Виктор Литвинов

        Виктор Яковлевич Литвинов. К сожалению, большинству жителей нашей страны это имя ни о чем не говорит. И это очень обидно и несправедливо. А ведь он из того удивительнейшего поколения советских людей, которых можно назвать красные директора и сталинские наркомы! И это не слова! Это те люди, которые организовали и создали в кратчайшие исторические сроки уникальную систему отечественной промышленности, которую сегодня некоторые брезгливо называют ВПК. Если бы не созданная за каких-то 10-15 предвоенных лет могучая СОВЕТСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, которой мы кормимся и по сей день, можно с полным основанием сказать не было сейчас той Великой Победы, 65-летие которой мы отмечаем в эти дни.
        Кто же он? Виктор Литвинов! Из самой гущи народа, сын русского моряка, участника русско-японской войны и потом простого машиниста водокачки на забытой Богом станции Матвеев Курган и дочери простого рабочего. Суровое безрадостное полуголодное детство, трудная юность, и затем быстрый и стремительный рост по, как сказали бы сейчас, по карьерной лестнице. От техника до главного инженера крупнейшего авиазавода страны, директора могучего авиазавода, председателя Совнархоза и потом заместителя Министра ракетно-космического машиностроения СССР! Да голова может закружиться от такого успеха! Но это был не только успех, это был гигантский каждодневный многолетний тяжелый труд и огромная ответственность за порученное дело. Ответственность перед страной, народом!
Ровесник отечественного авиапрома, а оба они родились в 1910 году и ныне мы отмечаем век Литвинова и век русской авиационной промышленности, и из нее вышла и расправила могучие крылья космическая отрасль нашего Отечества! Виктор Яковлевич Литвинов конечно же человек удивительной судьбы и человек своего времени.
Его главное человеческое качество – это, по моему, необычайное чувство долга и ответственности. Редкое качество вообще, а сейчас в особом дефиците.
Многие могут подумать счастливчик. В 27 лет заместитель Главного инженера, в 29 – Главный инженер, в 34 года – генерал и директор завода, на котором трудилось почти сорок тысяч человек, в 35 - ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА. Его первая звездочка имеет номер № 245. А всего было более 22 тысяч Героев Социалистического Труда.
Литвинов стоял у истоков стремительного развития советской авиапромышленности, Он возглавил в тяжелейшие военные годы завод, где за время войны было построено только легендарных самолетов Ил-2 - 11863, да еще 1225 штурмовиков Ил-10, свыше 3000 истребителей МиГ-3. Это примерно 15 самолетов в день. А общее количество машин Ил-2, выпущенных в Куйбышеве силами двух заводов, составило 74,3 процента от выпущенных в целом по стране.
После войны именно ему и его заводу страна поручила построить первый серийный реактивный истребитель Миг-9. И это задание было выполнено в небывало короткий рок всего за 40 дней! И потом строились все новые и новые ставшие знаменитыми Миг-15, Миг-17, Ту-16 и другие.
В 1958 году именно заводу, которым руководил Виктор Яковлевич Литвинов, Родина доверила создать знаменитую «семерку», которая вывели в космос первого космонавта планеты Юрия ГАГАРИНА!
В 1960 году закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Литвинову было присвоено звание ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА вторично. Он кавалер высших наград страны, но ни одна не вручена так сказать к какой-то дате. Все за конкретный труд и конкретное дело.
Не буду пересказывать содержание представляемой Вам книги. Скажу только, что судьба мне в свое время подарила мне несколько памятных встреч с этим замечательным человеком и настоящим Гражданином страны!
Он в одном ряду с такими настоящими людьми как Петр Васильевич Дементьев, Павел Андреевич Воронин, Сергей Павлович Королев, Георгий Михайлович Бериев, Артем Иванович Микоян… Слава Богу, список сей велик! Но как мало, мы знаем о них, об их жизни и деятельности, об их вкладе в то, чтобы наша страна стала Могучей и Великой! Эта книга и написана для того, чтобы мы и будущие поколения нашей страны ПОМНИЛИ!
