Бартини Роберт Людовигович

Перевод статьи Андриано Гверра
из итальянской газеты "Унита" от 17 октября 1967 г.

НЕОБЫЧАЙНАЯ ИСТОРИЯ РОБЕРТО ДИ БАРТИНИ


Итальянец - один из крупнейших советских авиационных конструкторов.

Он приехал в СССР в 1923 году, чтобы посвятить свой талант "красной" авиации, которую тогда еще только предстояло создать. Многочисленны рекорды, установленные на его самолетах. Подвергнутый репрессиям в 1937 году, он продолжал работать даже в заключении. Недавно, в связи с 70-летием, он награжден орденом Ленина.

От нашей редакции
Москва, октябрь 1967 г.


Его зовут Роберто Орос Ди Бартини, родился он в Фиуме, 70 лет назад. Невысокого роста, коренастый, сильный, с телосложением рабочего и благороднейшим лицом ученого. В 1923 г, он приехал в Москву из Милана, тайно от итальянских властей, чтобы вместе с другими конструкторами "Дать Крылья"Октябрьской революции. Это образное выражение - не пустая фраза. Бартини стал одним из основателей советской авиации, ученым, одним из маленькой группы "главных конструкторов".

Теперь, спустя сорок четыре года после приезда в Москву молодого фиумца, мы имеем возможность в первый раз рассказать историю коммуниста и ученого, которому довелось быть свидетелем великого интернационального движения, рожденного Октябрем, вплоть до великого скачка к звездам, осуществленного советской наукой.

Но то, что мы вам расскажем, не будет историей вчерашнего дня авиации. Бартини прежде всего конструктор: он всегда занят тем, что стало его работой в СССР. Он оставляет свой рабочий стол только для того, чтобы посвятить себя, за другим рабочим столом, необычному хобби: теории множеств, теории относительности, квантовой теории, расчету измерений времени, размерности скорости света.

Но вопросы физики -- это тайная страсть,"вторая работа". "Сегодня, - говорит он, - можно и нужно посвятить свою жизнь также и проблемам, которые поставили последние открытия физики перед учеными и просто перед людьми, но между 1920 и 194О годами все умы могли служить только вопросам "осмысливания" и "изготовления". Я "делал" самолеты. Это была партийная работа. Вся задача тогда стояла в том, чтобы сделать "красные" самолеты более быстрыми более мощными, чем "черные".

Бартини, как мы увидим, был до конца верен обязательству, которое взял на себя. Его самолеты всегда были оригинальны как по идее, так и по конструкции, как вчера, так и сегодня в течение всей его удивительной жизни, которая фактически началась пятьдесят лет назад, когда,призыв Ленина пробудил сознание миллионов и открыл, новую страницу в истории человечества. Встреча с коммунистами была для Бартини встречей с международным революционным движением. Одной из первых партийных работ была помощь и объединение политических изгнанников, прибывших в Италию из Венгрии после поражения революции, руководимой Бела Куном. Официально он работал в Институте итальянского языка для иностранцев, который находился в Милане, и одновременно в нескольких других местах по найму. Но на самом деле школа была весьма своеобразной: достаточно сказвть,что программы были составлены Грамши, Террачини, Греко, Бордига и Репасси.

В те незабываемые годы интернационализм был не просто принципиапьной позицией, особенностью коммунистического движении, но так-же и организационным принципом, и новый Интернационал стремился быть не только центром координации и обмена опытом, но чем-то более значительным: своего рода истинной и фактически единой мировой партией, организованной на базе различных "национальных секций". Сегодня, воскрешая в памяти события тех лет, некоторые формулировки, взгляды на будущее, кое-что нам может казаться далеким от жизни, абстрактным; но нельзя забыть то дело, ту "реальную революцию", которая была совершена силами, собравшимися под знаменем Ленина. Революционное движение, каким мы его видим сегодня, шло оттуда, и сегодняшний интернационализм, более зрелый, более осознанный, а также более весомый и более "разумный", который признает национальные различия, освободившийся от идеи монополизма (и который, тем не менее - если вспомнить о Китае, - все еще испытывает трудности строительства), этот интернационализм является детищем той большой волны, которая смела старую Россю и которая, казалось, сметет весь мир в огне революции.

