая и возвышенная. Люди глядели на них и радовались их счастью. Вскоре родилась дочь Лариса.
Молодого инженера назначили заместителем начальника, а в 1964 г. – начальником механического цеха № 1. Здесь он поработал до 1970 года. Работа его увлекала, ему нравилось быть в гуще событий.
Михаил Васильевич «проявил в работе творческую инициативу, настойчивость, умелое руководство, руководимый им коллектив постоянно добивался выполнения поставленных перед ним задач». Руководство завода направило Михаила Васильевича на Высшие экономические курсы при Ростовском обкоме партии.
В июне 1970 г. его назначили заместителем главного технолога завода, а через год он стал главным технологом завода, сменив ветерана труда Давида Абрамовича Брауде, ушедшего на пенсию. Начиналась новая сложная для завода и, прежде всего, для технологической службы работа. Из Куйбышева на предприятие передавали для серийного строительства, как говорится, «на ходу» дальний противолодочный самолет Ту-142М. Таких машин завод еще не строил. Началась сложная и долгая подготовка производства нового самолета. Михаил Васильевич вложил много сил в перестройку производства. Широко внедряя новейшие достижения в области технологии, он руководил техническим переоснащением завода. За успехи, достигнутые в развитии отечественного самолетостроения, М. В. Нагибин был отмечен высокими государственными наградами: в 1971 и 1976 годах был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалями.
Прошло несколько лет. Завершалась долгая директорская карьера его наставника Сергея Моисеевича Головина. Он понимал это и стал готовить себе преемника. Таким он видел лишь одного, Нагибина. Молодой, энергичный, образованный, с талантом крупного руководителя. Он постоянно общался с ним, ездил с ним на различные совещания и заседания, словом, представлял его как своего преемника. И перед Михаилом Васильевичем раскрывалась реальная перспектива со временем возглавить Таганрогский авиазавод. Но здесь начались подковерные игры, как это часто бывало. Плелись интриги. Нужно было как-то избавиться от перспективного Нагибина. Случай подвернулся. Руководство авиационной промышленности сочло целесообразным перевести Нагибина на Ростовский вертолетный завод. В мае 1976 г. он был назначен главным инженером этого предприятия. Очень не хотел Нагибин уезжать из Таганрога и покидать завод, ставший ему родным домом. Михаил Васильевич целый год в Ростове жил в гостинице один. Не перевозил семью. А спустя четыре года, в январе 1980 г., когда ушел на заслуженный отдых директор вертолетного завода Герой Социалистического труда Д. М. Чумаченко, естественно, М. В. Нагибина назначили новым директором Ростовского вертолетного завода. В тот памятный год умер Сергей Моисеевич Головин. Его смерть Нагибин глубоко переживал, как личную утрату. Он всегда считал его своим учителем и наставником.
Через много лет, 18 марта 2000 года, он неожиданно приехал в Таганрог, посетил вдову Головина, встретился с его сыновьями и поехал с ними на кладбище. Здесь, на могиле своего старшего наставника, Михаил Васильевич Нагибин сказал, в частности, что вот сегодня Сергею Моисеевичу было бы 90 лет. Он Почетный гражданин города Таганрога, а он, Нагибин, его ученик, готов ему доложить, что не подвел учителя. Он тоже стал Почетным гражданином, только города Ростова. За большими и напряженными делами он не забыл о юбилее Головина, приехал к нему. Помянул его, побыл вместе с семьей. Это чисто по-нагибински. Это был его стиль.
Удивительно, но через две недели он скоропостижно скончался, ровно в день рождения Головина – 31 марта. Головин родился 18 марта по старому стилю. А по новому стилю как раз 31 марта. Какая-то магия чисел все же существует. Умер М. В. Нагибин, не дожив до своего 65-летия полгода.
Будучи генеральным директором, Нагибин приложил огромные усилия, чтобы Ростовское вертолетостроительное производственное объединение превратилось в крупнейшее машиностроительное объединение с передовой организацией труда и техническим оснащением, развитой сферой социального обслуживания. За годы его правления произошло техническое переоснащение производства, созданы комплексно-механизированные механические цеха и специализированные производства товаров народного потребления и изделий для легкой и перерабатывающей промышленности. Освоены в серийном производстве новые модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24 и тяжелый транспортный вертолет Ми-26, не имеющий аналогов в мире.
