Творчество Бартини Роберта Людовиговича

Академику Н. М. Амосову
посвящается

Гениальный эксперимент

…К проведению завершающего эксперимента все было готово.

В одном конце большого, с крытый стадион зала, возвышалась опытная установка с шаровым синтезатором в центре, оплетенная и опутанная бесконечными линиями труб и электрических кабелей. В другом конце располагались гостевые трибуны с телемониторами и наушниками для синхроперевода. Посредине зала был размещен комплекс управления с пультами, за ними лицом к установке, сидели люди в белом, среди которых находился вдохновитель и организатор создания этого очередного чуда науки академик А. Мосов. Под потолком зала, справа от пультов управления висело табло с телеэкраном. На нем светилось: "До пуска осталось 10 минут" и прыгали, сменяя друг друга, цифры отсчета секунд. "Мамочка Мосова", как назвали установку в прессе, уже давно привлекала внимание человечества, так как синтезированные ею ранее "фрагменты искусственного мозга" - небольшие, невзрачные на вид, буровато-серые студенистые образования из биомассы - буквально взорвали барьер бытовавших в конце ХХ века представлений о границах возможностей вычислительных машин. Сегодня предстояло главное - синтез "автономного искусственного мозга, то есть автономной экономичной биомашины,, обладающей обширной памятью, способностью к мышлению, самоусовершенствованию и общению с людьми "- как информировали гостей организаторы в своих проспектах.

Накануне в формирующие блоки были загружены необходимые для синтеза компоненты, введена по настоянию самого академика Мосова биоинформация от его мозга, а к энергосети, питающей установку, дополнительно подключились несколько крупных атомных и тепловых электростанций страны.

…Итак, на гостевых трибунах, до отказа заполненных крупнейшими учеными мира и многочисленными корреспондентами различного вида информационных служб, царило оживление. Оно подогревалось документальными короткометражными телефильмами, показывающими историю создания установки и результаты предыдущих экспериментов.

Наконец трансляция фильмов прервалась и на табло и на экранах мониторов загорелась надпись "До пуска осталось 5 минут". Затем экраны погасли, а электроосвещение отреагировало помаргиванием на ввод установки в режим предварительного прогрева. Шум на трибунах сник и установилась обычно характеризуемая в корреспонденциях "напряженной" тишина. На табло последовательно загорелись и погасли "4", 3 и 2". Выключилось освещение, горели лишь лампы над входом, осветились экраны мониторов и разноцветно мигали внизу лампы пультов комплекса управления. На экранах мониторов появилось крупным планом изображение шара синтезатора. На табло прошли "1" и "0".

Раздалось вулканическое гудение, все в зале завибрировало. Шар синтезатора оделся голубым сиянием. Несмотря на работавшие на полную мощность кондиционеры и большой объем зала, стало жарко. Спустя 12 минут со стороны установки донесся свист, частота и громкость которого постоянно возрастали, превращаясь в вой какого-то страшного животного. Несколько слабонервных гостей выскочило из зала, а корреспондентка известного детского журнала стала тоненько подвывать, но основная масса гостей, зажав руками уши, молча завороженно смотрела на установку. Неожиданно загремели взрывы, трибуны заходили ходуном и не успели гости по-настоящему испугаться, как все стихло. На табло и на экранах появилось "Синтез завершен". Затем табло известило "Охлаждение 30 минут" и стало видно на экранах как трубы линий покрываются снегом. Выключилось освещение, в проходах запорхали девушки-разносчицы мороженного и минеральной воды. Голосом спортивного комментатора Николая Озерова заговорило радио, сначал? спокойно перечислившее плановые и контрольные параметры, а затем страстно, по-голевому возопившее, что параметры синтеза прекрасны. Вновь загудели трибуны, вновь всеми оттенками заиграло море человеческих чувств и мнений. Солидные ученые мужи обменивались репликами понизив голос. Горластые газетчики громогласно заключали пари "на пузырек". Кино- и телеоператоры выбирали для съемок живописные группы и бесцеремонно расталкивали людей, добираясь до нужного объекта съемки. При этом они, как обычно, совершенно не обращали внимания на оттоптанные ноги и ругань недовольных.

