Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

ТАНТК им. Г.М. Бериева



Легкий многоцелевой cамолет-амфибия Бе-103

Самолет-амфибия Бе-103

Самолет-амфибия Бе-103 разработан в Таганроге на ТАНТК им. Г.М. Бериева.


Первый полет на самолете Бе-103 совершен 15 июля 1997 года.


Бе-103 - легкий многоцелевой самолет-амфибия с двумя поршневыми двигателями Teledyne IO-360ES мощностью 210 л.с. для перевозки 4-5 пассажиров или около 400 кг грузов в труднодоступных для других видов транспорта регионах со значительным количеством водоемов. Может применяться в санитарном, сельскохозяйственном, патрульном и других вариантах.

Выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана с водоизмещающим крылом с корневыми наплывами, фюзеляжем-лодкой, классическим оперением, двумя двигателями на пилонах над хвостовой частью фюзеляжа и трехопорным убирающимся шасси с носовой стойкой.

Разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началась на ТАНТК им. Г.М. Бериева, с началом 90-х гг. Проект был инициативным и преследовал две основные цели. Во-первых, отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 тонн, а во-вторых, создать многоцелевую амфибию для использования в транспортных перевозках по воздуху на местных линиях страны (а особенно в Сибири и на Дальнем Востоке).

Все опытные и серийные самолеты строились на КнААПО (ныне КнААЗ компании "Сухой"). Первый вылет с аэродрома выполнен 15 июля 1997 г., с воды - 24 апреля 1998 г. После выпуска пяти летных опытных и предсерийных образцов на КнААПО в 2002 г. было развернуто серийное производство завершившиеся в 2007 г.

Сертификат типа АР МАК на самолет Бе-103 получен 26 декабря 2001 г., самолет также сертифицирован в США, Бразилии и Китае. Первые три серийных Бе-103 в июле 2003 г. поставлены в США.

Летом 2006 г. авиакомпанией ТАНТК им. Г.М. Бериева начаты пассажирские перевозки на Бе-103 в России.


Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2007 г. (нажмите, чтобы скачать).


Построено пять опытных образцов и 26 серийных самолетов Бе-103 (главным образом, по заказам КНР, получившей первые две машины осенью 2010 г.). В течение долгого времени велись переговоры о новых поставках в КНР и организации там лицензионного производства, очередное соглашение на этот счет достигнуто в ноябре 2016 г.


Реестр Бе-103 из журнала Взлет
Журнал "Взлет" №9/2012 (93) сентябрь (с сайта www.take-off.ru)


Вялотекущие переговоры о новых поставках Бе-103 в КНР и организации там лицензионного производства этих амфибий так и не привели к подписанию каких-либо конкретных документов. Фактически в Китай отправлены всего две машины из более чем полутора десятков для него построенных, а остальные находятся на хранении на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. К сожалению, не нашлось для этого самолета и реальных заказчиков в России.

На основе Бе-103 на КнААПО в 2002 г. был разработан и построен опытный экземпляр модифицированного самолета-амфибии СА-20П с одним поршневым двигателем М-14П мощностью 360 л.с. и доработанной конструкцией. СА-20П проходил летные испытания с октября 2002 г. Прорабатывались варианты создания модификации с газотурбинным двигателем.


Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2020 г., на русском языке (нажмите, чтобы скачать).


Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2020 г., на английском языке (нажмите, чтобы скачать).



В 2022 году Бе-103 установлен на территории ТАНТК им. Г.М. Бериева:

Самолет-амфибия Бе-103

Самолет-амфибия Бе-103

18 июля 2022 г. в Таганроге, на территории ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", по инициативе управляющего директора П.В. Павлова, в качестве памятника установлен третий опытный самолет-амфибия Бе-103 (серийный номер №3004, бортовой - RA-03004) построенный в 1999 г.


Фотографии:

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2002.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103. Выход из воды на берег по гидроспуску.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103. Вид на кабину экипажа.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина и багажный отсек.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.

Самолет-амфибия Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2006.

Самолет-амфибия Бе-103
В 2022 году самолеты-амфибии Бе-103 построенные на КнААПО еще можно увидеть хранящимися на заводском аэродроме
(восстановить их для использования достаточно затруднительно), (с сайта yandex.ru/maps).



Видеофильмы:


Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2010. (с сайта https://youtu.be/0m1YisSZCEY )



Источники информации:

Самолет-амфибия Бе-103 (с сайта www.beriev.com).

Самолет-амфибия Бе-103 (с сайта "Уголок неба").

Реестр самолетов-амфибий Бе-103 (с сайта https://russianplanes.net).

18 июля 2022 г. в Таганроге открыт памятник самолету-амфибии Бе-103. (с сайта газеты "Таганрогская правда")



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail

Copyright © Taganrog-avia.