Бартини - сын этой волны. Он был и есть прежде всего интернацииональный борец.

По своему происхождению он был сыном богатого и знатного государственного секретаря г. Фиуме. Бартини говорит о своем отце с уважением и почтением. "Это был, - говорит он, - последователь великих французских просветителей, пересаженный на почву среднеевропейской и итальянской культуры города Фиуме. Его любимыми авторами были Даламбер, Вольтер, Руссо. В жизни и даже в собственном доме он стремился воплотить в жизнь "Общественный договор". Он никогда не говорил мне "ты", а называл меня "гражданином", тем самым утверждая равенство" .

Разрыв с отцом произошел в годы первой мировой войны, но это был разрыв, который в конечном счете не был для отца неожиданным ударом, так как он был следствием уроков, полученных молодым Роберто от отца. Этот разрыв произошел потому, что он больше не мог жить среди богатства большого аристократического дома, он хотел быть свободным человеком, а не молодым синьором", которому, благодаря деньгам, все доступно.

Так он добрался до Милана, гае работал на заводе у Изоттв Фраскини сначала шофером, потом разметчиком, одновременно учился в политехническом институте, ночевал в приюте бедноты, среди бродяг, воров, "христовых бедняков", обреченных на жалкое существование. Поэтому в эти тяжелые послевоенные годы был он и своего рода францисканцем, но францисканцем живущим в Европе, охваченной" объективной революционной ситуацией", когда бедняки не хотят больше принимать милостыню от господ, а собираются на площадях и ставят вопрос о власти. Неизбежной была встреча Бартини с революционным крылом итальянской социалистической партии -- с Грамши, Террачини, Бордига, Греко, Репасси. Так как он был родом из Фиуме, то ему была поручена работа среди венгерских эмигрантов.

В 1921 г. он вступил в КПИ. Он был профессиональным революционером, а также авиационным инженером и проектировщиком. Обстановка в Европе становилась тяжелой, среди участников революционного движения начались первые аресты.

В Италии победил фашизм. Мир капитализма, которому Ленин нанес тяжелый удар, мечтал о реванше, и рабочие обращали свои взоры к Москве, потому что там было сердце революции, потому что у границ первой в истории страны социализма, которой угрожали все армии мира, шла решающая борьба. Бартини не колебался, и когда его разыскивала фашистская банда и Партия предложила ему в ближайшее время покинуть Родину, чтобы принять участие в создании "красной" авиации, он не поколебался уехать навсегда.

Вот так в 1923 г. в Москве в экспериментальном институте он начал свою новую партийную работу . Тогда а стране было только два авиационных завода. Поэтому начинать все надо было от нуля и делать очень быстро. Бартини работал летчиком и конструктором. Он работал день и ночь. Без перерыва и выходных. Первый самолет, сконструированный Бартини, был "Сталь-6". Название самолета воскрешает в памяти эпоху первых советских пятилеток. Благодаря ряду усовершенствований и творческой фантазии - всего одно колесо для приземления, водяное охлаждение без радиатора (что уменьшало сопротивление), использование крыльев в качестве теплообменнииков и т.д. - самолет. который делал 420 км в час, обладал по тем временам наибольшей скоростью в мире.

Сконструированный в 1930 г. его "Сталь-6" поднялся в воздух в l932 году и Бартини никогда не забудет тот день в аэропорте, когда он увидел свой новый самолет, который прибыла принимать делегация Комммунистичекого Интернационала в составе Дженнари, Джерманетто Берти. За этим самолетом последовали другие: "Сталь-7" (который во время войны использовался как бомбардировщик с большим радиусом действия), транспортный самолет, гидроплан и т.д.

Приходилось работать не покладая рук, так как международная обстановка была неспокойной и невеселой, на землю Испании падали бомбы Гитлера. Эта работа была прервана самой несправедливой и не нальной трагедией -- с 1937-38 г.г. начались годы "процессов".