Это было поколение Победителей! Нам ими нужно гордиться и помнить о них всегда.

РОВЕСНИК РОССИЙСКОГО АВИАПРПОМА

       30 апреля с.г. исполнилось 100 лет со дня рождения одного из замечательных наших земляков. Ровно век тому назад родился в Таганроге Виктор Яковлевич Литвинов. Необычна и удивительно интересна и многогранна жизнь этого человека. Юбилей Литвинова на родине в Таганроге прошел тихо и незаметно. И хотя я написал письмо в администрацию города с просьбой перенести его бронзовый бюст из парка, где он по полгода стоит, всеми заброшенный и потому никому неведомый. А неплохо бы знать о жизни и деятельности этого человека. Знать и гордиться таким земляком. Все же в Самаре эта дата была отмечена. Установлены мемориальные доски на доме, где он жил. Торжественное собрание прошло в ЦСКБ «ПРОГРЕСС». К юбилею вышли две книги о Литвинове. Автор первой из них Галина Загребина «Дело всей жизни», вторую книгу «Траектория жизни» написал автор этих строк. Книги вышли в Самаре и в Москве.
***
        Несколько коротких отрывков из книги «Траектория жизни».
***
       Весна в Таганрог в тот год долго не приходила. Зима лютовала и снегопадами, и морозами, и свирепыми ветрами. Таганрогский залив Азовского моря покрылся толстой ледяной коркой, а сверху еще мостились снежные сугробы. Небо почти все время было серым и мрачным.  Но вот в средине марта вдруг выглянуло ослепительно яркое большое солнце и быстро растопило сначала снежные заносы и на море, и на земле. А потом стал стремительно сереть и таять ледяной панцирь залива, и на прежде мерзлой земле растаявший снег превратился в лужи и бурные ручейки. Все ожило, задышало, обрадовалось. Так стало и в природе и среди людей.
       Вот таким ясным и теплым апрельским днем в семье слесаря железнодорожных мастерских Якова Литвинова родился второй сын. Случилось это 10 апреля (а по другим данным 18 апреля) 1910 года. Через несколько дней в Михайловской церкви, что располагалась на краю огромной Ярмарочной площади, близ железнодорожной станции, состоялось радостное событие – крещение.
Принарядившееся родители младенца Яков Иосифович и Евдокия Андреевна и приглашенные крестные Иван Ефимович Калинин и Евдокия Ростиславовна Шульц внимательно выслушали наставление, а потом приняли участие в обряде крещения младенца. Крестил мальчика настоятель храма отец Игнатий и помогал ему псаломщик Павел. Сына назвали по просьбе родителей, заглянув естественно в святцы, Виктором. Было это 25 апреля по ст. стилю, по новому, 8 мая 1910 года.
Людей при совершении обряда было немного. В тот день крестили еще двух мальчиков и одну девочку. А особо посторонних и не было. В церкви было уютно, пахло свечами, ладаном и ощущалось какое-то особое умиротворяющее тепло. Блестели в неярких колебаниях свечей золоченные оклады икон, подсвечники. Солнце весеннее легко пробивалось сквозь высокие окна храма и освещало часть алтаря и «праздники».
      Привычно исполнив свое дело, отец Игнатий передал кричащего младенца в руки счастливой матери. Затем поочередно расписались в толстой метрической книге родители и крестные. Дома, как принято, был устроен праздничный обед.
      Так в небольшом провинциальном городке на берегу Азовского моря появился на свет и стал подданным Российской империи будущий первый дважды Герой Социалистического Труда среди уроженцев Ростовской области и единственный среди таганрожцев Виктор Яковлевич Литвинов.
****
       В 1930 году московскому заводу № 1 имени Авиахима было уже тесно в рамках дореволюционных построек и быстрыми темпами создается т.н. новая площадка, куда перемещаются цеха и службы завода. Новые корпуса строились на Ходынском поле, рядом с аэродромом. В 1931 году, после выделения самостоятельных заводов самолетостроения, приборостроения и радиотехники, завод на Ямском поле приобрел новую специализацию - производство вооружений.
