Гидросамолет МБР-2 |
В конце 1939 г. Г.М. Бериев еще раз попытался модернизировать своего первенца. Этому предшествовала попытка создать новый гидросамолет - ближний морской разведчик для замены МБР-2. МБР-7 (внутренний шифр ЦКБ МС-8) имел лучшую аэродинамику и более мощный двигатель М-103. Однако новый самолет требовалось доводить, и этот процесс грозил затянуться на достаточно длительное время. Поэтому и возникла идея улучшить летные характеристики МБР-2, так сказать, малой кровью, установив на него силовую установку с МБР-7.
12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения М-103 (форсированный вариант двигателя М-100А, в серии с 1938 г.) с максимальной взлетной мощностью 850 л.с. был мощнее и легче АМ-34НБ и при этом имел меньший "лоб". На моторе был установлен металлический трехлопастной винт ВИШ-2ПТ диаметром 3,25 м с двумя установочными углами лопастей. Двигатель устанавливался на подмоторной раме, аналогичной по конструкции подмоторной раме АМ-34НБ серийного самолета МБР-2.
В МБР-2-М-103 была оперативно переоборудована одна из серийных летающих лодок, которая уже в ноябре 1939 г. была передана на совместные (военные и заводские) летные испытания. Они проходили в два этапа: с 14 по 27 ноября 1939 г. в Таганроге, а затем с 27 ноября по 19 февраля 1940 г. в Севастополе. По результатам испытаний было отмечено, что МБР-2-М-103 обладает лучшими характеристиками, чем серийные МБР-2, превосходя их по максимальной горизонтальной скорости, скороподъемности, потолку, дальности полета, и имеет меньшее время разбега (особенно при использовании закрылков).
Выводы, которые были сделаны военными по результатам проведенных испытаний, оказались двоякими. С одной стороны, отмечались все положительные моменты установки на гидросамолет нового мощного двигателя, особенно для варианта самолета-водителя торпедных катеров МБР-2ВУ, с другой, констатировалось, что все это "слишком мало и слишком поздно".
Уже построенные МБР-2 так и не были модернизированы под двигатели М-103, поскольку основные силы ОКБ были брошены на создание корабельного разведчика КОР-2 (Бе-4), а само производство МБР на заводе № 31 в том же 1940 г. было прекращено. Последовавший за этим перевод ОКБ Г.М. Бериева на завод № 288 в Савелово под Москвой, а потом начавшаяся война окончательно поставили крест на планах по модернизации МБР-2.
Гидросамолет МБР-2 с двигателем М-103 на испытаниях в Таганроге.
Архив ТАНТК им. Г.М. Бериева
Книга: Заблотский А.Н., Сальников А.И., Емельянов С.Н. История авиастроения в Таганроге. 80 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева. М.: АлексВ, 2014.
Книга: Заблотский А.Н., Сальников А.И. Георгий Бериев. Конструктор и его самолеты. М.: ООО "ЦРТ "Золотое крыло", 2016.
МБР-2 (с сайта "Уголок неба").