Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Краткая биография Р.Л. Бартини


Бартини Роберт Людовигович

Бартини Роберт Людовигович (Людвигович - в ранних документах) родился 14 мая 1897 г. в городе Канижа (Венгрия).

Соцпроисхождение - дворянин.

Перешел из Итальянского подданства в гражданство СССР в августе 1923 г.

За границей проживал в Венгрии и Италии, и 4 месяца в Германии в 1923 г. до приезда в СССР по указанию Коминтерна.

Фамилия была изменена в 1923 г. в Полпредстве СССР в Берлине при его отправлении через границу в СССР нелегально. Бывшая фамилия Орожди (так написано в анкете).

Владеет языками: итальянским, английским, немецким, французским, венгерским свободно испанским и эсперанто.


Из Автобиографии подписанной Бартини 29 мая 1948 г.:

Когда мне было 4 года, отец был переведен в итальянский город Фиуме, в то время принадлежавший Венгрии.

В г. Фиуме я вырос. Окончил там начальную (4 класса) и среднюю школу (гимназия 8 классов) в 1915 г.

В этом же году я был призван на военную службу, в 1916 г. окончил школу офицеров запаса венгерской армии в городе Бистерца (ныне Чехословакия).

В 1916 г. после прорыва Брусилова был взят в плен в Галиции и с 1916 г. до февраля 1920 был военно-пленным в России.

В феврале 1920 г. из Владивостока был репатриирован в г. Фиуме, в Италию.

Отец был в отставке (в чине государственного секретаря) и жил в городе Будапешт (в Венгрии). Так как в это время в Венгрии у власти уже находился ХОРТИ (белогвардейцы) и в лагере военнопленных в 1918-19 годах были составлены командованием лагеря документы о моих революционных и коммунистических убеждениях и был предупрежден, что по возвращению в Венгрию буду привлечен к ответственности за измену - я к отцу не вернулся и остался в Италии.

В 1920 г. поехал в город Милан, где был принят на третий курс политехнического института, и как репатриированный имел льготу сдать зачеты в любой последовательности. Здесь я учился до 1923 г., не имея средств для существования поступил рабочим (разметчиком на автомоторный завод ИЗОТТА-ФРАСКИНИ) жил в ночлежках и учился.

С момента формирования Компартии Италии (с февраля 1921 г.) стал ее членом и вскоре перешел на нелегальную работу. На нелегальной работе был в городах Милан, Триест, Генуя и Рим. После прихода Муссолини к власти (в конце 1922 г.) было решено о моей отправке из Италии в СССР (совместное решение ЦК Итальянской партии и Полпредством в Риме / тов. Воровский) и после прохождения летной подготовки в школе Ченточелле (Roma-Centocelle istituita dalla Compagnia Nazionale Aeronautica del conte Giovanni Bonmartini, Рим) (конец 1922 г. и начало 1923 г.) - в мае 1923 г. был отправлен из Италии в Берлин, откуда Полпредством был нелегально переправлен через границу в СССР (Москва), при этом моя фамилия была изменена Полпредством, приехал в СССР осенью 1923 г. как гражданин СССР.

В 1927 г. ЦК ВКП(б) меня перевел в члены ВКП(б).

При первой Всесоюзной демографической переписи было определено, что хотя по происхождению я венгерец, но по национальности итальянец.



В СССР, с 1923 г. все время работал в авиационной промышленности и ГВФ:

1923-1925 г. Научно-технический отдел Опытного аэродрома (проживал Москва, Мерзляковский пер. 18).

1925-1929 г. ВВС Черного Моря - старший инженер ВВС (Севастополь).

1929-1930 г. Научно-Технический Комитет ВВС РККА - старший инженер (проживал Москва, Мерзляковский пер. 18).

1930 г. Опытный отдел №3 Москва з-д №22 и 39 - главный конструктор.

1930-1938 г. НИИ ГВФ Москва - главный конструктор.

Оклеветанный, был арестован 14 января 1938 года и осужден Военной Коллегией Верховного суда 31 мая 1940 г. на 10 лет с поражением избирательных прав на 5 лет по статье 58-6.