       В разгар этого переезда и прибыл на завод молодой техник Литвинов. Его, как и всякого провинциального новичка, ошарашила и огромная многоголосая звонкая Москва и гигантский по тем временам сам завод. Но восторг и некоторый испуг прошел довольно быстро. Завод, Москва, страна были на марше. Шла первая пятилетка, точнее она шла уже к завершению. На заводе № 1 в те годы работало много опытных талантливых инженеров, техников, специалистов старой еще дореволюционной школы. Перечисление одних лишь громких фамилий захватывало дух. И среди них конечно Николай Николаевич Поликарпов. Фуражки с черными околышами с молоточками были яркой приметой. На заводе еще строился крупной серией первый советский самолет знаменитый Р-1. Виктор Литвинов еще застал его в цехах завода. Это был первый в его жизни самолет, который он тоже строил. Потом много лет спустя, спустя полвека Виктор Яковлевич, собираясь в родной Таганрог по случаю открытия его бронзового бюста, как дважды Героя Социалистического Труда, он составит список самолетов, которые строил. Их окажется двадцать один тип. И первым среди них был Р-1.
***
      В июле 1938 года Литвинов назначается заместителем главного инженера завода. И снова новые задачи, проблемы, которые решать нужно было быстро, грамотно, надежно. Все больше и больше времени и сил отнимала работа. Она становилась все более интересной, но напряженной и сложной. На смену самолету Р-Z один за другим шли истребители. Это были поликарповские машины И-3, потом И-15, И-7, И-15бис, «Чайка»…
     Постановка каждого нового самолета на производство требовали своих решений, подходов, везде возникали трудные и узкие места. И все таки все яснее и понятнее становилось и рабочим, и итеэровцам и начальникам большим и малым, и в конечном счете высшим руководителям отрасли и страны, что нужно кардинально менять и технику, и материалы, и технологию производства.
      Перед авиационной промышленностью встал целый комплекс задач по совершенствованию конструкции самолетов. Необходимо было в корне изменить технологические процессы для обеспечения их серийного выпуска. К этому времени во главе завода стояли уже новые люди. Это были руководители новой советской формации – молодые, грамотные, дерзкие, энергичные, ответственные. Они хорошо понимали и знали свое дело, могли поднять на выполнение порой невыполнимых задач и себя и свои коллективы. Люди им доверяли. Такими стали новый директор завода П.А. Воронин, вскоре переведенный в Наркомат, и главный инженер П.В. Дементьев, впоследствии министр авиационной промышленности СССР. Именно они выступили инициаторами реконструкции цехов для перехода на единую, более совершенную технологию. Весь процесс подготовки производства планировалось расчленить на ряд сложных и простых задач, решение которых велось бы одновременно многими службами, мастерскими, цехами и отделами завода. Возглавить эту работу поручили заместителю главного инженера В.Я. Литвинову.
***
      Ответственность за перебазирование завода легла в первую очередь на главного инженера. То, что этот казавшийся невероятным план удалось претворить в жизнь, – заслуга Виктора Яковлевича, причем, вероятно, наиболее весомая в его биографии. Именно эвакуацию завода, организованную В.Я. Литвиновым, считают многие ветераны- авиастроители, участники той великой эпопеи, его выдающимся достижением.
     В Куйбышев были вывезены почти все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь, архив со всеми документами, орден Ленина, которым завод был награжден 31 декабря 1940 года. Уже 28 октября 1941 года нарком авиапрома подписал приказ о начале работы завода №1 на новом месте.
