Прозару

Рубеж возврата

Сергей Емельянов
Каждому таганрожцу знаком этот самолет. Могучий многомоторный гигант, пролетая над городом, невольно приковывает к себе внимание. Но только единицы знают о тех, кто учит летать эти гордые машины.
Как-то я услышал разговор мальчишек. Задрав головы, они смотрели на летящий высоко в небе самолет: и обменивались впечатлениями. Помню, один из них выкрикнул: «Смотрите, опять стрекоза летит!».
Малыш, знал бы ты, что «стрекоза» эта весит более сотни тонн, длиной и размахом крыльев — за полсотни метров. А сколько труда, сколько сил вкладывается в создание каждого нового самолета! В нем не только труд тысяч и тысяч людей, но и огромные материальные средства, вложенные в строительство. А доверяется он небольшому коллективу испытателей, когда после приготовлений, проверок, наземных отработок наступает время полета... В машину по трапу поднимается экипаж. Закрыты люки, убраны тормозные колодки, начинается таинство первого полета. Сначала гонка двигателей, их могучий неистовый рев заглушает все. А потом медленно, словно нехотя, самолет трогается с места, величаво и неторопливо рулит по дорожке к взлетной полосе, затем замирает на мгновение и резко, стремительно мчится вперед, вперед и... вверх. И вот он уже в воздухе, все выше и выше, уходят шасси. Самолет превращается вскоре, в небольшую точку и... начинается работа. Да, серьезная мужская работа.
Сегодня полет на дальность. По десять и более часов подряд в заоблачных высях испытатели. За это время они пролетают через три моря и три пустыни на высоте более 10 километров. И когда. на родной аэродром возвращается самолет, его встречает земля: механики, техники, мотористы, радиста, те, кто готовил его к полету, кто в мороз и жару всегда рядом.
Если вы встретите в городской толчее Славу Николаевича Гордиенко, то мало кто догадается, что это летчик-испытатель. Причем не просто летчик, а заслуженный, настоящий ас!
Он родился в Харькове в семье испытателя танков. Отец в первые дни войны ушел на фронт, о нем у мальчишки остались лишь обрывочные воспоминания. А потом было трудное послевоенное детство, безотцовщина.
Слава мечтал стать... моряком, хотя никогда не видел моря. Но вот однажды встретил бывшего соученика по школе Юрку Лисова в новенькой авиационной форме, погонах, пилотке и... вскоре сам стал курсантом Харьковской спецшколы ВВС. Было ему тогда всего 15 лет. В июне 1956 года он впервые поднялся в воздух самостоятельно.
Потом была учеба в Тамбовском военном училище летчиков имени Марины Ласковой. Здесь готовили пилотов фронтовой бомбардировочной авиации, осваивали реактивные бомбардировщики Ил-28,
В 1964 году по запросу главного конструктора гидросамолетов генерала Г.М. Бериева С.Н. Гордиенко был направлен в Таганрог в ОКБ морского самолетостроения. К этому времени здесь собралась «могучая кучка» — известные и опытнейшие морские летчики М.И. Михайлов, Ю.М. Куприянов, Н.И. Андриевский, В.Г. Панькин. И Слава Гордиенко начал испытательную работу В нашем объединении. Он стал облетывать и испытывать шедшие тогда большой серией знаменитые теперь "амфибии» Бе-12. Замечательный самолет этот и сегодня в строю, в чем большая заслуга летчика-испытателя Гордиенко.
Шли годы. Росли мастерство, опыт, складывался свой, особенный летный почерк. В 1970 году без отрыва от испытательной работы он успешно оканчивает Московский авиационный институт.
Полтора десятка лет провел С.Н. Гордиенко в одной кабине со своим товарищем — отличным летчиком и прекрасным человеком Николаем Романовичем Баранковым. Они приняли на себя всю тяжесть испытаний Бе-12, а также выполнили целый ряд других специальных полетов, а потом освоили и нынешний, могучий Ту–142 во всех его модификациях.
За долгие годы летно-испытательной работы Слава Николаевич провел тысячи часов в небе, его общий налет — более 7700 часов. Почти год жизни он провел в небе!
За это время бывало всякое. И посадки с отказавшими двигателями, и сложные ночные полеты, и сверхдальние, а потому длительные полеты по незнакомому маршруту. Его самолет бывал над Северным Ледовитым океаном, у Земли Франца - Иосифа, у мыса Надежды, Новой Земли...
А сколько раз приходилось садиться в тяжелейших метеоусловиях. когда боковой ветер достигает 25 метров в секунду, когда идет тяжелый переохлажденный дождь. сильный снегопад.
