Прозару

Авиация и Таганрог в начале XX века

Сергей Емельянов
Так уж случилось, что наиболее насыщенная и наполненная событиями жизнь в нашем городе была все же не в XVIII или XIX веках, а именно в только что ушедшем XX. И если спросить сегодня любого таганрожца, есть ли связь между авиацией и нашим городом, то он скажет: конечно! Да, теперь мы можем много и интересно говорить об авиационных предприятиях, а их несколько, и все они очень интересны, об аэроклубе, возникшем в середине 30-х годов, о Таганрогской военной авиационной школе имени Чкалова, об авиационном колледже имени Петлякова, можно говорить о выдающихся авиационных конструкторах, составивших гордость и славу не только города, но и страны. А о скольких талантливых знаменитых летчиках можно рассказать! И все это - Таганрог.
Но вернемся к началу уже прошлого XX века. Авиация еще была «в пеленках». На авиаторов смотрели как на чудаков, безрассудно рискующих своей жизнью ради каких-то неведомых большинству людей острых ощущений. И все же, и все же... Уже тогда наш город был авиационным. Достаточно сказать, что в бывшем доме знаменитого купца-контрабандиста Мари Вальяно открылось неведомое прежде в Таганроге техническое училище, ставшее позже одним из первых в стране авиационных техникумов. И уже в те предреволюционные годы здесь учился и будущий выдающийся авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков, создатель легендарных Пе-2 и Пе-8, соратник легендарного Туполева. Уже в те годы группа энтузиастов технического училища построила самолет оригинальной конструкции и, не имея денег на покупку мотора к нему, пыталась заработать путем платной демонстрации своего аэроплана в фойе училища, на что было получено специальное разрешение директора училища - известного инженера-технолога и статского советника Николая Петровича Оловягина. К сожалению, скупые строки архивных документов не сохранили имена этих первых авиастроителей Таганрога, а жаль. Неизвестна и судьба этого первого летательного аппарата тяжелее воздуха, построенного в нашем городе еще в 1910 году.
Но история сохранила имена других пионеров авиационного дела в Таганроге. В 1911 году рабочий доменного цеха Таганрогского металлургического завода Федор Степанович Старовойт предложил проект двухвинтового вертолета с тянущим винтом главному инженерному управлению. Он разработал проект и построил макет вертолета продольной схемы с тянущим винтом, рулем поворота и тремя крыльями-«парашютами». Несущие винты были четырехлопастные диаметром 450 мм. Крылья имели разные размеры (переднее - 450x200, среднее - 780x320, заднее - 600x320 мм), угол установки их мог меняться, благодаря чему предполагалось обеспечивать продольное управление. Весил макет 20,5 кг. Его общая длина была 1300 мм, высота - 620 мм. Его предложение о постройке было отклонено.
Еще раньше, в 1909 году, конструктор-чертежник Таганрогского котельного завода Александр Филиппович Симонов после опытов с моделями винтов и вертолетов разработал проект вертолета. В 1911 году этот вертолет был собран в Таганроге и пустой весил 136 кг. Использовался на этом аппарате двигатель «Анзани» в 25 л.с. Первые испытания на земле показали хорошую работу частей и деталей вертолета, но при этом были «только незначительные поломки». Но выписанный из Парижа капризный двигатель «Анзани» был, видимо, поврежден в пути и очень быстро вышел из строя. Денег на новый двигатель не было, и А.Ф. Симонов обратился за помощью в Петербург во Всероссийский аэроклуб. Дальнейшая судьба вертолета Симонова неизвестна.
У читателя может возникнуть вопрос: все это хорошо, но когда же таганрожцы увидели первый самолет в небе? Я должен огорчить - точной даты нет, или пока нет, но можно предположить, что это впервые могло случиться еще в 1910 году. Именно тогда один из выдающихся первых летчиков России Сергей Исаевич Уточкин приезжал в Ростов с показательными полетами на своем легендарном аэроплане «Фарман». В тот год он совершил настоящий подвиг, когда в течение нескольких месяцев с мая по ноябрь полетал впервые в небе Киева, Москвы, Харькова, Петербурга, Екатеринослава, Варшавы, Лодзи и т.д. Предполагается, что именно тогда, когда он был на гастролях в Ростове, пролетел и над Таганрогом.