Исключен из ВКП(б) в ноябре 1939 г.

1939-1948 г. Отбывал срок наказания (4-й Спецотдел МВД) в том числе в ЦКБ-29 НКВД в Москве и в ОКБ-86 в Таганроге - руководитель проекта, главный конструктор.

С 14 января 1948 г. ОКБ завода №86 (Таганрог) - главный конструктор.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР - М. Хруничева от 27 апреля 1948 г. инженер БАРТИНИ Роберт Людвигович назначен главным конструктором ОКБ-86 с присвоением ему третьей конструкторской степени по самолетостроению.

С 15 июля 1948 по 23 мая 1952 г. ОКБ завода п/я 31 (Таганрог) - главный конструктор.

23 мая 1952 г. Перевод в СибНИА.

Впоследствии работал в различных организациях (СибНИА, МАП и др.). Реабилитирован в 1956.

С 1 июля 1968 г. ТБ (техническое бюро) Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор.

Выписка из приказа Министра №221 от 17 июня 1968 г. Главный конструктор Таганрогского механического завода тов. Бартини Р.Л. назначен заместителем ответственного руководителя Машиностроительного завода.

С 1 января 1969 г. ТБ (техническое бюро) Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор 2 степени.

Выписка из приказа Министра авиационной промышленности СССР - П. Дементьева №52 от 7 февраля 1969 года. ...присвоить главному конструктору Таганрогского машиностроительного завода г. Бартини Р.Л. вторую степень главного конструктора с 1 января 1969 г.

С 1 февраля 1971 г. КБ-6 Машиностроительного завода (Таганрог) - главный конструктор 2 степени и заместитель ответственного руководителя.


Под его руководством разработаны гидросамолет ДАР (дальний арктический разведчик), самолеты "Сталь-6", "Сталь-7" (по схеме которого впоследствии создан бомбардировщик Ер-2), транспортный самолет Т-117, уникальная вертикально-взлетающая амфибия ВВА-14, оригинальные схемы ЛА, крылья с переменной стреловидностью и аэродинамической круткой, проекты гигантских экранопланов, и летательных аппаратов бесконтактного взлета.

Награды:
- грамота ВЦИК СССР (1929 г.);
- орден Ленина (1967 г., в связи с семидесятилетием со дня рождения);
- орден "Октябрьской Революции" (1971 г.);
- ?Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР? (представлялся в 1972 г., в связи с семидесятипятилетием со дня рождения);
- Почетная грамота Министерства и Центрального комитета профсоюза рабочих авиационной и оборонной промышленности (Приказ №338/к от 1 июня 1972 г. министра АП СССР - П. Дементьева).

В 70-х годах проживал в Таганроге по адресу ул. Свободы 14.

Последние годы жизни жил и работал в Москве. Умер 8 декабря 1974 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.




Именем Бартини названа улица, возле парка им. 300-летия г. Таганрога.



Часть так называемого завещания Р.Л. Бартини - "Моя воля" (скрыта часть, касающаяся его близких).

Моя воля. Бартини Роберт Людовигович


Бартини Роберт Людовигович




Мемориальные доски и бюсты:

Портрет авиаконструктора Роберта Бартини. Гипс. 66 х 26 х 30. Выполнен скульптором Файдыш-Крандиевским в 1967 году (собственость скульптора, хранился у него в мастерской в Москве).

Бартини Роберт Людовигович

Мемориальная доска в Таганроге, установленная на входе в ОКБ ТАНТК им. Г.М. Бериева, пл. Авиаторов, 1 (доступ ограничен)

Бартини Роберт Людовигович

Мемориальная доска в Новосибирске на жилом доме по пр. Дзержинского, 75, где жил Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini)
В Новосибирске он работал в НИИА в 50-е годы, будучи ограниченным в правах после репрессии и работы в "шарашках". (ссылка)

Бартини Роберт Людовигович

Бюст Р.Л. Бартини установлен в подмосковном Жуковском.
Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2017 г.
В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов. (ссылка)

Бартини Роберт Людовигович




Статьи и монографии Роберта Бартини:

О. Бартини Р. «Аналитическое построение аэродинамических контуров». Бюллетень НИИ Гражданского воздушного флота — «Лицом к технике» №1 май 1931 г. - Москва.