За руководство по освоению серийного производства винтокрылого тяжеловоза Ми-26 страна наградила его орденом Ленина. Кроме этого, М. В. Нагибин был удостоен почетных званий «Заслуженный машиностроитель РСФСР» и «Почетный авиастроитель СССР». В 1992 г. М.В. Нагибин возглавил борьбу коллектива Ростовского вертолетного производственного объединения за выживание в сложных условиях конверсии оборонного производства и перехода к рыночным отношениям. Это позволило сохранить ростовский завод как лидера мирового тяжелого вертолетостроения, продукция которого пользуется высоким спросом как в Российской Федерации, так и за рубежом.
В апреле 1994 г. коллектив ростовских вертолетостроителей избрал Михаила Васильевича президентом — генеральным директором ОАО «Роствертол». За особый вклад в развитие экономики России, укрепление ее военно-промышленного потенциала Президент России наградил Нагибина орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени в 1995 г. и III степени в 1999 г.
В 1998 году Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова праздновал свой вековой юбилей. Как никак – одно из старейших средних специальных учебных заведений области. Несмотря на колоссальную занятость, Михаил Васильевич принял самое непосредственное участие в подготовке и проведении этого запомнившегося всем праздника. Он собрал своих бывших однокурсников по учебе в техникуме, была душевная и непринужденная долгая встреча. Может быть, впервые за несколько последних лет он был по-настоящему счастлив. Рядом были его товарищи детства и юности, уже седые и пожившие. С ними было легко и просто, как когда-то давно в юношеские годы.
Читая эти строки о Нагибине, кто-то подумает: «Вот счастливчик, вот везунчик.» Нет, всего в жизни он добивался сам, и часто с большим трудом. Когда его «сослали» в Ростов, там поначалу встретили варяга из Таганрога весьма настороженно, и долго пришлось ему трудом своим доказывать право на руководство. И доказал. Всей своей последующей трудовой деятельностью. А в Таганроге ветераны, знавшие его, до сих пор гадают, что было бы, если бы тогда, в свое время, у директорского руля стал Михаил Нагибин. Как знать, как знать. Вот вам и роль личности в истории.
И еще одно тяжелое событие наложило свой отпечаток на всю последующую жизнь М. В. Нагибина – болезнь и смерть его любимой жены Надежды. Какие усилия он предпринимал, чтобы спасти ее, но, увы. Надежда Николаевна умерла в 1991 году. Целый год каждый день перед работой он приезжал на ее могилу. Он был однолюб. И все последующие годы он всего отдавал себя работе и семье своей дочери.
Его ценили и любили. И начальники, и простые работники. За значительный вклад в развитие экономики Ростова-на-Дону М.В. Нагибину присвоили звание «Почетный гражданин города Ростов-на-Дону». Русская православная церковь наградила Михаила Васильевича орденом «Преподобного Сергия Радонежского» III степени. Когда он умер, работница цеха № 4 Л. П. Власова написала стихотворение, которое берет за душу своей простотой, искренностью, честностью и ощущением большого горя.


Поверить в это трудно было:
Директор умер в цвете лет.
Такая мощь, такая сила...
И вот его внезапно нет.
Опора рухнула, как будто
Не стало вдруг в семье отца.
Тревожно стало всем и смутно.
Ведь с ним стояли до конца.
Заплакала сама природа,
И небо начало сереть.
Как будто сердце у завода
Вдруг вырвала злодейка смерть.
И в скорбном люди шли молчанье
По красному ковру цветов.
И сотни глаз в слезах печальных
Прощались с ним без лишних слов.
По заводским несли аллеям,
Чтоб каждый цех проститься смог.
«Прощай», – ему шептали ели.
И плакал вслед родной гудок.
А винтокрылые машины
Чертили в небе: «Ты нас спас.
Смотри, директор, мы ведь живы!
И жив завод, а ты угас...»
Мы многому у вас учились.
Гигантский труд ваш был не зря.
Прощайте, Михаил Васильевич,
Пусть будет пухом вам земля!

Именем Михаила Нагибина названы проспект и одна из общеобразовательных школ города Ростова-на-Дону.