У меня в домашней библиотеке хранится среди сотен других книг по истории авиации тонюсенькая книжица «На первой взлетной полосе России». Ее автор - Елена Петровна Кулакова, бывшая учительница ленинградской средней школы № 6, расположенной, как выяснилось, буквально на первой взлетной полосе России - знаменитом Комендантском аэродроме, где, собственно, и зарождалась авиация России. Она и встала во главе энтузиастов, создавших в этой обычной ленинградской школе необычный музей истории Комендантского аэродрома. Именно Елена Петровна много лет назад рассказывала мне о полетах С.И. Уточкина и подтвердила, что, будучи в Ростове, он летал и над Таганрогом. Только, в отличие от Ростова, в Таганроге никого не предупреждали о полете. Нетрудно представить, какое глубокое впечатление производил на людей начала XX века впервые увиденный в небе аэроплан. Уточкин и его странная на вид жужжащая «этажерка» наверняка вдохновила на путь в небо многих таганрогских мальчишек, И тем не менее, точного документального свидетельства пока нет.
Мало кто знает, что первые шаги по земле делал на таганрогских улицах будущий выдающийся советский создатель вертолетов Коля Камов. Здесь пять долгих и трудных лет прожила семья школьного учителя Ивана Михайловича Камова, попавшего в списки неблагонадежных в годы революции 1905 года и высланного из Сибири. За что? А за то, что входил в Союз учителей, который добивался свободы слова, права всех трудящихся на образование. Поскольку ссыльному учителю запретили преподавать в мужских гимназиях, он устроился в нашем городе в женскую. И власти относились к нему настороженно. Но нам важен сам факт пребывания Н.И. Камова в нашем городе в начале XX века.
В апреле 1910 года на тихой Ростовской улице в Таганроге в семье бывшего матроса Российского флота, участника знаменитого Цусимского морского сражения, а потом машиниста водокачки станции Таганрог Якова Литвинова родился второй сын - Виктор. Пройдут годы, и бывший таганрогский школьник, потом студент авиационного техникума Виктор Яковлевич Литвинов станет первым среди уроженцев Ростовской области дважды Героем Социалистического Труда, одним из выдающихся организаторов советской авиационной, а потом и ракетно-космической промышленности. Его имя напрямую связано с созданием в годы Великой Отечественной войны лучшего штурмовика Ил-2, а потом с освоением массового производства легендарного реактивного истребителя МИГ-15. Его деятельность напрямую связана с полетом в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Теперь в память его заслуг перед Родиной в парке имени Горького стоит бронзовый бюст таганрожца В.Я. Литвинова.
Особое место в развитии авиационной промышленности в Таганроге занимает Владимир Александрович Лебедев. К сожалению, его имя почти забыто. А ведь основатель Таганрогского авиационного завода заслуживает нашего признания и памяти. Это был незаурядный человек, один из пионеров летного дела в стране. Он стал третьим дипломированным пилотом России и первым - Петербурга. Позже он стоял у истоков первого Петербургского аэроклуба, основал первую в России авиашколу «Гамаюн». Среди его учеников были первые русские летчики — асы Первой мировой войны капитаны Ованесов и Докучалов, первая русская авиатрисса Лидия Зверева и другие.
Занявшись в 1912 году предпринимательской деятельностью, В.А. Лебедев в короткий срок сумел создать солидную авиационную фирму, которая к 1917 году уже построила пять авиационных заводов в Петрограде, Ярославле, Рыбинске, Пензе и Таганроге. Революционные события прервали его плодотворную деятельность. С 1916 года он жил в Таганроге. Не поняв и не приняв революцию, Владимир Лебедев в начале 1918 года уезжает навсегда из России. Сначала он был в Сербии, потом перебрался во Францию. За заслуги перед Французской республикой в развитии авиации В.А. Лебедев был награжден орденом Почетного Легиона, Он скончался в Париже на 68-м году жизни в 1947 году и похоронен там же на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев дю Буа.
А начиналось все в далеком 1916 году, когда в дачном пригороде Таганрога развернулось строительство аэропланного завода акционерного общества «Воздухоплавания В.А. Лебедев и К».
Днем рождения завода, ныне акционерного общества открытого типа «Таганрогская авиация», считается 17 (30) сентября 1916 года. В этот день была сделана запродажная запись о продаже участка городской выгонной земли в районе между Русско-Балтийским заводом (ныне АО «Таганрогский комбайновый завод") и дачным местечком «Карантин» (имевшим и другое название - Елизаветинский парк) для устройства здесь аэропланного завода. Фактически же работы начались еще летом 1916 года.
