Прозару

Главный маршал

Сергей Емельянов
16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина Степана Кутахова родился сын. Назвали его Павлом. Семья была большая — четверо сыновей, дочь. А работников — один отец. Мать едва успевала по хозяйству управляться. А потом грянули революция, гражданская война. В начале 1919 года умер от тифа отец. Жить стало совсем трудно.
С малых лет познал нелегкий крестьянский труд парнишка из села Мало-Кирсановка. Все научился делать: и косить, и пахать, и сеять, да мало ли работы в любую пору в деревне! С детства тянулся Павел к знаниям. Все ему было интересно. В родном селе в ту пору была только начальная школа. А потом большинство ребят-сверстников становились работниками. Павлу повезло. Его тягу к учебе поддержали старшие братья Герасим и Иван.
И поехал Павел учиться в Федоровку, что в 18 километрах от Мало-Кирсановки. Учился жадно, охотно. А жил вместе со своим дядей Андреем Штодой. Дядей он ему только приходился, а так Андрей был на год моложе своего племянника Павлика Кутахова. Вместе они снимали угол, вместе ходили в школу, делили скудную еду, которую доставлял из родного села старший брат Иван.
А в 1933 году Павел вышел за околицу родного села и отправился по знакомой дороге в новую, неведомую жизнь. Километров десять прошел пешком, а там повезло, на попутной машине доехал до Таганрога.
Сначала очень уж хотелось закончить среднюю школу. Поселился он на тихой Аптекарской улице. Немного еще походил в школу, что у нового рынка. Теперь это средняя школа № 9, на стене здания школы висит мемориальная доска о том, что здесь учился Дважды Герой Советского Союза Главный Марщал авиации П.С. Кутахов. Да еще стараниями завуча школы по воспитательной работе Шильченко был создан музей Кутахова. Но в школе поучиться пришлось недолго, нужно было себя как-то кормить и содержать, а тут открылось фабрично-заводское училище трамвайщиков. И Павел поступил туда. Учился хорошо. Вскоре вышел в первые ученики. В 1934 году после окончания ФЗУ его направили работать на механический завод имени Димитрова. Уже в те годы предприятие славилось высокой культурой производства, хорошим рабочим коллективом.
Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову — человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.
Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям Не случайно вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Желающих было много. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог. Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете «У-2».
Быстро пролетели курсантские годы. В 1938 году под Ленинград в боевую часть прибыл молоденький лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии, но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Степанович совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.
В музее Таганрогского авиационного завода имени Димитрова (пока он существовал), рядом висели две фотографии на одном стенде, посвященном бывшим и нынешним работникам предприятия, которых мы называем емким словом — фронтовики. На одной из них на нас с любопытством смотрят две пары восторженных мальчишеских глаз, двое ребят в рабочих ватниках. Один из них — Павлик Кутахов, молодой слесарь, недавний фабзаучник, на другой — известный всей стране Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации, заместитель Министра обороны СССР и Главнокомандующий Военно-Воздушньши Силами Павел Степанович Кутахов. Разница между фотографиями почти в сорок лет, которые вместили в себя большой жизненный путь одного из героев минувшей войны, чье имя гремело по всему Заполярью.
...Война застала молодого лейтенанта П. Кутахова в должности командира звена в районе Выборга. Здесь же он открыл свой победный счет: сбил первого фашистского стервятника. Начал под Ленинградом, потом попал в Заполярье, на Карельский фронт. Был заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи. Защищал Мурманск, Кандалакшу. Кировскую железную дорогу, дрался над сопками и тундрой, над холодным Баренцевым морем. Приходилось сопровождать караваны транспортов, которые везли нам оружие, материалы, снаряжение. 9 июля 1941 года Павел Кутахов одержал свою первую победу в северном небе в паре с опытным летчиком Головней сбил немецкий самолет.
С того памятного дня прошло много времени. Молодой пилот превратился в одного из известнейших асов советского Заполярья. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала: «За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов, Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева».
Фашисты бросили на Север в начале войны своих самых опытных и искусных летчиков. А через два месяца лучшие их кадры были перебиты. Это сделали наши славные соколы, и среди них почетное место по праву принадлежит П.С. Кутахову. Охота за самолетами противника и поединки истребителей были состязанием в искусстве и храбрости с опытным изощренным врагом. Здесь впервые проявилась характерная черта кутаховских боев — в них была творческая мысль и побеждало смелое решение. Фронтовая газета писала о нем в те дни: «В этом летчике соединились лучшие качества второго поколения наших воздушных бойцов. Перед их глазами прошла первая пора тяжких боев».
Всего за годы войны П.С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил лично 28 и с товарищами еще 14 фашистских самолетов. Он был удостоен многих наград. Указом Президиума Верховного Совета. СССР от 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку. В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.
...Много памятных боев у героя северного неба. Но есть особенно памятные. Один из них произошел зимой 1942 года. В это время на фронте впервые появились новейшие немецкие истребители «МЕ-109Ф». Среди летчиков пошел разговор о новых немецких машинах. С ними встречались в бою, и они удивляли «горкой», которую старый «МЕ-109» не смог бы сделать. Постепенно сведений становилось все больше, но никому еще не удавалось сбить загадочный самолет.
