Прозару

Вставай, страна огромная!

Сергей Емельянов
В мае 1941 года завод переходит на суточный план-график выпуска истребителей, и к началу войны ежедневно с завода улетало в боевые части по несколько самолетов. Впервые в долгой истории предприятия стали строить истребители…
Одной из любимых песен довоенной поры была «Если завтра война». Молодежь серьезно готовила себя не только к труде, но и к войне, овладевала военными специальностями. Необычайно велик был патриотический порыв, и все-таки война пришла неожиданно и внезапно. А 1941 год для завода был необычным. Именно тогда заводу было поручено в кратчайшие сроки освоить строительство новейшего фронтового истребителя ЛАГГ-3.
22 июня 1941 года навсегда вошло в историю нашего народа, как начало тяжкой поры, невиданного сурового испытания молодой страны Советов на прочность и жизнеспособность. В понедельник, 23 июня, на заводе прошли митинги трудящихся, многие отправились в военкомат. Тогда сотни заводчан ушли на фронт, но еще больше задержала «бронь». Работники оборонных заводов получали отсрочку от армии. Они были нужнее здесь на заводе.
25 июня на участках и отделах завода прокатилась мощная волна митингов. Рабочие и служащие не только выражали свой гнев перед фашистами, прервавшими мирную жизнь, но брали на себя повышенные обязательства, многие просили отправить их на фронт. 4 июля после выступления по Всесоюзному радио И.В. Сталина, состоялся грандиозный общезаводской митинг. В резолюции этого митинга в частности, говорилось «Безгранична наша ненависть, непоколебима наша решимость раздавить фашистскую гадину. Обязуемся работать поиному, перестроиться на военный лад...».
Страшное лето сорок первого запомнилось заводчанам старшего поколения и переходом на круглосуточную работу без выходных до 12 часов в смену, и первыми «похоронками» на родных и близких, павших на поле боя, и приходом на завод совсем еще мальчишек и девчонок, и возвращением ветеранов, ушедших на заслуженный отдых. На завод были направлены недоучившиеся студенты авиационного техникума, ученики ремесленного училища № 2. Они встали к станкам и стапелям и вместе с кадровиками ковали оружие тогда еще такой далекой Победы.
Работа велась в затемненных цехах, рабочие места освещались днем и ночью только индивидуальными светильниками. Несмотря на начавшиеся налеты немецкой авиации (завод они не бомбили), но свист и вой моторов и сирен сильно трепали нервы. Но паники не было, сохранялась высокая дисциплина. Неявка на работу считалось чрезвычайным происшествием. Ни один станок не простаивал в те дни и месяцы.
Но каждый день приносил новые тяжелые сводки с фронта. Наши войска с тяжелыми боями отступали, война приближалась к Таганрогу. В июле по призыву горкома партии был сформирован рабочий истребительный батальон, куда вошли и многие работники нашего завода Л.А. Барыкин, В.В. Белкин, Я.И. Сердюков, А.К. Кондаков и другие.
В Ростов летчики перегоняли самолеты своим ходом, а обратно в Таганрог возвращались на полуторке. Тогда на заводе было 15 летчиков-испытателей. Среди них выделялись А.И. Смоловик, П.Я. Моисеенко, М.И. Иванов (будущий Герой Советского Союза), И.Т. Ермащенко, С.Г. Плыгунов (отличившийся в боях в Испании 1936-1938 гг., будущий генерал-майор авиации), М.В. Цепилов, Любченко, А.П. Чернобуров, а также прибывшие из уже захваченного врагом Киева В.Г. Мареев, Степанов, В.И. Яворский и другие. Кстати как не рассказать о Марееве. Он с июля по октябрь 1941 года был на летно-испытательной работе на авиазаводе № 31 (г. Таганрог). После эвакуации завода в г. Тбилиси был мобилизован для прикрытия с воздуха железной дороги Таганрог-Ростов. Позднее служил на авиазаводе под Москвой, где собирали самолеты, произведенные на сибирских авиапредприятиях. За месяц испытывал более сотни машин. В 1944 г. окончил курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП. В послевоенное время продолжает работу на Киевском авиазаводе №43. Принимал участие в заводских испытаниях первых советских вертолетов Г-3 (1947), Г-4 (1948), Ми-1 (1947). Участвовал в авиационном параде «Дня авиации» в Тушино (1947). С 1950 облетывал серийные Ан-2 (1494 самолета из 3320, построенных на КиГАЗ ). Всего на его счету 5273 испытанных самолета, налет - около 3600 часов, освоил 37 типов летательных аппаратов.
После завершения летной работы в 1964 до 1997 г. продолжал трудиться на киевском заводе «Авиант».
А 26 августа 2004 г. 95-летний летчик совершил 20-минутный полет на Ан-2. До этого он 30 лет не садился за штурвал. Виталий Григорьевич стал старейшим в мире человеком, совершившим самостоятельный полет на самолете. Была отправлена заявка в Книгу рекордов Гиннесса. На тот момент он был также старейшим из здравствующих летчиков-испытателей стран СНГ. Жил в г. Киеве. Умер 8 мая 2005 г.
2 сентября 1941 года при выполнении испытательного полета на ЛАГГ-3 погиб Василий Николаевич Гузеев. Его похоронили на местном кладбище.
Заводские летчики-испытатели не только в эти трудные дни испытывали новые истребители и перегоняли их в Ростов, где сдавали в авиабригаду полковника С.А. Красовского, но и принимали участие в защите Таганрога от рвавшихся к городу фашистов со стороны Мариуполя.
Несколько боевых вылетов тогда совершили С.Г. Плыгунов, И.Т. Ермащенко, М.И. Иванов. В первые дни эвакуации в октябре 1941 года, вылетев, на перехват фашистского самолета «Хе-111», был сбит летчик капитан Степанов. Самолет его упал в воду в районе села Петрушино. Но тогда никто извлечением останков самолета и пилота заниматься не стали. Это сделали уже после освобождения города в 1943 году.



Рецензии
Здравствуйте, Сергей!
Маленькая историческая миниатюра. Сухие цифры, конкретные имена: но за ними людские судьбы и часть судьбы нашей РОДины. Сейчас, вроде, мирное время, но идет все равно война, так называемая, холодная информационная война. И самолеты падают, и гибнут наши люди. Ведь, смерть от неестественных причин во много раз превышает рождаемость. Естественным уход человека в мир иной можно назвать только в возрасте, как минимум после 95 лет, как ушел Виталий Григорьевич Мареев. Впрочем, как пишут специалисты, 95 лет - это тоже не предел.....
Полезное дело делаете, Сергей, для наших внуков: пишите и доносите до них правдивую историю. Благодарность Вам и поклон.

С уважением, Велеслава.

Ольга Борисова   11.10.2008 07:51  
Спасибо Велеслава! Кстати с Мареевым я был знаком лично. Очень интересный нестандартный был человек.
С уважением Сергей

Сергей Емельянов   11.10.2008 19:51