О. Бартини Р. «Схемы гидросамолётов». Бюллетень НИИ Гражданского воздушного флота — «Лицом к технике» №2 июнь 1931г; №4 август 1931 г., Москва.

Р. Бартини «Перспективы стального самолётостроения». - Журнал «Гражданская авиация» №5 1931 г. Гос. научно-техническое издательство, Москва.

О. Бартини «О перспективах технической реконструкции гражданского воздушного флота». - Журнал «Гражданская авиация» №2 1933 г., Гос. научно-техническое издательство, Москва.

Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. сер. Математика, Физика, 1965. Том 163, № 4, с.с.861-864.

Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1. с.с.249-266.

Роберт Орос ди Бартини «Ускорение, транспорт, художественное конструирование». - Бюллетень «Техническая эстетика» №12, 1967 г.

Бартини Р.Л. Цепь. (неизданная фантастич. киноповесть) - 1973-1974 гг.

Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.

Роберт ди Бартини «Транспорт будущего». - Журнал «Советский Союз» №11 (297) 1974 г. (нажмите, чтобы читать)

Бартини Р.Л. «Почувствовать себя конструктором». - Журнал «Изобретатель и рационализатор» №3 1975 г.

Бартини Р. Л. Гениальный эксперимент. Академику Н. М. Амосову посвящается (Вероятно не издавалась?)

Роберт Орос ди Бартини. Мир Бартини. Сборник статей по физике и философии / составитель А. Маслов. — Самообразование, 2009. — ISBN 978-5-87140-286-3..



Книги и статьи о Р.Л. Бартини:

Другие варианты биографии Р.Л. Бартини. (нажмите чтобы читать)

Андриано Гверра. Необычайная история Роберто Ди Бартини. перевод статьи из итальянской газеты "Унита" от 17 октября 1967 г.

Чутко И.Э. Красные самолеты. — М.: Политиздат, 1978. — 128 с. с ил. (Тираж 100 тыс. экз. Цена 20 коп.).

И. Берлин. Во имя борьбы. Газета "Таганрогская правда", 30 сентября 1977 г. (нажмите, чтобы читать)

Инженер И. Берлин. В силовом поле октября. Журнал "Наука и жизнь" 1979 г. №11, стр. 62-70, 1979 г. №12 стр 40-45. (нажмите, чтобы читать)

Чутко И.Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. - Биография Бартини.

Бузиновский С.Б., Бузиновская О.И. "Ро". - Барнаул.: "Оранта", 1994 г.

Казневский В.П., Осминин К.П. Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974. - М.: "Наука", 1997 г. - 85 с. (тираж что-то около 200 экз.).

Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». - Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.

Юрий Каминский. Одиссея «КРАСНОГО БАРОНА» // Техника — молодёжи, № 6, 2000.

Игорь Чутко Предтеча золотого века. статья в журнале "Вокруг Света" №12 (2759) (декабрь 2003 г.)

С.Т. Кашафутдинов. К юбилею Р.Л. Бартини. (К 110-летию со дня рождения). ФГУП "СибНИА, 2006 г. (нажмите чтобы читать)

Бузиновская О.И., Бузиновский С.Б. Тайна Воланда. - Барнаул.: Изд-во "(?)", 2003 г., переизд. - М.: "Лев и сова". 2007 г.

Маслов А.Н. Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии. - М.: Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г.

Giuseppe Ciampaglia. La vita e gli aerei di Roberto Bartini. - Roma: Ed. IBN Scol., 2010. - pp. 142. ISBN 10: 8875650934 - 13: 9788875650933. (Джузеппе Чампалья. Жизнь Роберта Бартини и самолеты. Италия, Рим, 2010 г.) (нажмите, чтобы читать онлайн).

