Прозару

Третье рождение

Сергей Емельянов
30 августа 1943 года Таганрог был освобожден. Утро того памятного дня навсегда останется тех, кто встречал освободителей. Среди встречающих был подросток Павел Барабанов, ставший потом шофером цеха № 29 нашего завода. А тогда он с братом побежали в сторону железнодорожного переезда на Северном поселке. «Со стороны Самбека в город входили наши войска. Запомнился солдат, уже в погонах, регулирующий движение войск. Со слезами радости смотрели мы на него. Высокий, мужественный, с автоматом на груди, а войска шли и шли в город, наш Таганрог был освобожден…».Но страшная картина предстала взору тех, кто пришел в те дни на завод. Фактически завода не было. Большинство корпусов лежало в развалинах, практически не осталось целого оборудования, инструмента, материалов. Груды искореженного металла, бетона, битого кирпича, запустение и завалы.
«Из имевшихся на территории завода зданий площадью застройки в 106.500 кв. метров взорваны основные корпуса площадью 57.500 кв. метров. Можно использовать только фундаменты этих зданий. Из уцелевшей части зданий площадью 40.000 кв. метров используется только 24.500 кв. метров. На этой площади и производится вся работа завода».
Казалось, что завод умер и восстанавливать его бессмысленно. Но уже 2 сентября начались восстановительные работы. Первым директором стал Петр Саганенко, через 20 дней прибыл Александр Николаевич Самоделков, руководивший заводом до 1944 года. На родные пепелища возвращались люди. Те, кто пережил годы вражеской оккупации, кто вернулся из эвакуации. Постановлением правительства было решено восстанавливать предприятие.
Приказом Наркома авиационной промышленности СССР № 48 от 24 января 1944 года были организованы ремонтные заводы 6-го Главного Управления. В их числе был и таганрогский завод, получивший название «завод № 86». В этот Главк вошли тогда те заводы, которые были на временно оккупированной фашистами территории. В их числе были заводы № 87 в Ростове, № 64 в Воронеже, № 473 в Киеве и т.д. В августе 1943 года фашисты взорвали Главный корпус, морской ангар, лодочный корпус, экспедицию, цех отделки, сожгли электроцех, заводоуправление, пожарное депо, поликлинику, фабрику-кухню и другие помещения завода. Большой ущерб был нанесен жилому фонда самолетостроителей.
В условиях крайних трудностей, при отсутствии энергетической базы, стягивая на предприятие, сохранившееся в городе старое универсальное оборудование и годный к использованию инструмент, разыскивая и вовлекая в работу, бывшие кадры рабочих небольшой коллектив приступил к восстановлению завода. Уже через несколько недель, в отдельных сохранившихся зданиях заводчане приступили к ремонту техники для фронта.
Так на 1 января 1944 года на заводе было всего 34 единицы металлорежущего оборудования, но оно все требовало капитального ремонта. Не было нефти, не было электроэнергии, не было водоснабжения, все начинали почти с нуля. На начало 1944 года на заводе уже трудились 1311 человек, в т.ч. 504 женщины. Согласно документам Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний фашистов ущерб, причиненный заводу, составил свыше 137 миллионов рублей. 15 августа 1944 года на заводе специальной комиссией из семи человек во главе с заместителем директора завода А.Н. Самоделковым составлен акт об ущербе, причиненном заводу немецко-фашистскими оккупантами и его пособниками. Уже в годы войны и разрухи в оставшихся цехах шли ремонтные работы, а многие заводчане в составе фронтовых авиаремонтных бригад ремонтировали боевые самолеты. Так, только за период с 1 сентября 1943 г. по 1 января 1944 г. на заводе было отремонтировано 13 самолетов У-2, Р-5, ТБ-3, Р-6, Як-7, ПС-7 . Силами 31 ремонтно-полевых бригад, в их составе трудились 192 кадровых работника завода отремонтировано непосредственно во фронтовых мастерских ВВС Красной Армии - 935 боевых самолетов Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, У-2 и др.
Для руководства бригадами полевого ремонта и наблюдения за эксплуатацией самолетов, выпущенных из ремонта заводом 31 марта 1944 года был создан отдел эксплуатации и ремонта во главе с опытным инженером Н.Ф. Юговым.