Построенный в очень короткие сроки, в течение 1916-1917 годов, Таганрогский авиационный завод уже накануне революции становится крупнейшим авиационным предприятием России по производственной площади, которая в то время составляла 13.826 квадратных метров.
У молодого завода были огромные преимущества для перспективного развития. Рядом был Донбасс - центр энергетики, в самом Таганроге были морской порт и хорошо отлаженная железная дорога, связывающая станцию и порт, и главные заводы Таганрога со всеми промышленными и административными центрами России. В Таганроге успешно действовал большой по тем временам металлургический завод, а рядом с лебедевским заводом гудел недавно эвакуированный из Ревеля мощный Русско-Балтийский завод, который уже построил свою крупную теплоэлектростанцию и проложил железнодорожную ветку, соединяющую завод и с морским портом, и с железнодорожной станцией.
Эти преимущества и кредиты, полученные от правительства, позволили строить завод быстро. Ведь под него уже были заключены крупные контракты с Морским ведомством на постройку 225 летающих лодок. Завод создавался как самолетостроительное предприятие с перспективой развития как гидросамолетостроительный завод. Возник он на стыке трех стихий - земли, неба и моря.
Быстро возводились капитальные кирпичные производственные здания, и уже в начале 1917 года, в разгар строительства, стали завозить закупленное в разных местах, в том числе и за границей, современное оборудование, станки, механизмы, а также различные приборы, агрегаты и авиаматериалы для развертывания серийного строительства новейших по тому времени аэропланов. Завод был очень хорошо спланирован и этим выгодно отличался от всех авиационных предприятий дореволюционной России.
Интересно был построен сборочный цех. Главная сборка состояла из двух потоков: один для сухопутных самолетов, другой - для морских. К сборочному цеху примыкали два крыла зданий, где изготавливались части и детали сухопутных и морских машин. Все это напоминало поточную систему сборки на современном самолетостроительном заводе.
Уже в ходе строительства завода у В. Лебедева возникла идея не просто построить в Таганроге свой очередной самолетостроительный завод (а до этого он уже имел четыре в других городах), но и использовать выгоднейшее географическое местоположение, а именно завод строился на далекой окраине Таганрога. Рядом были обширные городские выгонные земли, вполне пригодные как для расширения заводской территории, так и для устройства самого современного аэродрома. Завод располагался на берегу Таганрогского залива Азовского моря, это давало возможность создать здесь гидропляж для летающих лодок и, используя довольно долгий навигационный период (с марта до середины ноября), строить и испытывать гидросамолеты.
Уже в ходе строительства было решено создать при Таганрогском авиационном заводе свое конструкторское бюро, которое бы разрабатывало здесь новые гидросамолеты, т.е., говоря современным языком, строился научно-производственный центр отечественного гидросамолетостроения.
В Таганроге в разные годы работали авиаконструкторы Георгий Михайлович Бериев, Роберт Людвигович Бартини, Борис Петрович Лисунов, Владимир Петрович Горбунов, Леонид Дементьевич Колпаков-Мирошниченко, Михаил Леонтьевич Миль, Михаил Михайлович Шишмарев, Игорь Вячеславович Четвериков, Петр Дмитриевич Самсонов.
С Таганрогом тесно связана жизнь и деятельность многих замечательных авиаторов. Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР Павел Степанович Кутахов, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Борис Карпович Галицкий, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза Марк Иванович Шевелев, заслуженный военный летчик СССР, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Поликарпович Стрельников, Герой Советского Союза летчик-испытатель Иван Дмитриевич Занин и многие другие. Все они жили в Таганроге и внесли большой вклад в развитие авиации нашей страны.
1917 год - самый разгар строительства завода. Во вновь возведенных и еще не полностью оснащенных заводских корпусах уже идет сборка французских самолетов «Вуазен L», английских «Сопвичей», а затем собираются и отечественные оригинальные самолеты—разведчики «Лебедь XII». Всего этих машин было собрано на двух заводах фирмы - Петроградском и Таганрогском - 216 единиц. В Таганроге тогда же были собраны и облетаны две морские машины, поставленные на поплавки «Лебедь XII». Они получили название «Лебедь Морской».
К октябрю 1917 года на заводе в производстве было занято свыше 300 рабочих... А потом началась новая эпоха, которая требует отдельного рассказа.