***
      «Противотанковые самолеты», как назвал их главный конструктор С.В. Ильюшин, – именно они требовались Красной Армии зимой 1941 г. 29 декабря 1941 года был запущен мотор первого штурмовика Ил-2, построенного москвичами. Всего до конца 1941 года на новом месте заводом было выпущено около 30 истребителей и 3 штурмовика Ил-2. Об отношении Виктора Яковлевича к заводчанам в это суровое время свидетельствует такое наблюдение ветерана завода, а тогда в 41-м совсем еще мальчишки Ю.К. Геннинга:
– Виктор Яковлевич нас по именам знал – мы все время торчали на аэродроме. Он очень интересный человек был, симпатичный, любили мы его за то, что он был человечный. Не забуду никогда его отношения к нам, подросткам. У нас были карточки на питание, и из них вырезали талончики, давали нам скромную порцию ужина. Мы не наедались. А он подойдет и даст нам талончики УДП – усиленного дополнительного питания. У него они всегда в кармане были, он нам их сразу на неделю давал: «Нате, сынки…». Мы поздно вечером с этими талончиками ходили в столовку при аэродроме».
      Не знает ветеран Ю. Геннинг, что Литвинов, сам в юности терзался чувством голода не год и не два. И это ему было так знакомо и понятно.
      До конца войны заводские испытатели передали на фронт 27 истребителей МиГ-3, 11863 штурмовика Ил-2 и 1125 штурмовиков Ил-10. Это был их вклад в победу над фашистами.
***
      Крайне загруженный работой, Виктор Яковлевич, как и все заводчане, практически не имел возможности полноценно отдохнуть. Уже тогда вместе с новыми наградами и званиями он получило еще одну «награду» на всю жизнь. Язву желудка, которая потом спустя десятилетия и свела его досрочно в могилу, перейдя в рак.
      Как этот с виду обыкновенный человек, мог выдержать многолетние фантастические физические и нервные нагрузки. Сколько гораздо более крепких и здоровых мужиков, «сгорели» тогда на работе, а он все выдюжил. Мог и пошутить, мог и поддержать и помочь, мог и обругать и обматерить когда надо, когда дело того требовало. Именно дело. Дело, ставшее на всю последующую его трудовую жизнь главным. Не было никаких хобби, только работа, работа до полного выполнения всего намеченного. Знать бы нам сейчас как это было невероятно трудно.
***
      В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии в годы войны В.Я. Литвинов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот», которая имела порядковый номер № 245. Годом позже за организацию массового производства самолета Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета Виктор Яковлевич стал лауреатом Сталинской премии СССР 1-й степени.
****
      Шел август 1946 года. Прилетев в Москву на заводском «Дугласе» Виктор Яковлевич явился в Министерство в Уланском переулке. Здесь его встретил Дементьев П.В, тогда первый заместитель министра.
      - Ну, Виктор Яковлевич, завтра большое важное совещание в Кремле, Проводит лично товарищ Сталин. –
      А потом совещание в Кремле. Спешность вызова в Москву выяснилась быстро. Обсудив вопросы по повестке дня, Сталин, а он вел совещание, посмотрел на собравшихся, и сказал.
      - Хорошо бы, чтобы на параде 7 ноября над Красной площадью пролетела эскадрилья наших новейших реактивных истребителей. Это был бы хороший освежающий душ некоторым горячим головам там за океаном. –
      Сказал и посмотрел на присутствующих. Все молчали, так как хорошо понимали, какой невероятной сложности задачу поставил вождь. Сталин посмотрел па Дементьева, тот на Литвинова. И Виктор Яковлевич мгновенно понял, зачем его вызвали сюда так срочно. Он встал и сказал, по военному, коротко и четко:
      - Будем делать, товарищ Сталин. Только прошу, чтобы Тер-Маркарян помог обеспечить завод металлом и комплектующими изделиями.
      - За это не волнуйтесь. Все, что нужно Вам будет предоставлено. И добавил помолчав:
- А товарищи Дементьев и Микоян помогут Вам!
       И произошло чудо. Всего за 40 дней практически с нуля десятка реактивных истребителей МиГ-9 была построена.
***
       В сентябре 1956 г. В.Я. Литвинов в первый и единственный раз в жизни выехал за границу. Он в составе советской правительственной делегации во главе с министром авиационной промышленности П.В. Дементьевым побывал в Великобритании на выставке авиационной техники в Фарнборо. В составе делегации были такие известные люди как В.С. Ильюшин, А.Г. Ивченко, А.И.Микоян, С.К. Туманский, А.Н. Туполев, П.А. Соловьев, С.Н. Хрущев (сын Н.С.Хрущева) и другие, всего 14 человек.