Январская ночь 1938 года. Бартини арестован на своей квартире. В первый период пребывания в тюрьме он ждал процесса, которого никогда не будет, по обвинению которое никогда не будет написано. За что? Как трудно теперь вынести все это, ясно видя, как он выполнял свой долг. Надо быть сильным человеком, чтобы быть способным, находясь в заключении, не терять связь с друзьями, где бы он ни находился, чтобы понимать, что истинный враг -- это мир господ.

Надо обладать большим духовным мужеством, большой политической силой, чтобы сказать товарищам: "Принимаю, согласен конструкировать самолеты и в заключении". Конструктор не знал, что несколько дней тому назад его самолет, покрыв расстояние пять тысяч километров, побил второй мировой рекорд.

Итак, еще один поворот. Бартини стоит перед выбором: согласиться -- значит работать в тяжелых условиях и косвенно признать себя виновным, чтобы и другие тебя считали виновным. Но не принять предложение -- это значит не выполнить своих обязательств, данных себе и своим товарищам, прозябать, а не жить, не делать ничего в то время, как столько нужно сделать, чтобы остановить фашизм, который продвигается по Европе. И вот решение Бартини: он не подпишет ни одного обвинительного протокола и будет работать и в заключении в качестве главного конструктора. Такое решение приняли Туполев, Королев, отцы "дороги к звездам , осознавшие, что задача состоит в том, чтобы победить нацизм, участвовать в защите и строительстве социализма, потому что поворот придет, не может не идти.

Социализм и личная власть - понятия непримиримые. Советское общество, советские коммунисты устранят то, что нужно устранить,и сохранят то, что нужно сохранить, совершая самую глубокую самокритику в истории. В январе 1948 года Бартини был освобожден. Он просит разрешить ему продолжать работу, как и раньше, на том же заводе. В 1955 году он был реабилитирован и ему был возвращен партийный билет. Но вот подошел ХХ съезд и в истории советского общества началась новая фаза. По-прежнему крепкий как дуб и несгибаемый Бартини продолжает выполнять свой долг борца революционного международного движения.

Недавно он отпраздновал свое 70-летие. Из Рима ему пришла поздравитеньная телеграмма от Луиджи Лонго. В июне этого года Советское Правительство наградило его высшей наградой - ОРДЕНОМ ЛЕНИНА.



Бартини Роберт Людвигович (14 мая 1897 - 6 декабря 1974 года).

Роберто Орос Ди Бартини.

На фото с поднятым кулаком - Партконференция ТМЗ 1973 год.


В 1929 году на самолете ТБ-1 "Страна Советов" был выполнен перелет Москва - Нью-Йорк. Техническое руководство перелетом - В. М. Петляков, морская часть перлета - Р. Л. Бартини.


1933 год - испытания самолета "Сталь-6". Скорость 420 км/час (И-5 - 260 км/час). Экспериментальный, одноместный. Одно убираемое колесо, вместо водяного радиатора - паровое охлаждение по двойной обшивке крыла. Полки лонжеронов из пучка труб ХМА, много сварки, конструкция смешанная. На совещании Наркомвоенмора с участием Ворошилова и Орджоникидзе был представлен Бартини. Ему поручено совместно с ГВФ создать на базе "Сталь-6" истребитель. Так возникло задание на "Сталь-8".


1934 год - "Сталь-8" конструкция с применением точечной и роликовой сварки. Скорость 630 км/час. В серию не пошел. Делался ГВФ, которому был не нужен. Был уязвим из за парового охлаждения - крыло.


1930 год - предложен проект двухлодочного цельнометалического самолета, аналогичный самолету АНТ-22 (МК-1).


1933 год - по предложению полярного летчика Чухновского Бартини проектирует самолет-вездеход - ДАР (Дальний Арктический Разведчик). Выпущен в 1936 году. Намечалась серия из 5 машин ( не строились). Оригинальные шасси - надувные мешки с полозьями для посадки на лед или снег.

Первоначальный проект имел ввиду помещение двух винтов в развитое в виде кольца крыло. Получено отрицательное сопротивление - Эффект Бартини, но при этом получалась большая потеря площади крыла, поэтому схема принята не была.



Набрано в 1995 году с самиздатовской книги.


Copyright © Taganrog-avia.