Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Панякин Виктор



Техника созданная
Виктором Панякиным

Вертолет Панякина

Вспоминает Келазев Борис Павлович - военный летчик, полковник запаса, летчик-испытатель, президент авиационно-технического клуба "Вертикаль" г. Дубна, Московской обл.:

- "С уверенностью скажу, что первым самодельным ЛА в Таганроге был автожир Виктора Панякина, Николай Павлович Ходячий непосредственный участник того проекта.

Автожир Виктора Панякина из Таганрога

Наше знакомство с Виктором состоялось когда он строил автожир, я даже помогал ему делать лопасти, это было в середине семидесятых. На автожире я подлетывал на заводской полосе на буксире. Двигатель не ставили. Требовались доработки, потому что после отрыва возникало кренение. Панякин забросил это дело и взялся за вертолет. Его мотор от мотоцикла Урал сначала поставили на мой самолет "Стрекоза". Вертолет построили, но до полетов не дошло.

Первым в Таганроге самодельным самолетом была моя "Стрекоза", делал я ее в клубе "Красные крылья" летал сначала на буксире в Миллерово, а потом с мотором от Урала на полосе в полку. Правда был всего один полет, в котором остановился двигатель, и мне пришлось садиться на крышу казармы. Но этот полет был настоящим счастьем. Я потом самолет восстановил, но это уже другая история".


По воспоминаниям Евгения Николаевича Гломбинского, который помогал Панякину расчетами винта и советами по конструкции авиационной техники, Виктор Панякин строил автожир и всю свою остальную технику со своим ближайшим соратником Юрием Пашковым в подвале дома на пересечении улицы Прохладная и 10-го переулка, а затем собирал в гараже, недалеко от дома. Дружил Виктор со множеством творческих людей города, всегда внимательно прислушивался к советам специалистов. Советовался с конструктором - начальником КБ-7 - Стадником Александром Федоровичем, который жил недалеко от него.

Первые полеты автожира выполнялись на строящейся объездной дороге Жданов-Ростов. Брат Панякина - милиционер (на фото он за автожиром стоит), помогал перекрывать участок дороги, где проводились буксировки автожира. Позже полеты проводили на строящейся взлетно-посадочной полосе завода Димитрова заезжая на нее со стороны деревни Петрушино. Договариваться с охраной завода Панякину иногда помогал легендарный таганрогский летчик Игорь Иванович Шавша.

Позже Виктор Панякин решил поставить на автожир мотоциклетный мотор с толкающим винтом. Пашков разработал схему установки двигателя и ременную передачу (неудачную) на винт, которую затем заменили на зубчатый редуктор, который им помогли сделать на Комбайновом заводе. Вроде бы эта конструкция летала.

Позже был построен вертолет, но, по мнению самого Виктора не совсем удачный, поэтому про его полеты никто вспомнить не может.

Во время изготовления лопастей на автожир и вертолет Виктор Панякин сильно испортил свое здоровье, отравившись парами эпоксидных смол. Поправить свое здоровье он смог благодаря походам на катере "Жак-Ив Кусто" к Черному морю и плаванию с аквалангом.

Когда ему подсказали что в аэроклубе стоят два списанных самолета Як-12, он чудесным образом один из них перебазировал в свой гараж-мастерскую и восстановил его до летного состояния. Перкалевую обшивку он заменил на листовую из дюраля.


Виктор Панякин по воспоминаниям знавших его людей работал в организации по ремонту бытовой техники. На мотороллере развозил холодильники. В свободное время гонщик - мотоциклист, на спор заехал на мотоцикле на 5-этаж, но повредил ногу, потом хромал. Воспоминания о нем у всех только положительные, как о замечательном человеке. К сожалению он уже умер. С его непосредственным участием были построены - автожир, вертолет, в сарае возле его дома на базе самолета Як-12 сделан туристический / сельскохозяйственный самолет с мотором М-11Ф, который много и неплохо летал (по слухам даже гоняли уток с Сергеем Бидашом), он в морском порту восстановил поднятый со дна командирский катер, нарастил корму, установил двигатель от Икаруса и назвал его "Жак-Ив Кусто".



Фотографии:


Катер Виктора Панякина "Жак-Ив Кусто" на берегу Таганрогского залива (Бухта Андреева).

Катер Виктора Панякина Жак-Ив Кусто


Вертолет Виктора Панякина.

Легендарный Виктор Панякин

Вертолет Панякина и Пашкова. 1976 год, г. Таганрог СССР (фото с форума reaa.ru).

Вертолет Пашкова и Панякина


На фотографии легендарный Виктор Панякин его двигатель Урал на самолете "Стрекоза".

Легендарный Виктор Панякин


Самолет "Стрекоза" с двигателем Виктора Панякина от мотоцикла Урал.

Самолет Стрекоза


Автожир Виктора Панякина из Таганрога.

Автожир Виктора Панякина из Таганрога



Источники информации:

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Сверхлегкая авиация Таганрога.

Ассоциация Экспериментальной Авиации › Новая книга-каталог о конструкциях винтокрылых ЛА, Ответ #110.

Книга: Леонид Козярчук. Автожиры и геликоптеры 1944-2002. Каталог конструкций. Луцк. 2013. стр. 100, 115, 147.



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail

Copyright © Taganrog-avia.