Прозару

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ В НЕБЕ ИСПАНИИ

Сергей Николаевич Емельянов

В конце июля 1936 года вернулись на свой базовый аэродром в районе Гомеля летчики знаменитой эскадрильи «Ультиматум». Настроение у всех было хорошее. Удачно прошли учебные стрельбы и бомбометания. С отличной оценкой завершились учения. Не успели авиаторы снять с себя запыленные комбинезоны, привести в порядок новенькие самолеты — штурмовики «ССС», как в штаб эскадрильи прибыло высокое начальство из округа. Летчиков и штурманов, техников и вооруженцев поочередно вызывали к командиру. Там разговор шел о спецкомандировке. И хотя никто не говорил, все понимали: «Испания!». Вызвали и штурмана второго отряда лейтенанта Павла Черепко.
— Согласен?
— Согласен!

А через пару дней летный и технический состав эскадрильи во главе со своим командиром майором К. М. Гусевым уже прибыл скорым поездом на Белорусский вокзал столицы. Здесь предстояло пройти мандатную комиссию. В здание управления ВВС страны летчиков привозили специальной машиной.

В большом кабинете сидело несколько человек. Когда Павел Черепко вошел, он узнал в одном из них командарма второго ранга Я. И. Алксниса командующего военной авиацией страны. Они встречались и раньше, на парадах и учениях. После короткой, но обстоятельной беседы было принято решение направить лейтенанта П. С. Черепко на помощь героическому испанскому народу.

...На перроне Курского вокзала Москвы собирались отъезжающие. К поезду «Москва — Севастополь» приехали и летчики гомельской эскадрильи «Ультиматум». Они с трудом узнавали друг друга. Все были одеты не в привычную военную форму, а в светло-серые шевиотовые костюмы, модные рубашки с галстуками, на головах — шляпы. У некоторых в руках трости. В кармане лейтенанта П.С. Черепко лежал паспорт на имя болгарского гражданина, уроженца Софии, в графе «профессия» — кузнец.

Из Севастополя на испанском пароходе советские добровольцы отправились в далекий путь к берегам незнакомой, но близкой сердцу трудовой Испании. Она изнемогала в жестоких боях с хорошо обученными и вооруженными до зубов испанскими, итальянскими и немецкими фашистами. Взоры всех народов были прикованы к сражениям на Пиренеях.

После трудного плавания по штормовому морю пароход, наконец, прибыл в испанский порт Картахену вместе с группой летчиков - добровольцев на пароходе были доставлены их боевые самолеты, упакованные в огромные фанерные ящики. Здесь летчики, штурманы, техники в короткий срок собрали свои машины.

Через несколько дней авиагруппа штурмовиков «ССС», что значит скоростной, скорострельный, скороподъемный, под командованием майора К. Гусева перелетела на небольшой аэродром близ города Санта - Крус де ла Сарса. Павел Черепко вошел в состав экипажа капитана Александра Стрелкова. Они вместе летали еще в Гомеле. Не успели еще обосноваться на новом месте, как был получен приказ: нанести штурмовой удар по фашистскому аэродрому Талавера, что недалеко от города Толедо.

За полтора года пребывания в Испании Павел Черепко совершил свыше 110 боевых вылетов. Сражался под Мадридом и Теруэлем, на Гвадалахарском фронте и под Валенсией. Много испытал и пережил. Но первый полет был самым памятным... Девятку «ССС» возглавил капитан А.В. Стрелков, вел группу штурман — лейтенант П.С. Черепко. Несмотря на сложные условия полета незнакомую местность, штурман вывел девятку штурмовиков точно на цель.

Низко, на бреющем полете подошли наши самолеты к цели. Фашисты ничего не подозревали. Перед самым аэродромом боевые машины резко набрали высоту до 300 метров и обрушили бомбовый удар на стоящие ровными рядами фашистские самолеты. Противник не подозревал, что у республиканцев есть штурмовики. Мощный бомбовый удар, а затем ураганный пулеметный огонь обрушили советских летчики на головы врагов. Успех был полный. Внизу горели самолеты, метались перепуганные насмерть фашисты, взлетная полоса была перепахана бомбами.

Долгое время вражеская авиация не могла наладить нормальный порядок работы на этом аэродроме. Но и наши соколы не все вернулись из первого боевого вылета. Mы потеряли два самолета. Один из них пилотировал Ваня Волков, товарищ П. Черепко по службе в Гомеле. Он был захвачен фашистами в плен, и пройдя через все ужасы фашистских застенков, лишь спустя много месяцев вернулся на родину.

В боях под Мадридом летчики эскадрильи «Ультиматум» прошли настоящее боевое крещение. Она быстро освоили полеты в сложных метеоусповиях, а затем и ночные полеты. Помощь советских летчиков помогла отстоять Мадрид, который фашисты хвастливо обещали взять к 7 ноября 1936 года. Но победа в воздухе далась нам дорогой ценой. Из 160 советских летчиков - добровольцев с октября 1936 по январь 1937 года смертью храбрых пали 26.

Весной 1938 года группа советских добровольцев вернулась в родные места. Гомель. Знакомый аэродром. Привычная для Павла воинская служба. Призван в армию он был в 1928 году из родного села Чепелево на Черниговщине. С 12 лет начал трудиться. Нужно было помогать семье, в которой росло шестеро детей. Познал нелегкий крестьянский труд, пас скот, пахал, косил, сеял. Успел поработать на кирпичном заводе, выучился на кузнеца.

В части быстро заметили этого неторопливого, обстоятельного, рассудительного парня. Направили в полковую школу. Быстро пролетели шесть месяцев напряженной учебы, и на петлицах уже два заветных треугольника — младший командир. Павел Черепко принял командование отделением. Тогда же он стал кандидатом в члены партии. Это был в далеком 1929 году. А через год стал коммунистом. К этому времени Павел твердо решил посвятить себя военному делу. Остался на сверхсрочной службе, стал старшиной. В 1931 году, как одного из лучших младших командиров, его направили на учебу в знаменитую Харьковскую школу червонных старшин, которая готовила красных командиров для кавалерии. П. Черепко прошел ускоренный курс. В 1932 году был выпущен младшим лейтенантом. Но стать кавалеристом ему не пришлось.

Прямо из школы его направили в Харьковскую авиашколу летчиков и летчиков - наблюдателей (так тогда называли штурманов). В Стране Советов создавались мощные морской и воздушный флот.

Так Павел Черепко стал авиатором. Учиться ему было интересно. За год он освоил полеты на самолетах У-2, потом Р-1 и Р-5. В 1933 году молодой лейтенант с двумя «кубарями» на голубых петлицах был направлен в Белорусский военный округ, в знаменитую эскадрилью «Ультиматум», созданную еще в 1923 году.

Весной 1938 года группа военных была приглашена в Кремль. С волнением входил в Георгиевский зал Павел Черепко. Здесь из рук всесоюзного «старосты» М.И. Калинина он получил орден Красного Знамени, которым Родина наградила его за героизм и мужество, проявленные в боях за свободу испанского народа.

Потом капитан П.С. Черепко был в группе по обработке боевого опыта, полученного в боях на Пиренейском полуострове. Затем учеба на специальных курсах в Ворошиловградской военной школе штурманов. Потом новое назначение — на Дальний Восток. Ему было 33 года. К этому времени за испытания нового самолета Павел Степанович получил и орден Красной Звезды.

На новом месте службы П.С. Черепко встретил известие о начале Великой Отечественной войны. Писал рапорты с просьбой направить на фронт. Но неизменно получал отказ. Дальневосточные рубежи нужно было защищать от мощной Квантунской армии.

И все же майору П.С. Черепко удалось попасть на фронт. Это было в конце 1944 года, когда его, штурмана дивизии, направили на 3-й Прибалтийский фронт для стажировки. Наши войска освобождали города Прибалтики. Павел Степанович использовал любую возможность слетать на боевое задание. Он подменял выбывших из строя шгурманов и летал в бои рядовым штурманом на пикирующем бомбардировщике «Пе-2». Бомбил фашистов под Шауляем, Гумбиненом, Инстенбургом. Воина для него закончилась в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. В апреле 1945 года всех дальневосточников неожиданно отозвали с фронта. В сентябре начальник штурманской службы бомбардировочной авиадивизии П.С. Черепко повел своих товарищей в бой против японских самураев. Он и здесь успел сделать немало боевых вылетов. Орденом Красного Знамени удостоила Родина своего героя.

Наступили мирные дни. Завершилась служба на Дальнем Востоке. В 1951 году Павел Степанович направлен для дальнейшей службы в Таганрог. Военный штурман полковник П.С. Черепко становится штурманом - испытателем. Принимал участие в испытании новых самолетов, морских. Он дал путевку в жизнь многим боевым самолетам. В их числе теперь уже легендарная патрульная летающая лодка Бе-6. В 1955 году прослужил в строю 27 лет Павел Степанович — полковник, кавалер ордена Ленина, четырех орденов Красного Знамени и других наград увольняется в запас.

Казалось бы, можно и отдыхать, пользоваться заслуженным отдыхом и почетом. Но Павел Степанович не представлял себя пенсионером. Он пошел работать. Стал простым рабочим. И еще почти 25 лет трудился на Таганрогском авиационном заводе имени Димитрова, все эти годы в одном и том же цехе № 17. Человек удивительной скромности, огромного трудолюбия, он пользовался уважением у своих товарищей по заводу. Ушел на пенсию только в 1980 году. Умер Павел Степанович Черепко в Таганроге в день своего 75-летия. Когда хоронили славного авиатора над его домом по улице Свободы низко пролетел новый, проходящий испытания, самолет Ту-142. Самолет покачал крыльями, прощаясь с Павлом Черепко. Пилотировал экипаж испытателей «Заслуженный летчик-испытатель СССР» С.Н. Гордиенко.




Выдержка из книги: Михаил Жирохов "Рождение советской штурмовой авиации. История создания «летающих танков». 1926–1941"


Приложение № 1

СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ И ШТУРМАНЫ ШТУРМОВИКОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ В ИСПАНИЮ

Черепко Павел Степанович (1910), штурман Р-5ССС, лейтенант.

В РККА – с 1928 г. В Испании с 11.1936 по 07.1937.
В ВОВ – на Дальнем Востоке, был на стажировке на 3-м Прибалтийском фронте.
С 1951 г. – летчик-испытатель Таганрогского авиазавода.
Умер в 1985 г.
Награды: орден Красного Знамени (02.01.1937, 1946).

Источник: https://iknigi.net/avtor-mihail-zhirohov/95588-rozhdenie-sovetskoy-shturmovoy-aviacii-istoriya-sozdaniya-letayuschih-tankov-19261941-mihail-zhirohov/read/page-14.html