Фортинов Л.Г. Маэстро Бартини. М.: Авико Пресс. - 2011, 40 с. (нажмите чтобы скачать книгу в формате .pdf)

Погорелов Николай Александрович. Невостребованное наследство. Записки об авиаконструкторе Р.Л. Бартини. - Харьков: Издательство Харьковского авиазавода, 2012 г. - 750 с. (тираж 100 экз.). (нажмите, чтобы читать онлайн)

Николай Васильевич Якубович. Самолеты Р.Л. Бартини – М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2006 г. - 110 с. ISBN 5-900078-51-5

Якубович Н.В. Великий Бартини. "Воланд" советской авиации. - М.: Яуза : Эксмо, 2013. - 256 с. (Серия "Гении авиации", тираж 2 тыс. экз.).

Руслан Мельников, Тайна "красного барона", 13 февраля 2015 года, Российская газета

Сергей Емельянов. "Чтобы красные самолеты летали быстрее черных..."1 апреля 2015 г. Журнал "Родина" - №415 (4)

Дарья Всеглядова. Простой советский гений Роберто Бартини, газета "Таганрогская правда" №82 (26525), 22 июля 2015 г., стр. 6.

Чампалья Джузеппе, Лаврищев Д.С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8.

GIUSEPPE CIAMPAGLIA. Quando a Roma arrivarono i Bolscevichi, из книги STRENNA DEI ROMANISTI. NATALE DI ROMA. 2017 г., стр. 119

Кисляков Р.Ф. Авиационный конструктор и учёный Роберт Людвигович Бартини. Научно-технический сборник — Новосибирск, 2019. — 352 с. — 70 экз. — ISBN 978-5-6043216-0-7. (обложка) (стр.1) (стр.2) (стр.352)



Фильмография:

"Бартини". 1996 г. ГТРК "Новосибирск". (2-х серийный фильм, вероятно, первый документальный фильм, снятый о Роберте Бартини). Автор - С. Тёрнер. - 1 серия, - 2 серия.

"Роберт Бартини. Чёрный лабиринт". (из цикла "Век полёта: виражи и судьбы"). Телеканал Культура, 2002 г.

"Гений из шарашки. Авиаконструктор Бартини" (иногда "Код Бартини"). Автор сценария и режиссёр - Александр Славин. Студия "Крылья России" по заказу ФГУП ГТК "Телеканал Россия", 2004 г.

"Тайны времени Роберто Бартини". Автор сценария - Т. Борщ. ООО "Астра-арт" по заказу ФГУП "ЕТРС ВС РФ" 2008 г.

"Роберто Бартини" (из цикла "Гении и злодеи", телекомпания "Цивилизаця", ГТРК "Культура"). Автор сценария - М. Собе-Панек. 2012 г.

"Эффект Бартини". Специальный репортаж Алины Темновой. ВГТРК, канал "Россия 24". Выпуск от 14 мая 2014 г.




Фотографии:

Бартини Роберт Людовигович
Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.

Бартини Роберт Людовигович
После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов,
летчик-испытатель Ю.М. Куприянов, главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов, подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков, капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.

Бартини Роберт Людовигович
На фото с поднятым кулаком - Партконференция ТМЗ 1973 год.

Бартини Роберт Людовигович
Бартини Роберт Людовигович



Рисунки Р.Л. Бартини:

Бартини Роберт Людовигович

(нажмите чтобы увидеть больше рисунков)



Источники информации:

Бартини, Роберт Людвигович (с сайта https://ru.wikipedia.org/)

Подборка материалов по Роберту Бартини от Александра Васильева (2013 г.)

БАРТИНИ РОБЕРТО ЛЮДОВИГОВИЧ (1897-1974) (с сайта www.airwar.ru)

Погорелов Н.А. "Ненужный самолёт" (с сайта http://vtol.boom.ru/mat/vva/index1.htm)

Благотворительный Фонд «Легенды Авиации» совместно с ООО «НИК» при поддержке администрации городского округа Жуковский выполнил проект: Открытие уникального архитектурного комплекса "Создатели авиации России" (с сайта http://www.avialegends.org/)

Аллея бюстов «Создатели авиации России» в Жуковском. 23.09.2017 (с сайта http://moscowalk.ru/)

Аболина Р.Я. А. Файдыш-Крандиевский. Издательство "Художник РСФСР", Ленинграл, 1969 г.

ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail