Прозару

Все для фронта! все для победы!

Сергей Емельянов
В Тбилиси на новом месте в очень короткие сроки был фактически построен новый авиационный завод. Трудности были невиданные: работали по 12-13 часов в сутки - разгружали оборудование и ставили его на площадки прямо под открытым небом, стены новых цехов были построены, а крыш еще не было. Долбили отверстия отбойными молотками в цементном полу для установки станков и стендов, в срочном порядке делали крыши, утепляли корпуса, особенно сложно было с жильем. Размещались на первых порах в клубах, школах. Лишь потом со временем решались хоть как-то жилищная проблема.
Как впоследствии вспоминал кадровый рабочий В. Дорошенко. «19 октября мы добрались до Тбилиси. На заводе, где, нам предстояло работать, были построены добротные корпуса большой площади, но не было крыш и электропроводки. Утром нас поселили в клубе. Расположились мы в зрительном зале, кое-кто устроился в ложе. Если надо было пройти на середину, нужно было преодолеть несколько препятствий, чтобы не наступить на кого-нибудь, так было тесно. Вечером с завода пришел представитель и объявил — Все мужчины должны выйти во вторую смену для разгрузки оборудования. До самого утра гудели трактора, был слышен визг стальных листов, скользящих по асфальту.
В Тбилиси еще не ощущалась война. Около клуба толпились люди. Шли они смотреть на нас, эвакуированных. Нам соболезновали, расспрашивали. В клубе жило около 300 человек. Когда я приходил с работы усталый, отдохнуть было невозможно. Отовсюду слышался крик и плач детей. В таких условиях мы прожили более трех недель. Работали мы по двенадцать часов в две смены. Все делали по ударному. Долбили дыры отбойными молотками в цементном полу для фундамента под станки. Начальник цеха Д.Г. Чиженко, механик Н.И. Смаглюк, его помощник В.В. Герасимов не уходили домой. Они занимались планировкой и установкой станков. Как-то я спросил Д.Г. Чиженко:
- Где же вы отдыхаете и когда?
- Отдыхаю очень мало, сплю на письменном столе в конторе.
Крыши корпусов цехов были полностью накрыты, недоделки устранены. Через несколько дней в механическом цехе завертелись токарные и револьверные станки. Мой токарно-давильный стоял в полной готовности».
Трудно было с продуктами. Часто после 12-14 часов, ложились спать - здесь же в цехе и после короткого отдыха опять становились на рабочее место. «В Тбилиси, - вспоминал кадровый рабочий слесарь Д.С. Клименко, - было трудно. Особенно в начале. Жили в палатках, потом сдавали в фонд Обороны ценности, облигации, золотые вещи. Работали по 12 часов, а в субботу по 10 часов. Завод не оставляли. В буфете давали кусочек сыра и хлеб. Чувство голода было знакомо всем всю войну. И все же работали и работали здорово. Производство самолетов довели до 8 в сутки. После палаток, жили в большом общежитии. В одной комнате - 32 человека, семьи отгораживались чемоданами. Были отличники качества. У слесарей на верстаках стояли цветы в горшках. А тумбы имели 4 цвета. Если зеленый - знак мастеру - нужен подсобный рабочий, желтый – знак подготовителю – работы осталось всего на час, красный цвет – простой. Это было ЧП!» На заводе было много молодежи, порой совсем еще дети. Все хотели внести свою лепту в победу над врагом. Сколько было радости, когда настал долгожданный день - на фронт пошли первые самолеты. И этот поток все время нарастал.
В том же 1941 году с Тбилисского авиационного завода на фронт поступили первые 18 боевых истребителей ЛаГГ-3. Весь коллектив трудился всю войну под девизом «Все для фронта! Все для победы!» Уже зимой 1941 года на заводе развернулось движение сначала пятисотников, а чуть позже тысячников. Люди в этих невероятно трудных условиях работы, быта выполняли такую работу, какую невозможно было представить в мирное время. Тысячник - это работник, выполнявший десять и более норм - т.е. дававший 1000 процентов. Сначала их совсем немного, но ряды тысячников быстро росли.
Среди них были опытные кадровые рабочие отдавшие десятки лет заводу – Д.Я. Рудь, Г.М. Слюсарев, А.Г. Чернобров, В. А.Г Дорошенко, К.А. Рудской. Были и молодые, недавно пришедшие на завод ребята. Среда них был Сергей Бабкин, он только в 1939 году пришел на завод после школы ФЗУ, эвакуировался, на новом - месте паренек вместе со всем коллективом своего инструментального цеха, быстро освоился в новых условиях, здесь вступил в комсомол, здесь стал стахановцем-тысячником.
Спустя годы Сергей Иванович Бабкин за большие трудовые достижения и многолетний добросовестный труд награжден высшей наградой Родины орденом Ленина, это было в год 50- летия родного завода. Более - сорока лет проработал С.И. Бабкин в нашем коллективе в одном и том же инструментальном цехе в одной должности фрезеровщика, но оставил о себе добрую память заводчан. Может быть символично, что в 1979 году заслуженный ветеран труда С.И Бабкин внес знамя завода на торжественный митинг, посвященный открытию мемориала погибшим в годы войны авиастроителям.
В годы войны на заводе появились уже целые бригады тысячников. Одной из них бригад руководил Г.М. Бабаревский. Одновременно уже в 1942 году из наиболее квалифицированных работников завода создавались фронтовые бригады, выезжавшие на фронт, и в полевых условиях вели ремонт боевой техники, вносили усовершенствования и доработки. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями, наряду с воинами Закавказского Фронта. Когда, война достигла перелома, и фашистов погнали с нашей земли партия и Правительство, высоко оценивая подвиг тружеников тыла, наградило сотни заводчан орденами и медалями СССР.
Среди награжденных были лекальщик Г.А. Золотько, старший мастер З.Н. Скибин, начальник производства С.М. Головин, начальники цехов Д.Г. Чиженко, А.К. Кузери, начальник БЦК Ф.В.Баранов, фрезеровщик В.Г. Мастиков, мастер Ф.И. Коробов и другие.
Спустя 67 лет после эвакуации таганрогских авиастроителей в Тбилиси с горечью приходится констатировать, что всего несколько дней тому назад военные самолеты России бомбили взлетно-посадочную полосу авиазавода в Тбилиси, того самого завода, который когда-то в тяжелейших условиях создавался совместным трудом русских и грузин против общего врага.. Такая вот теперь картина маслом!