       Больше Литвинов никогда не был за рубежами Отечества. Причина проста. Он становился все более засекреченным человеком. Особенно после 1958 г, когда его судьба и судьба его завода резко изменились. Последние пятнадцать лет трудовой деятельности Виктора Яковлевича связаны были уже не с авиацией, а с ракетостроением. А это и тогда и даже сейчас еще очень закрытая тема. Но попробуем рассказать и об этом.
***
      Вот яркий пример особого мужества и личной ответственности этого удивительного человека. Много лет спустя Б.Е Черток, тогда заместитель Главного конструктора С.П. Королева писал: «…С первых дней января 1966 г. в сборочном цехе завода Королевского ОКБ-1 круглосуточно шла работа по сборке первого космического корабля «Союз». Ночь вместе с нами в цехе проводил заместитель министра Литвинов, который хотел понять, насколько реален график сборки и испытаний. Он должен был его утвердить, не имея подписи Королева, который только что лег в больницу. Мы не спали уже двое суток. Я спросил Литвинова:
      - Виктор Яковлевич, а ведь во время войны Вам, директору авиационного завода труднее было?
      - Нет. Тогда все было проще и яснее. Дай количество штурмовиков, а сорвал - трибунал. И все дела. С этим «Союзом» столько проблем, а чувство ответственности больше, хотя мне запросто можно оправдаться вашими конструкторскими недоработками и изменениями.
      - Ну, так и сваливайте все на нас, а мы Афанасьеву объясним, и подставлять Вас не будем.
      – При чем здесь Афанасьев? Я отвечаю своей совестью перед страной. Хотя она этого может и не знает.
       Хорошо сказал Литвинов! Он четко сформулировал требование, которому должен удовлетворять любой облеченный государственной властью деятель. Они могут различаться по уму, компетентности, организаторским талантам и воле, но каждый обязан всегда и везде нести ответственность за выполнение своего долга.
***
       Когда в Политиздате решили создать сборники очерков о дважды Героях Социалистического Труда, то над очерком о Литвинове работал известный журналист А. Хоробрых. Сборник получил название «Счастье творческих побед». Виктор Яковлевич был очень горд этим изданием. Дочь купила по его просьбе пятьдесят экземпляров этой книги. И В.Я. Литвинов посылал экземпляры книги с дарственными надписями своим друзьям, заводчанам, близким людям. Дочь помогала ему в этом, поскольку лично знала многих адресатов. В это время перед ним видимо проходила вся его жизнь. Однажды, отложив приготовленную книгу, он сказал:
       - Люся, вот название «Счастье творческих побед» - А разве это счастье? Работа до изнеможения, бессонные ночи, ответственность и смертельный риск. Людмила Викторовна оторопела. Отец, всегда победитель, отмеченный множеством наград, умеющий блистательно решать любую задачу от государственной до семейной, сильный и надёжный - и не счастлив?! Но смогла ответить только:
       - Папа, ты прожил такую жизнь, мы с Витей и мамой тебя так любим! Разве счастье не это?!
       Но с этого момента она осознала, какая немыслимо огромная судьба с трагедиями и успехами стоит за кадрами событий, слайдов и фотографий, за наградами и почестями.
***
       Виктор Яковлевич Литвинов ушел из жизни 4 июня 1983 года, успев еще принять у себя дома делегацию из родного города, которая привезла решение исполкома горсовета о присвоении ему звания Почетного гражданина города Таганрога и памятную медаль.
***
       Такие по настоящему звездные люди, как В.Я. Литвинов, П.А. Воронин, П.В. Дементьев, С.П. Королев, А.Т. Третьяков, С.В. Ильюшин, С.М. Головин, Г.М. Бериев, и многие другие - наша всенародная вечная ценность и гордость. И пусть о них знают и помнят всегда простые люди России.
        И написана эта книга для того, чтобы ПОМНИЛИ…..