Капитан Кутахов решил: такую машину нужно сбить, и поскорее. Он давно уже пристально ее изучал и стал примечать недостатки. На вираже она была слаба, тяжела и на боевом развороте. Он понял, почему эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху: они задуманы для внезапной и стремительной прямолинейной атаки.
...Немцы в тот день выслали впереди своих бомбардировщиков большую группу истребителей. Они шли отдельными отрядами и на разных высотах. Ниже «МЕ-110», повыше «МЕ-109», а вверху «МЕ-109Ф». Навстречу противнику поднялась четверка наших истребителей во главе с Кутаховым. Оценив обстановку в воздухе, он принял решение атаковать сначала низко летящие «ME-110», так как тройка этих самолетов была ближе всех и с ними нужно разделаться до подхода «МЕ-109». Смелая атака — и пара фашистских двухкилевых «стодесятых», кувыркаясь и дымя, понеслась к земле, а третий трусливо бежал с поля боя.
Но радоваться было рано. К месту боя подошла шестерка «МЕ-109». Закружилась огненная карусель. Вскоре ведомый Кутахова молодой летчик Ибрагимов зажег одного немца. Спесь с фашистов была сбита. В это время Кутахов вывел свой истребитель из сутолоки восходящим виражем. Он, знал, что к месту схватки спешат хваленые «МЕ-109Ф», рассчитывая на легкую добычу.
Высота, высота! Именно она сейчас решала все — скорость, маневр, наилучшее положение для атаки — все, что нужно для того, чтобы нанести заветный удар. И вот эта минута наступила. В разрывах облаков со стороны солнца показалась вражеская машина «МЕ-109Ф»! Фашист, не видя Кутахова, чувствуя полную безнаказанность, спокойно выбирал жертву. Вот он бросил свой самолет вниз на машину Ибрагимова. На помощь Ибрагимову бросился боевой друг Кутахова Фомченков. Но на него стала наседать другая пара подошедших «МЕ-109Ф».
Положение становилось критическим, и в этот момент истребитель, пилотируемый П. Кутаховым, вступил в схватку. Они с Фомченковым быстро прижали две ярко-желтые машины к кромке облаков. Фашисты пытались уйти, но это им не удалось. Советские летчики продолжали яростные атаки, высота быстро падала, воздушная карусель неслась к земле. И когда казалось, что высоты больше нет и все кончено, фашист вывел самолет из пике и взмыл кверху. Здесь его и настигла очередь Кутахова. «МЕ-109Ф» завис на «горке», участь его была решена. Через несколько мгновений на земле полыхал уже четвертый костер. Это был «неуловимый» «МЕ-109Ф». Закончилась тяжелая кровавая война, закончипась нашей великой Победой.
После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом его послали на учебу в Липецк. Здесь он с отличием закончил в 1949 году Высшие офицерские летно-тактические курсы и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии, много и самозабвенно летал сам, учил молодежь. Это было время перехода к реактивной технике. Не случайно Павел Степанович в числе первых получил звание военного летчика первого класса.
Потом прибыл на новое место службы в Прибалтику. Здесь он осваивал уже сверхзвуковые истребители. В 1957 году Павел Степанович успешно закончил Военную академию Генерального Штаба и снова был на ответственной работе. В 1966 году, в день своего рождения, Павел Степанович узнал, что ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, присвоено звание «Заслуженный летчик СССР».
В Указе было сказано - «За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу...».
В 1967 году генерал-полковник авиации П.С. Кутахов назначается первым заместителем Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами страны, а с марта 1969 года Маршал авиации Кутахов становится во главе военной авиации страны. С 1972 года Павел Степанович — Главный Маршал авиации. Огромная и ответственная работа занимало все его время, всю его жизнь. Но наряду с этим Павел Степанович находит время, чтобы встретиться со своими избирателями. Он был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, С 1961года избирался делегатом на все партийные съезды. А с 1971 года — член Центрального Комитета КПСС.
Как военный летчик Главный Марщал авиации Кутахов поднимал в современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников. Заместитель министра обороны СССР, Главный Маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде. Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так получилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получит так и не успел. А августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть, что П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке, его повезли в Москву, здесь они умер. Обширный инсульт. Как говорила потом его жена Валентина Владимировна, «он уже утром в тот день был какой-то не такой как всегда. Можно было не ехать в этот день в Звездный городок, но Павел Степанович был человеком долга, там предстояла важная встреча по развитию пилотируемой космонавтики с участием ряда глав иностранных государств, он поехал…»
Всю свою жизнь Павел Степанович отдал служению Отечеству. И Родина высоко оценила его заслуги Родина. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Кутузова 1 степени, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, многими медалями. Он — кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств. Похоронен Главный Маршал авиации П.С. Кутахов в Москве на Новодевичьем кладбище.
У него вырос сын, прошедший в военной авиации путь от лейтенанта-инженера до генерал-лейтенанта, заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Владимир Павлович – стал доктором технических наук, профессором. У него уже взрослый сын Павел, внук и тезка Главного Маршала.
Славный жизненный путь Павла Степановича Кутахова - от ученика ФЗУ, слесаря механического завода имени Димитрова до Главнокомандующего ВВС СССР является ярким примером для нашей молодежи, примером беззаветного служения своему народу, своей Родине.