С мая 1944 г. на заводе по приказу Наркома авиапромышленности СССР началось производство самолетов Ер-2 и ремонт штурмовиков Ил-2. Все это происходило в условиях крайней нехватки буквально всего. Лежали в руинах основные заводские корпуса, были уничтожены коммуникации, не было тепла, электроэнергии, сжатого воздуха и т.д. Но возвращались люди, ехали из эвакуации, приходили с фронта, появились первые специалисты из техникума и институтов.
С сентября 1943 по май 1944 года на завод было принято из числа бывших работников – 4341 человек, из них 570 наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников были волевым решением Наркомата авиапрома СССР направлены на ростовский авиаремонтный завод № 87.
В течение 1944 года в заводских условиях было отремонтировано 190 самолетов и в полевых условиях еще 495. Это были снова самолеты самых разных типов У-2, Ут-2, Р-5, ПР-5, ТБ-3, Ил-2 и др. В марте 1945 года большая группа авиастроителей была командирована на завод № 456 для оказания помощи в сборке, отработке на аэродроме и сдаче заказчику самолетов Ер-2. В июне на завод в Таганрог прибыли по частям железной дорогой машины Ер-2. В связи с предстоящими работами по сборке этих самолетов на заводе с 18 июня стали проводиться еженедельно дни качества. Но самолет Ер-2 так и не удалось запустить в производство. В 1945 году в полевых условиях было отремонтировано – 515 самолетов разных типов, на заводе - 79.
С 15 марта 1944 года завод перешел на одиннадцатичасовой рабочий день; восемь часов на основной работе, а с 5 до 8 часов вечера на разборе, расчистке завалов. По воскресеньям устраивали воскресники. Вновь прибывший директор завода Федоренко, на плечи которого легла основная тяжесть мобилизации коллектива на восстановление предприятия, жил первое время в товарном вагоне на территории завода. С глубокой болью работали ветераны. Они помнили, каким был красавец - завод в предвоенные годы. Городская газета писала в январе 1945 года о тех, кто возрождал завод из руин и пепла: «Люди из гвардии возрождения». Это была поистине гвардия. Среди героев возрождения были слесарь-монтажник А.П. Максимов, сборщик П.Д. Белый, токарь С.К. Новиков, лекальщик Ф.В. Зеркаль, кузнец Н.П. Баев. В цехе метизов трудилась пожилая работница на токарно-револьверном станке А.А. Подрезова. Небольшая сухонькая женщина. проводившая на войну сына, спокойно и уверенно трудилась, молча сносила все тяготы сурового времени, любовно и бережно поддерживала молодых девчaт, пришедших на завод, помогала им скорее освоить профессию. Не зря ее называли «матерью цеха».
Возрождали не только завод, но и помогали городу. В августе 1944 года заводчане ремонтировали трамвайные вагоны. Наиболее отличившиеся работники были премированы углем. В их числе заместитель начальника цеха П.П. Сивоплясов, столяры А.К. Белицкий, И.П. Носиков, Я.Г. Зубов, Д.В. Семкин, И.К. Крыштоп и другие. Часть заводского коллектива с осени 1943 года и до окончания Великой Отечественной войны находилась в составе полевых, ремонтных бригад. Во фронтовых условиях, нередко под огнем врага, ремонтировали технику, делая одно общее дело вместе с воинами действующей армии. Многие были награждены за этот труд боевыми орденами и медалями.
Из приказа № 205 по заводу № 86 от 29 апреля 1944г. «Третий раз советский народ встречает 1 мая в суровые дни Отечественной войны!.. Грязные лапы фашизма коснулись и нашего завода, одного из старейших и лучших заводов авиационной промышленности. Красавец - завод, гордость димитровцев, превращен в развалины. Но пусть знают гитлеровские бандиты, что завод Димитрова будет восстановлен и будет таким же цветущим, каким он был… Директор завода А.Н. Самоделков».
