Прозару

Летчики-испытатели одного завода

Сергей Емельянов
Большой труд всего коллектива венчает работа испытателей. Их на нашем предприятии было много. От первого летчика-сдатчика завода С.Я. Брадаса до «Заслуженного летчикаиспытателя СССР» С.Н. Гордиенко, награжденного редкой медалью Нестерова. И среди тех, кто давал путевки самолетам в таганрогском небе были Примо де Джибелли (один из первых Героев Советского Союза), комбриг авиации А.А. Ульсен, полковник Е.М. Кошелев, П.А. Номан, Е.Е. Корец, Б.Н. Ляхович, в последние предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны испытывали боевые машины полковники М.В. Цепилов, М.В. Иванов, В. Яворский, М.Т. Ермащенко, А.И. Смоловик, а также В.Г. Мареев, Емельянов, Гринчик, Давыдов, Любченко и другие.
Ветераны летно-испытательной службы предприятия помнят испытателей послевоенной поры С.Г. Плыгунова, Н.И. Сопачева, М.М. Попцова, А.И. Галкина, П.С. Черепко, А.Г. Яковенко, Героя Советского Союза И.Д. Занина, П.А. Даринцева, Б.А. Головченко, М.И. Солодова, Г.М. Чехленко, Н.Р. Баранкова, Н.Ф. Баталова, А.А. Ткаченко, А.Ф. Ляшкова, Ю.Н. Герасимова, В.Т. Евкина, Ю.Б. Слинько, А.М. Горяева, В.П. Савенко, И.Н. Слободенюка и других отважных покорителей грозных машин.
Начинавший свой путь на заводе штурманом-испытателем В.Т. Евкин, потом уже в Летно-испытательном институте был удостоен почетного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР». А работавший в предвоенные годы испытателем, М.И. Иванов получил звание Герой Советского Союза за испытания первых реактивных истребителей.
Испытатель – это всегда была профессия и героическая, романтическая, и как не крути, штучная. Испытателей не может быть миллионы и тысячи. Их всегда немного. Во все времена небо тянуло людей к себе. Тянуло сильных, храбрых, отчаянных. Чем сложнее, а значит и дороже на порядки, становилась авиационная техника, тем все больше требований предъявлялось к испытателям. Они должны быть все более грамотными, образованными, умными. Одной лихости становилось мало. Это проявилось уже в предвоенные годы. Уже тогда один из старейших летчиков-испытателей страны Бронислав Николаевич Ляхович, занятый на летной работе с 1916 года, после окончания им Московской летной школы, вдруг поступил в Таганрогский авиационный техникум и без отрыва от летно-испытательной работы закончил его в 1938 году. Ему было тогда уже 44 года. А испытателем он оставался на заводе до 1951 года. А потом стало нормой, когда испытатели заканчивали институты становились инженерами. Как пример, С.Н. Гордиенко, А.Ф. Ляшков, Б.А. Головченко и другие.
Другой известный на заводе летчик-испытатель Сергей Григорьевич Плыгунов, трудился здесь с предвоенной поры. Он принимал участие в боях за свободу республиканской Испании в 1937 году и был награжден за подвиги там орденом Красного Знамени. Эти два летчика, были не только храбрецами в небе, они оказались стойкими борцами за дело всего завода, когда в 1948 году было остановлено строительство почти готового уникального самолета Т-117 конструкции Р.Л. Бартини. Казалось, что можно было сделать, когда сам Сталин приказал отдать двигатели на Ту-4 и тем самым обрек на небытие Т-117. Но они написали письмо, письма лично И.В. Сталину. Тогда это был поступок. Вот отрывок их этого письма.
«Председателю Совета Министров СССР
Товарищу Сталину Иосифу Виссарионовичу
От летчиков-испытателей завода № 86.
Настоящим обращаемся к Вам с просьбой дать возможность заводу № 86 завершить строительство военно-транспортного самолета Т-117 финансирование, которого было прекращено с 19 июня с.г. Распоряжением 10-го Главка МАП СССР. В настоящее время состояние производства опытного самолета Т-117 следующее:
а) Планер самолета для статиспытаний полностью закончен
б) летная машина готова на 75% и на 90% обеспечена готовыми изделиями
в) Полностью отработана винто-моторная группа (на стенде)
Таким образом, постройка первого самолета находится в стадии окончания.
…Самолет Т-117 является многоцелевой машиной, рассчитанной на широкое военное и гражданское применение.
…Все вышеуказанное свидетельствует, что скорейшее окончание постройки опытного самолета Т-117 представляет большое значение для развития отечественной авиации, а затраченные большие средства, труд и творческая инициатива многотысячного коллектива завода могут найти свое завершение в выпуске этой машины в текущем году.
При соблюдении жесткой экономии все работы до выхода самолета на летные испытания могут быть завершены в полуторамесячный срок с дотацией 2 миллиона рублей. Это составляет всего 4 процента от уже заложенных в постройку самолета средств и нам представляется весьма рациональным выделение их для получения готового нужного стране самолета.
Коллектив завода № 86, разрушенный в период Великой Отечественной войны, восстанавливая свой завод, по существу на постройке самолета Т-117, поднялся до уровня выполнения ответственных заданий, свойственным предприятиям авиационной промышленности.
Мы, летчики-испытатели, как завершающие труд всего коллектива просим дать возможность заводу № 86 закончить работу – выпустить самолет на летные испытания.
Летчик-испытатель полковник Плыгунов
Летчик-испытатель Ляхович
22 июня 1948 г.»
Жаль, конечно, что Сталин не внял просьбе испытателей, а может оно до него, и не дошло, но факт гражданского мужества и ответственности испытателей налицо.