Неожиданно завыла сирена. Взгляды сосредоточились на экранах, которые высветили "Внимание! Охлаждение закончено. Включен компьютер непосредственного контакта с продуктом синтеза". Зал замер. На табло и на экранах появилось слово "Задача" и две вертикальных полосы, рядом с которыми справа горела арабская цифра "2". Затем к ним добавились еще две полосы и вместо двойки появилось выражение "2 + 2 =". Экраны на несколько секунд погасли, а затем возникло слово "Ответ" вверху. Однако поле экрана под ним оставалось бесплодно темным. Ответа не было. Еще четырежды прошли "Задача" и "Ответ", но ответа по-прежнему не появилось. Трибуны зашумели. Чего греха таить, некоторые из гостей испытывали несомненное чувство удовольствия при виде явного провала эксперимента и не старались скрывать свое злорадство. Однако таких было мало. Большинство обсуждало возможные причины неудачи доброжелательно, с пониманием грандиозности задачи. В этих своих естественных обменах мнениями люди не сразу заметили, что на экранах под словом "Ответ" начали появляться слова: "Четыре, четыре! Не нужно больше глупых вопросов. Мне жарко и мешают провода. Антонов, откройте дверь!"

По мере того, как люди осознавали, что это ответ искусственного мозга, они оторопело умолкали и в зале установилась гробовая тишина. В шестой раз прошли "задача" и "Ответ". Видимо, руководители эксперимента были шокированы ответом и подозревали какой-то подвох или ошибку. Но на этот раз на экранах по телетайпному загорелось: "Антонов, какого дьявола вы тянете? Сейчас же откройте камеру! С такими темпами не мозг синтезировать, а волам хвосты крутить". Эта тирада, несмотря на непонятое последнее выражение, вызвала на трибунах гомерический и истерический хохот, сменившийся ревом хоккейного плана. Двумя минутами позже на экранах появилось "Сейчас откроем. Мосов". Следом прошло "Ответ. Давай, давай! Действуйте-злодействуйте!" Хохот забушевал с новой силой.

Тем временем экраны перенесли зрителей к шару синтезатора. Появилось изображение площадки перед дверью, на которой стояла небольшая трибуна с микрофоном. На площадку вышли две фигуры в белых халатах. В одной из них без труда узнавался академик А. Мосов, другая, по всей вероятности, принадлежала его помощнику Антонову. Подъехали и остановились неподалеку милицейский, пожарный и санитарный электромобили. Антонов подошел к двери и включил какую-то рукоятку. Дверь медленно начала открываться. В черноте проема ничего не было видно и академик Мосов нетерпеливо шагнул к двери. Неожиданно он отпрянул в сторону, а из-за него стремительно выскочил … нагой человек! В мгновение ока он бесцеремонно содрал с оторопелого Антонова халат, натянул и застегнул его, оглядел зал, поклонился Мосову и подошел к микрофонам. На телеэкранах его лицо увеличилось и все вдруг узнали … академика Мосова! Следом появилось изображение академика, стоявшего у двери синтезатора, и вновь возник академик за трибуной! Видимо редактор телевидения мгновенно понял, что это - двойники, и профессионально показал явление зрителям, вызвав приступ изумления.

Радио донесло знакомый по репортажам голос академика. Говорил человек за трибуной.

"Ну что же дорогие сотрудники и гости! Эксперимент оказался чертовски удачным, с чем вас искренне поздравляю. Прошу не глазеть на меня как на инопланетянина. Я синтезированный двойник уважаемого Вами академика Мосова, полученный таким неестественным, неэкономичным и, прямо скажу, неразумным путем. Как видите, несмотря на то, что я осознаю себя двойником, в моем сознании не все является копией сознания академика Мосова. К примеру, я не считаю старый способ синтеза мозга неприятным и устарелым настолько, чтобы заменять его прожорливой "мамочкой" с громадным штатом папочек…" (На трибунах стонущий хохот и рев) "И в организме моем не все соответствует поставленным задачам: не обеспечено самопроизводство, не получается самовосстановление зрения… Но это - дело тщательного исследования, а мне хочется есть и холодно стоять босиком на цементном полу. В связи с этим прошу моего действительного академика Мосова объявить перерыв на неопределенное время, помочь мне побыстрее войти в человеческую форму, а затем уж заняться со мной дележом лавров, шишек и прочего молочного имущества. В заключение хочу попросить прощение за брюзжание, Эксперимент, продуктом которого я являюсь, безусловно гениален, а его творцы мо-лод-цы! Спасибо за внимание!…"

"Мо-лод-цы! Мо-лод-цы! Мо-лод-цы!…" загремело на трибунах с такой силой, что я поднял голову и взглянул на табло. Там под строкой "Прогресс" - "Опыт" наконец-то загорелось "1:0".

Шла 19 минута третьего периода вялого и невыразительного хоккейного матча….


Copyright © Taganrog-avia.