На предприятии широко развернулись строительные работы по разборке разрушенных зданий, расчистке площадей и восстановлению производственных корпусов. Уже в 1944 - 45 годах были восстановлены корпуса нынешних слесарно-сварочного, кузнечного, инструментального, штампо-заготовительного, деревообделочного цехов, корпус еще дореволюционной постройки, ряд других зданий. Парк оборудования пополнялся за счет передачи с других предприятий, а также полученного по репарации. С 13сентября 1944 года были закреплены шифры за цехами. Так слесарно-сварочный цех получил номер № 1, цех нормалей - № 3, инструментальный - № 7, малярно-обойный - № 4, цех окончательной сборки - № 5, ремонтно-механический - № 12, крыльевой - №21, аэродром - № 17, кузнечный - № 23, транспортный - № 29 и т.д. Многие эти номера имеют до сих пор. Важную роль в мобилизации заводчан на решение трудных задач восстановления сыграло социалистическое соревнование. Почетное звание «стахановец военных лет» заслужили сотни заводчан. В соревновании молодежных бригад высшим званием считалось «фронтовая бригада». Так, в декабре 1944 года звания фронтовых были удостоены лучшие из 14 комсомольско - молодежных бригад. Это были бригады Токарева, выполнившая плановое задание на 401 процент, и Максимова, выполнившая задание на 282 процента. Особенно трогательно читать сейчас о том, что приказом директора завода звание «фронтовой» было присвоено бригаде подростков, давшей 206 процентов выработки. Вот эти славные мальчишки военной поры: Клещев, Надолинский. Галуза, Фролов и их бригадир Шахматов. Приказом директора завода члены фронтовых бригад получили в качестве премии зимнюю спецодежду.
Каждый работник завода имел тогда книжку «трудового участия в восстановлении завода». В нее заносилось - что конкретно сделал каждый в деле восстановления. Наиболее отличившиеся работники получали дополнительные талоны на рыбу, талоны на изготовление мебели и приобретение посуды (это все делалось на заводе) по твердым ценам. Ведь была голодуха и разруха, все строго нормировано, все по карточкам.
В годы Великой Отечественной войны сотни заводчан погибли в жестоких боях за свободу и независимость нашей Родины. Память о них бережно сохраняется на родном предприятии. Создан мемориал, на котором чеканной строкой навечно занесены их имена, «Зал Памяти». Подвиги старших поколений заводчан зовут к трудовым свершениям нынешнюю молодежь.
Со 2 апреля 1945 года на заводе была размещена бригада Гипроавиапрома НКАП СССР из 12 человек во главе с В.М. Мантулиным. Они координировали работы по возрождению завода. По неполным данным медалями «за доблестный труд в Великой Отечественной войне» только в 1945 году были награждены сначала 494 авиастроителя, потом еще 45, потом еще 79, потом еще 15, и еще 199 человек. Награждение этими медалями продолжалось и потом.
В первые послевоенные годы на завод пришли сотни молодых рабочих и специалистов из ремесленных училищ, техникумов, вузов. Уже осенью 1944 заработало вновь ремесленное училище № 2 (ныне ГПТУ № 26). Был проведен набор учащихся в количестве 415 человек при плане 400. Готовились кадры рабочих для завода. Возвращались с фронта фронтовики, из эвакуации возвращались испытанные кадры. Заводской коллектив рос и мужал.
Многие работники полевых фронтовых бригад возвращались на завод с боевыми наградами. Многих награды находили уже на заводе. Так в сентябре 1945 года из Наркомата авиапрома СССР сообщали директору завода «Дополнительно к ранее награжденным рабочим рембригад Вашего завода командованием 4-го Украинского фронта награждены следующие рабочие Великохатный П.Ф. орденом Красной Звезды, Омельченко Н.Я, Шевченко Н.В. медалями «За боевые заслуги». Таких добрых вестей было много.
Завод уверенно шел по пути восстановления своего довоенного уровня. Уже к 1950 году завод получил комплексные задания по освоению новых изделий. К этому времени были восстановлены в значительной степени заводские корпуса, коллектив показал себя способным к осуществлению новых масштабных дел. А к 1955 году завод полностью восстановил свою довоенную мощность. Третье рождение завода состоялось.