Легкий многоцелевой cамолет-амфибия Бе-103 |
Самолет-амфибия Бе-103 разработан в Таганроге на ТАНТК им. Г.М. Бериева.
Первый полет на самолете Бе-103 совершен 15 июля 1997 года.
Бе-103 - легкий многоцелевой самолет-амфибия с двумя поршневыми двигателями Teledyne IO-360ES мощностью 210 л.с. для перевозки 4-5 пассажиров или около 400 кг грузов в труднодоступных для других видов транспорта регионах со значительным количеством водоемов. Может применяться в санитарном, сельскохозяйственном, патрульном и других вариантах.
Выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана с водоизмещающим крылом с корневыми наплывами, фюзеляжем-лодкой, классическим оперением, двумя двигателями на пилонах над хвостовой частью фюзеляжа и трехопорным убирающимся шасси с носовой стойкой.
Разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началась на ТАНТК им. Г.М. Бериева, с началом 90-х гг. Проект был инициативным и преследовал две основные цели. Во-первых, отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 тонн, а во-вторых, создать многоцелевую амфибию для использования в транспортных перевозках по воздуху на местных линиях страны (а особенно в Сибири и на Дальнем Востоке).
Все опытные и серийные самолеты строились на КнААПО (ныне КнААЗ компании "Сухой"). Первый вылет с аэродрома выполнен 15 июля 1997 г., с воды - 24 апреля 1998 г. После выпуска пяти летных опытных и предсерийных образцов на КнААПО в 2002 г. было развернуто серийное производство завершившиеся в 2007 г.
Сертификат типа АР МАК на самолет Бе-103 получен 26 декабря 2001 г., самолет также сертифицирован в США, Бразилии и Китае. Первые три серийных Бе-103 в июле 2003 г. поставлены в США.
Летом 2006 г. авиакомпанией ТАНТК им. Г.М. Бериева начаты пассажирские перевозки на Бе-103 в России.
Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2007 г. (нажмите, чтобы скачать).
Построено пять опытных образцов и 26 серийных самолетов Бе-103 (главным образом, по заказам КНР, получившей первые две машины осенью 2010 г.). В течение долгого времени велись переговоры о новых поставках в КНР и организации там лицензионного производства, очередное соглашение на этот счет достигнуто в ноябре 2016 г.
Журнал "Взлет" №9/2012 (93) сентябрь (с сайта www.take-off.ru)
Вялотекущие переговоры о новых поставках Бе-103 в КНР и организации там лицензионного производства этих амфибий так и не привели к подписанию каких-либо конкретных документов. Фактически в Китай отправлены всего две машины из более чем полутора десятков для него построенных, а остальные находятся на хранении на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. К сожалению, не нашлось для этого самолета и реальных заказчиков в России.
На основе Бе-103 на КнААПО в 2002 г. был разработан и построен опытный экземпляр модифицированного самолета-амфибии СА-20П с одним поршневым двигателем М-14П мощностью 360 л.с. и доработанной конструкцией. СА-20П проходил летные испытания с октября 2002 г. Прорабатывались варианты создания модификации с газотурбинным двигателем.
Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2020 г., на русском языке (нажмите, чтобы скачать).
Рекламный буклет "Самолет-амфибия Бе-103", 2020 г., на английском языке (нажмите, чтобы скачать).
18 июля 2022 г. в Таганроге, на территории ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", по инициативе управляющего директора П.В. Павлова, в качестве памятника установлен третий опытный самолет-амфибия Бе-103 (серийный номер №3004, бортовой - RA-03004) построенный в 1999 г.
Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2002.
Самолет-амфибия Бе-103. Выход из воды на берег по гидроспуску.
Самолет-амфибия Бе-103. Вид на кабину экипажа.
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина и багажный отсек.
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.
Самолет-амфибия Бе-103, пассажирская кабина.
Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2006.
В 2022 году самолеты-амфибии Бе-103 построенные на КнААПО еще можно увидеть хранящимися на заводском аэродроме
(восстановить их для использования достаточно затруднительно), (с сайта yandex.ru/maps).
Самолет-амфибия Бе-103 на выставке Гидроавиасалон-2010. (с сайта https://youtu.be/0m1YisSZCEY )
Самолет-амфибия Бе-103 (с сайта www.beriev.com).
Самолет-амфибия Бе-103 (с сайта "Уголок неба").
Реестр самолетов-амфибий Бе-103 (с сайта https://russianplanes.net).