А облачность? Хорошо с земли смотреть на плывущие по небу облака. Каково же, если стотонная машина поле многочасового испытательного полета приходит на базу, а здесь сплошная облачность с 5000 до 50 метров! Полет идет в «молоке» тумана, и только высочайшее мастерство, опыт и еще какое-то седьмое чувство позволяют моментально оценивать обстановку и принимать то единственное решение, которое завершает полет нормально.
Я спросил Славу Николаевича о самом памятном полете. Он, не раздумывая, сказал: «12 декабря 1968 года». Что же было тогда, почти двадцать три года назад? А был обычный испытательный полет на Бе-12, взлет с земли и работа в зоне с истребителем Як-25. Когда взлетели, нижняя кромка облачности была 390 метров, а пробили ее только на высоте пяти километров. Сплошное «молоко». Отработали с Як-25 задание на высоте 6500 метров и через 1 час 50 минут возвращались домой, а здесь — кромешная тьма, посадка по приборам не получается. Уходить на запасной аэродром, значит, нанести убытки заводу в сотни тысяч рублей увеличить время сдачи.
Как быть? Руководитель полетов опытнейший Александр Васильевич Чемодуров сказал:
— Слава, тебе решать!
Экипаж ждал команды командира. Наверное, только С.Н. Гордиенко знает, что он передумал тогда в считанные секунды. И принял решение: «Садимся»! А Чемодурову по рации передали: «Васильич, подстрахуй светом». Тогдашний помощник руководителя полетов Вячеслав Терновский выскочил из КДП, поймал первую попавшуюся автомашину и крикнул ошалевшему шоферу: «Гони туда!».
Он успел подскочить к точке приземления и подсветить фарами. Полет был успешно завершен. Вот она, «романтика» испытательной службы.
Читатель скажет « А где же пожары, катастрофы, покидание самолета из-за невозможности продолжать полет?». Такого в летной биографии Гордиенко не было… И слава Богу! В этом - то и высший класс испытателя. Не случайно, начав с 4-го, низшего класса, в 1976 году Слава Гордиенко получил уже 1-й класс. Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 августа 1984 года ему было присвоено и самое престижное звание — «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За долгую жизнь в авиации он освоил около 25 типов самолетов самых разных классов и даже вертолет Ми-4.
За высокое летное мастерство, отличное выполнение заданий, а если попросту, за добросовестный, долголетний труд С. Н. Гордиенко, награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».
В авиации есть такой термин — «рубеж возврата». При взлете самолет разбегается, отрывается от земли, набирает скорость, и если вдруг что-то случится и нужно прервать полет и остановить стремительно несущуюся по полосе или уже летящую машину, то эго можно сделать лишь до рубежа возврата, когда еще есть запас полосы впереди и можно остановиться. А если нет? Если прошел рубеж возврата, значит, только вперед и вверх. И никак иначе!
Прощаясь с Гордиенко, я спросил: «Слава Николаевич, а есть еще желание летать? Не устал? Не пора ли отдохнуть?» Он улыбнулся и сказал просто, как давно и прочно решенное: «Есть желание летать!». I
Мы простились, а я подумал: «Заслуженный летчик-испытатель СССР» С.Н. Гордиенко прошел свой рубеж возврата, у него выбор один - вперед и вверх!».
***
С момента написания этого очерка прошло, увы, уже почти 12 лет. Стремительно летит время, погиб при исполнении служебного долга военный летчик - зять Славы Николаевича, уже его внук после окончания знаменитой «Кремлевки» стал офицером уже новой Российской армии. После памятного 1991 года Слава Николаевич Гордиенко еще несколько лет продолжал свою трудную и ответственную работу, освоил даже легкий самолетик «Роберт» получастной фирмы Усольцева. Жена еще тогда говорила Славе Николаевичу с легким укором: «Ну, что ты как мальчишка, катаешься на этом воздушном мотоцикле?». Несколько лет ветеран летно-испытательной службы на заслуженном отдыхе. Года два назад при встрече он мне сказал, что все еще годен к летной работе без ограничений. А в глазах появилась какая-то грусть. Меня всегда удивлял этот человек своей непосредственностью и откровенностью. В нем и сейчас сохранился вечный мальчишеский задор и тяга к жизни, к людям. Несколько лет назад, в двухсветном парадном зале Дворца Алфераки в торжественной обстановке награждали наиболее отличившихся авиастроителей. Вручая награду заслуженному летчику - испытателю Славе Николаевичу Гордиенко губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб, не удержался и сказал, что впервые вручает такую награду. А получил тогда С.Н. Гордиенко - медаль Нестерова. Редкая и достойная награда нынешней России. Ее вручают только наиболее отличившимся летчикам.